Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

Глава 7. И ВСЕ ЭТО – КЛАССИКА

«Маяк» – это музыка. Она звучит в салонах такси и приемных больших начальников, из настежь открытых окон в летнюю пору и авосек гуляющих пенсионеров. Музыку «Маяка» узнаешь сразу. Она стала своей, семейной. Как «Подмосковные вечера».

Радио – это телевидение для интеллигенции. (Ольга Русанова)

Магия эфира. (Аркадий Ваксберг)

Борьба на музыкальном ринге. (Вера Карпеченко, Артур Макарьев)

О вкусах – не спорить? (Валентин Тернявский)

По следам чукчей. (Андрей Баршев)

Незабытые мелодии. (Всеволод Тимохин, Глеб Скороходов, Игорь Макаров)

«МАЯКовские» окна роста. (Людмила Дубовцева)

На предыдуший раздел в оглавление >>

Русанова Ольга Виленовна

Выпускница Московской консерватории, музыковед. На радио с 1982 года: начинала на Иновещании, затем работала на «Радио России», с 1999 года – на «Маяке» (в 2000–2003 годы руководитель Студии культуры и музыки, с 2003 года – советник Председателя). Член Союза журналистов. Почетный радист. Лауреат премии Медиасоюза в номинации «За верность теме» (к 300-летию Санкт-Петербурга).

Радио это телевидение для интеллигенции

Музыкальный директор должен иметь хорошую команду, жесткий формат и чистый стол.

Что снится музыкальному директору? Диски, много дисков. Вот они складываются в холмики и горки, которые растут и растут. Их надо прослушать и решить, что пригодно для эфира, что нет. Но ты не успеваешь. И не успеешь никогда. Просто потому, что ухо воспринимает не больше, чем воспринимает. Иначе оно «замыливается». Значит, о счастье музыкального директора – чистом столе – можно и не мечтать.

Музыкальный директор вообще не может быть счастлив, потому что по определению он – обидчик. Всегда есть композиторы и поэты, певцы и музыканты, которые рвутся в эфир, а ты, супостат, их не пускаешь. А ведь нехорошо обижать людей, особенно пожилых, ветеранов. Нехорошо, но что делать? Вот приходит поэт N и приносит спортивный «шедевр»:

«Паренек стоит в воротах,

Эй, вратарь, да ты не промах».

Или такое вот рукотворное произведение:

«Палочки да елочки, как вы хороши,

Мне бы сторублевочку – выпить для души...»

Прикольно, конечно, и даже душевно, но, увы, не для «Маяка». Вообще музыкальный директор в своей работе несвободен, он жестко руководствуется форматом. Как только ни ругали, ни проклинали это магическое слово, но не соблюдать формат, то есть концепцию вещания, современное радио не может. Музыкальных форматов в мире множество – классика, отечественная и мировая поп-музыка, рок, фолк, джаз, танцевальная музыка, и это не считая более специфических, вроде нашего шансона, американского кантри или аргентинского танго. Есть и так называемые широкие форматы. «Маяк», к счастью, и представляет собой тот самый «широкоформатный канал». Говорю «к счастью», потому что с широким форматом работать гораздо интереснее. Так вот, мы построили комбинированный музыкальный формат «Маяка», основываясь на всех основных жанрах (поп, рок, классика, джаз, бардовская песня, фолк). Однако из каждого брали только популярные произведения. Так, чтобы ни одна социально значимая группа общества вся разом не выключила радио.

Итак, музыкальный «Маяк» – радио шлягеров, хитов. Казалось бы, с этим всё ясно. Всё? Выяснилось, что вкусы у коллег разные, и не сразу мы выработали единую точку зрения. Поначалу критерий отбора произведений был предложен такой: в эфир даем то, что мы готовы слушать дома, с гостями. Ведь слушатели – те же гости, только более придирчивые и взыскательные. При этом мы принимаем их круглосуточно, так что нельзя их кормить Демьяновой ухой, даже если они сами нас об этом просят.

А ведь просят, да еще как! Есть у нас программа «Музыка в подарок». За редким исключением, в заявках – одни и те же шлягеры сегодняшнего (иногда вчерашнего) дня. Признаюсь откровенно, мы даже вывешивали на дверях «черные списки» песен, которые можно давать в эфир только по специальному согласованию. Это, возможно, очень хорошие песни – например, «Как упоительны в России вечера», «Засентябрило», «Шарманка», «Единственная моя» и другие – однако, согласитесь, если их включать в программу каждый день, слушатель сам же взвоет. Периодически так и случалось, а особенно негодовали по поводу так называемой ротации – трансляции на правах рекламы.

Они шли по особому, рекламному графику, о чем аудитория и не подозревала... Диалоги тут были такие:

– Девушка, а что у нас Жасмин так часто поет?

– Так это реклама, а значит – наши деньги, ведь зарплата государственная – сами знаете, какая...

– А, тогда понятно. А Вы не можете хотя бы передать этому Жасмину, чтобы он пел что-нибудь помелодичнее, например, песни Пахмутовой? (Видимо, под «Жасмином» слушатель поначалу понимал название некоего ансамбля.)

Однако – удивительное дело – вскоре песни Жасмин стали активно заказывать «в подарок», из чего можно вывести непреложный закон шоу-бизнеса: чем чаще звучит что бы то ни было, тем лучше. Аудитория всегда хочет знакомого, привычного, пока, конечно, ей это «знакомое-любимое» не надоест.

К счастью, «Маяк» – не радио шоу-бизнеса (хотя отдельные элементы его, конечно, есть). Формат – хорошо, но для нас не менее важны авторы, авторские программы. То особенное, штучное, фирменное, что не поставишь ди-джею в общий музыкальный поток, или, говоря профессиональным языком, в плэй-листы, прекрасно преподносят на блюде своим гостям-слушателям авторы. Наши авторы – это целый космос, уникальные, яркие люди. Среди них фанаты-коллекционеры – Игорь Макаров (программа «Чего старенького?»), Глеб Скороходов («Мюзик-холл Глеба Скороходова»), Артур Макарьев (программа «Место встречи «Маяк»), Василий Косолапов (программы «Французские сезоны», «Рок-сюрприз»).

Это и выдающиеся деятели культуры – композитор Раймонд Паулс (5-серийный радиофильм «Импровизация на тему», редактор Л. Дубовцева), режиссер А.А. Белинский (циклы программ «Путешествие из Петербурга в Ленинград» и «Частица черта в нас», редактор О. Таран, режиссер С. Акиньшина), лидер Таганки Ю.П. Любимов (6-серийный цикл «Что сохраняет память», редактор Т. Приходько, режиссер С. Акиньшина).

Последний цикл, кстати, был удостоен в 2002 году национальной премии «Радиомания». Работа, в самом деле, отменная, к тому же Ю.П. Любимов предстает здесь не только как мэтр, нашпигованный оригинальными мыслями и воспоминаниями, но и как человек с колоссальным чувством юмора и самоиронии. Вот, например, его рассказ о том, как в 1974 году он оказался в Миланском театре Ла Скала в качестве режиссера-постановщика оперы Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» (дирижер К. Аббадо). Не забудем, дело было в брежневское время.

Ю. Любимов: «...Вопрос о моем участии в постановке решался в ЦК КПСС. Генсек итальянской компартии Энрико Берлингуэр высказал свою просьбу в телефонном звонке Брежневу. На что Леонид Ильич (тут Ю. Любимов, конечно же, гениально копирует нашего генсека) ответил: «Видишь ли, Энрико, мои товарищи сказали мне, что композитор ваш – маоист, да и режиссер Любимов не вызывает особого доверия, мы не можем за него поручиться. Давай мы тебе лучше другого пришлем – нашего, хорошего...»

В общем, тогда поездка сорвалась. Ну, думаю, оно и к лучшему. А то мне уже хоры на сцене начали сниться – все-таки Ла Скала, страшно как-то. Однако прошел год, а Берлингуэр опять за свое, снова звонит Брежневу. И тогда уж меня срочно откомандировали в Италию...»

Все эти программы и циклы, слава богу, сохранились в архиве, и ими можно гордиться. Как, впрочем, и многим другим, ведь Студия культуры и музыки собрала под свои знамена действительно замечательную команду. Вот легендарная Людмила Ивановна Дубовцева – на все руки мастер, но больше всего меня поражает, как она, подобно фокуснику, достает «из рукава» выдающихся деятелей культуры, где бы они ни находились. Идет, например, матч «Спартак» – «Бавария». Она звонит Плисецкой и Щедрину в Мюнхен, и те, страстные болельщики «Спартака», выходят в эфир со своим комментарием. Причем чувствовалось, как приятно им говорить с соотечественниками, ведь вокруг них – немцы, и все болеют за «Баварию».

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

сайт копирайтеров Евгений