Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

     Именно эти свойства отражаются в наиболее разработанных определениях понятия "секта" как современного культового новообразования, данных, в частности, на основании трудов американских исследователей R.J.Lifton (1961), L.J.West и M.D.Langone (1986), M.T.Singer и R.Ofshe (1990), Конференцией по культам, организованной Американским семейным фондом и Нейропсихиатрическим институтом UCLA (я специально предпочитаю приводить ссылки на зарубежные источники, чтобы избежать обвинений в предвзято православной точке зрения).

     Согласно этим представлениям, современное культовое новообразование - это группа людей (или движение), отличающихся чрезвычайной преданностью какой-либо личности и неэтично применяющих манипулятивные методики убеждения и контроля. Примерами таких методик служат: изоляция от бывших друзей и семьи, доведение до истощения, использование специальных способов повышения внушаемости и рабского повиновения, мощное групповое давление, управление информационным потоком, нивелирование индивидуальности и критического умения правильно оценивать ситуацию и свою роль в ней, стимулирование полной зависимости от группы, страха перед уходом из нее. Все это предназначенью для достижения целей групповых лидеров в ущерб адептам, их семьям и обществу.

     Нельзя не согласиться с мнением американских исследователей, которые считают, что люди присоединяются к культам не потому, что они делают разумный выбор, а потому, что их обманули. Этот процесс является обольщением, а не свободным выбором, сделанным на основе необходимой и достаточной информации. Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования DDD синдрома, который был одним из объяснений того, что в США принято называть "промыванием мозгов". DDD синдром (deception, dependency, dread - обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целей культа, в камуфлировании первоначальной "бомбардировкой любовью" последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины.

     Автор фундаментальных исследований тоталитарных культов R.J.Lifton первый описал восемь элементов, применяемых для тоталитарного воздействия на личность, которые при одновременном и систематическом их использовании приводят к "катастрофическому изменению самосознания". Эта "психотехнология" стала характерным методом "работы" в тоталитарных неокультах: 1) Форсированная интеграция в культовую модель верований и систему межличностных отношений, их жесткое структурирование, регуляция поведения и использования времени, контроль за потоком информации: постоянная загрузка культовой и полная изоляция от какой-либо иной С помощью этого происходит психологическая и поведенческая идентификация с группой. 2) Мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной "спонтанной", "непосредственной" ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются "нисхождением святого духа". 3) Требование резкого деления мира на "чистый" и "нечистый", "хороший" и "плохой". Неокультовая организация - "хорошая" и "чистая", все остальное - "плохое" и грязное". 4) Обязательность непрерывной исповеди и чистосердечных признаний для того, чтобы не оставить адепту ничего личного, сокровенного и поддерживать в нем чувство вины. 5) "Святая наука" - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой "абсолютной истине", считается ложной. 6) Нагруженный культовым смыслом язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой возможности для самостоятельного и критического мышления. 7) Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт. 8) Разделение права на существование - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, и примат принципа цель оправдывает любые средства". Следует добавить, что в некоторых сектах применяются методы прямого гипнотического и скрытого внушения, нейролингвистического программирования, трансцендентальных медитаций.

     Таким образом, в основе "психотехнологий" культовых новообразований лежит "гуризм" в сочетании с методиками образования DDD-синдрома.

     Те, кто говорит об опасности деятельности тоталитарных неокультов (в том числе психиатры), нередко должны ответить на вопрос: в чем же их отличие от традиционных религий? Отвечая на него американский пастор Richard L.Dowhower приводит следующие сопоставления:

     Религии уважают автономию индивида - культы подавляют самостоятельность, формируют зависимость.

     Религии стараются помочь индивидам удовлетворить свои духовные потребности - культы эксплуатируют духовные потребности.

     Религии терпимо относятся к вопросам и независимому критическому мышлению и даже поощряют их - культы отбивают охоту задавать вопросы и пресекают независимое критическое мышление.

     Религии способствуют психической, духовной интеграции личности - культы "расщепляют" членов на "хорошее культовое "я" и "плохое прошлое "я".

     Религии бережно относятся к таинству личностной сущности - неокульты грубо вторгаются в самые потаенные уголки сознания, лишают адепта права на личностное самоопределение.

     Религии рассматривают деньги как средство, подчиненное этическим ограничениям, направленное на благородные цели - культы рассматривают деньги как самоцель, как средство для достижения власти или эгоистических целей лидеров.

     Религии осуждают сексуальные связи между духовенством и верующими - культы часто делают своих адептов объектами сексуальных притязаний лидеров.

     Религии уважительно реагируют на внешнюю критику - культы часто угрожают критикам физической или юридической расправой.

     Религии лелеют семью - культы рассматривают семью как врага.

     Религии поощряют человека серьезно подумать, прежде чем дать обязательство о присоединении - культы форсируют быстрое согласие, не обеспечивая решение достаточной информацией.

     В целом принципиальное различие состоит в том, что религии свято чтут автономию и творческую самобытность личности, видя в этом основу подобия человека Богу; для неокультов же человек - лишь инструмент для получения выгоды.

     Что касается сущности неокультовых вероучений, то она весьма пестрая и их число резко увеличивается в канун нового тысячелетия (по данным Теда Дэниелса, возглавляющего "Институт слежения за наступлением нового тысячелетия", в США сейчас практикуют 1200 "крупных пророков, не считая множества более мелких"). Собственно неокультовых организаций в США насчитывается несколько тысяч, в России - пока гораздо меньше, но их число быстро растет и уже перевалило за тысячу. Самыми древними по истокам и самыми потенциально опасными являются современные модификации сатанизма (судебно-психиатрические экспертизы по фактам ритуальных убийств, совершаемых сатанистами, уже не являются редкостью). После принятия нового Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" секты стали уходить в подполье или переименовывать свою деятельность, камуфлируясь под просветительские, гуманитарные, спортивные и т.п. организации, сохраняя при этом свою сущность.

     В основном в культовых новообразованиях преобладает эклектика из различных ересей, иногда несовместимых, но неизменно претендующих на древние корни. В других случаях даже не скрывается факт изобретения собственной религии именно для добывания денег. Важно отметить и эзотерический характер неокультов: для нижних уровней адептов существует одна "правда", для верхних - другая; руководство же обладает тайной, скрытой от всех. Некоторые бывшие адепты неокультов, достигшие в них высокого положения, отмечают, что по мере служебного продвижения и приближения к тайнам руководства они убеждались, что "идейности" становилось все меньше за счет преобладания экономических, политических и других, отнюдь не духовных, интересов.

     Американские специалисты по неокультам отметили и такой интересный факт: члены некоторых культов, видя, что деятельность организации находится под защитой Первой поправки к Конституции о свободе совести и освобождается как религиозная от налогообложения, покидают свои группы и формируют собственные, слегка изменив прежнее содержание, компилировав старые догмы различных сект. Подобное стало отмечаться и в России. Доход неокультовых организаций (по данным средств массовой информации) может достигать миллиона долларов в день. Это, кстати, позволяет иметь упомянутую сеть ангажированных политиков, юристов, журналистов, экспертов психологов и психиатров для защиты от попыток противодействия деструктивной активности неокультов.

     Современные культовые образования в отличие от сект прошлых времен сочетают в себе стремление к максимальной материальной выгоде и гладкого приспособления к социальным реалиям. Их религиозная "духовность" - лишь ширма, которой они прикрывают свою коммерческую и политическую деятельность в противовес прямолинейной, бескорыстной, самоотреченной убежденности в своей истине прежних сектантов. Учитывая, что статус религиозной организации освобождает ее от налогообложения и дает другие выгоды, некоторые неокульты называют свою деятельность именно религиозной, хотя таковой по существу не являются (по мнению специалистов-религиоведов и по данным судебных определений).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Отличающихся чрезвычайной преданностью какой-либо личности
Для закрепления в сознании новичка quot
Добиваются развития синдрома зависимости

сайт копирайтеров Евгений