| 1 | 2 По
Юнгу, «архаико-мифологическая форма бессознательного» возникает не из личного познавательного опыта, но формируется в коллективном
бессознательном и передается психике последующих поколений как «коллективное
бессознательное». В этом своем качестве она «тождественна самой себе у всех
людей и поэтому составляет существующую у каждого всеобщую духовную основу,
имеющую сверхличную природу».
В коллективном бессознательном содержатся извечные
образы, мотивы и изобразительные формы созерцания, первоначальные типы или
архетипы, т.е. коллективные представления, идеи, возникшие в те первобытные
времена, «когда сознание еще не мыслило, но лишь воспринимало». В конечном счете все, чем живет современное человечество, уже заложено
в архетипах.
«Великие жизненные проблемы всегда стоят в отношении к
исконным образам коллективного подсознания» (психол. Типы). Мифологическо-символические свойства архетипов объясняются
тем, что они, подобно снам или видениями, нередко хаотичны, разрознены и аллогичны, т.е. говоря о мифах, мы должны иметь в виду не
мифологическую структуру в ее стройности, целостности и единстве образующих ее
элементов, но скорее «составные части мифа», например, архетип отца, архетип
матери и т.д.».
Р. Чейз
«Миф
или мифология – это то, в чем
нуждается современная культура, потому что, утратив руководство христианской
догмы, мы блуждаем в хаосе науки и секуляризма. Новый миф или новая версия
старого мифа должны быть созданы, чтобы поддержать и вести нашу веру и наше
творчество». “Миф – это
эстетическая активность человеческого интеллекта”, “религия в литературной
форме”, “непременное основание всякой поэзии”».
Ч. Блеккер «Новая
действительность»
«Достигнув
середины XX в., мы ощупью спускаемся к тем пределам, где зарождались величайшие
проявления всех времен. Не субъективный опыт, не психология, не эксперимент с
действительностью интересует нас прежде всего в
произведении искусства, но дикое, непосредственное соприкосновение с
первоэлементами, чистый ритм бытия».
«Странная
вещь происходит со смыслом слова, с его значением, когда оно разнообразно
преломляется в уме, подобно тому, как свет, проходя сквозь облако, разлагается
на все цвета радуги. Ведь достаточно одному из этих преломлений связаться со
злом, стать проклятием, чтобы такое слово приобрело дурную славу в любом своем
значении, сделалось мерзким в любом своем смысле и обозначало только
какую-нибудь мерзость, уже осужденное обозначать всякие мерзости».
Т. Манн «Иосиф и его братья»
На предыдуший раздел к содержанию >>
[1] И.Л. Савранский. Коммуникативно-эстетические функции культуры. –
М., 1979.
1 | 2
|
|