Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

ПАВЕЛ: За то, что суету земную
Отверг и весь ушёл в Господень труд.
И в Риме, Бог позволит, возвещу я,
Как Бог спасает тех, кто Бога чтут.

Беседа 10. Рост христианства после апостолов
Чтение: Деяния An. 11:19-26
Так называемые "апостольские преемники" (Поликарп, Паппий, Игнатий, - бывшие епископами Смирны, Иераполиса и Антиохии, считавшиеся учениками ап. Иоанна) в общем ходе развития и распространения учения Христова не сыграли такой роли, какую сыграла ревность простых членов, трудившихся неустанно в пользу имени Христа.
Апостол Павел останавливался в больших центрах древней Римской Империи: Антиохии Сирийской, Коринфе, Ефесе и Риме, откуда струи благодати изливались в другие города, местечки и селения человеческие. Вся Римская Империя стала миссионерским полем христиан. Повсюду возникали церкви, во главе которых ставились старшие или пресвитеры или надзиратели (епископы), что в Новом Завете означает одно и то же. Только во время гонений епископы, особенно в центральных городах, начали приобретать большее значение, т. к. они подвергались первым ударам, но и становились примером для подражания другим.
Пока состав церкви состоял из евреев и еврейских прозелитов, знакомых с Ветхим Заветом, подготовка к истинной христианской жизни была более наглядная, но при приёме уверовавших из язычников ощущалась нужда в катехизисе, который и был написан под названием "Дидахе", или "Учение 12-ти Апостолов". Это факт, что это сочинение не было написано апостолами, но так названо только ради авторитетности. Появление его относится к первой половине II века, и оно особенно подчеркивает законную сторону христианства: указывает путь жизни, подробно перечисляя все добродетели и ещё подробнее останавливаясь на всех грехах язычества, вплоть до отравления других и убийства в лоне матери, т. е. аборта. Несмотря на весь законный характер книги, отличающей её от книг Нового Завета, ею пользовались; всюду также проповедывали так называемые "Воспоминания Апостолов" или документы, которые легли в основание книг Нового Завета. Также живо всё ещё было ожидание Господа с небес в славе. Остальное сделали гонения, которые вместо того, чтобы потушить огонь, его ещё более раздували.
Не надо думать, что христианство не имело идеологических противников. О противлении защитников еврейской религии мы много знаем из евангелий. Но и в язычестве не все было только грубое: оно также имело свою философию со взглядами на жизнь и благочестие. К этому ещё присоединялось обстоятельство, что власть римских императоров была основана на народном "благочестии", к которому прибавилось поклонение богу-императору и богине-Риму, вечному городу (Dea Roma). Одним евреям позволялось не поклоняться этим "божествам", принимая во внимание, что евреи были немногочисленный народ.
Пока христиане считались еврейскою сектой, они также пользовались этим преимуществом, но когда они стали проникать в среду языческую, то представители языческих религий стали их врагами, а евреи тоже старались от них освободиться, как из религиозной вражды, так и по политическим соображениям. Когда же христианство перешло в армию, солдаты отказывались от жертвоприношений и культа кесаря, называя Христа своим Господом, то всё это привело к тому, что начались гонения со стороны государства.
Первые гонения, как например во время Нерона, были более стихийного характера, возникающие со стороны толпы, среди которой распускались чудовищные слухи о тайных сборищах христиан, на которых они пьют человеческую кровь и творят иные безобразия. Впоследствие подобные слухи распускала официальная церковь против своих сектантов, а христианство римское и восточное - против евреев, якобы употребляющих кровь христианских мальчиков для приготовления пасхальной мацы. Язычники также обвиняли христиан в половом распутстве, так как они называли друг друга братом и сестрой, и их общие трапезы, трапезы любви (agape) толковали как кровосмешение. Так было в первое время, когда христиане принуждены были собираться тайком до восхода солнца из-за того, чтобы во время быть на ежедневных работах своих. Много среди них было рабов, которые тайком прокрадывались на назначенные места собраний.
Когда христианство достигло возможности собираться открыто, то первое императорское гонение относится к 112-му году, когда император Траян переписывался с Плинием Старшим по поводу принуждения христиан к отречению под угрозой смертной казни. При императоре Децие (около 250 г.) было приказано привлекать родителей и детей к принесению жертв богам, а в случае отказа - к пыткам, ссылке, конфискации имущества и при дальнейшем упорстве - к смертной казни. Наконец Диоклитиан в годы 257-8 решил ударить по мозгу движения. Вожди христиан были удалены. Под угрозой смертной казни запрещалось посещение церквей. Священное Писание должно было уничтожаться. Всё это пережило христианство, пока император Константин не решил стать по стороне христиан, которые оказались единственным здоровым элементом в его империи. Он приостановил уничтожение христианской религии.
В жизни христиан оправдалось то, что Христос предсказал. Прочитаем из евангелия от Иоанна 16:1-13.
Вышний град
Оставивши прелести грешного мира,
Презревши тщеславья блестящий наряд,
Поправши ногами златого мира,
Идут люди в вышний, сияющий град.

Не розы и лилии путь украшают,
Не сладкие песни поют соловьи,
А бури и вьюги порой завывают,
Да острые камни торчат на пути.

Зелёная роща не радует взоры,
А чёрные бездны видны по бокам,
Но узкой тропой через скалы и горы
Всё выше и ближе идут к небесам.

Там тихая пристань от злой непогоды,
Там отдых усталым за правду борцам;
Туда не проникнут земные невзгоды,
Там стонов не слышно, нет места слезам.

О, друг мой! желанного сердцу покоя
Напрасно ты ищешь в юдоли земной:
Здесь холод и голод, и споры, и горе,
Блаженство и радость в отчизне святой.

Беседа 11. Роковое развитие миссионерства
Чтение: Матф. 28:18-20; Луки 18:1-8
После эдикта императора Константина от 313 года и приравнения христианской религии к другим признанным религиям Римской империи для христиан наступило новое время, которое ознаменовалось наступлением христианства и притеснением язычников. В 325 г. состоялся Первый Вселенский собор в в Никее, когда впервые духовенство всей империи могло собраться для осуществления своей, как казалось, христианской воли. Оказалось, однако, что, провозгласив христианство главной религией Римской империи, Константин при этом преследовал свои политические цели, желая влить новое вино в старые меха. Упорядочена была христианская религиозная жизнь; окончательно сформулировался канон Нового Завета, введён был день отдыха - воскресение, воинская повинность для христиан стала обязательной в защиту христианского государства и т. п.
Но сразу же почувствовалась чрезмерная зависимость от императора, не желавшего принять меры против Ария в споре о Святой Троице, считая, что этот спор вреден для государства. Неугомонный Афанасий Великий, противившийся Арию, попадал в ссылки. Это было неприятно. Становилось очевидным, что сотрудничество с властью не всегда полезно и приятно для христиан.
Но случилось в среде христиан ещё большее несчастье в восторге от великой победы. Началось с неправильного толкования последнего повеления Христова относительно миссионерства. Точные греческие слова: "Идите, делайте учениками все народы, крестя их... уча их..." стали толковать по-своему. Латинский перевод (Вульгата) уже имеет: "Идите, научите все народы", а этим искажает смысл греческих слов. Люди стали понимать, что не приобретенных учеников надлежит крестить, а "народы" и получилось то, что в христианство стали привлекать всех без разбора, и превратилось Христово миссионерство, основанное на ясных обращениях людей, превратилось в массовое крещение и обучение. Всё это делалось не без нажима со стороны властей, а иногда и нового общественного мнения, враждебного к другим религиям.
Крещение, которое прежде преподавалось только сознательно уверовавшим, теперь стали применять к детям и младенцам, считая, что их не следует лишать этой благодати. Быстро церкви стали расти, и из общества верующих превращались в одну всеобщую (кафолическую) церковь. По мере такого возрастания понижался нравственный уровень христиан и возникал вопрос, действительно ли эта пёстрая масса народа, принявшая теперь крещение, составляет ещё ту церковь, которая представлена в Новом Завете.
На помощь пришло новое богословие, говорившее о невидимой Церкви, заключенной в этой внешней, видимой, за границей которой, как стали учить, не было спасения (бл. Августин). Вопрос о правильной церкви был столкнут на иную площадь - на вопрос о правильном служении: появился сакраментализм, то есть учение о таинствах и правильном служении. В связи с этим стал возвышаться мир и духовенство. Епископы стали выше пресвитеров, пресвитеры выше диаконов. Епископы главных центров приобретали ещё большее значение и так создалась иерархия, а ключом к ней было учение о преемственной благодати, берущей, якобы, своё начало от апостолов Христовых. Появились новые названия, например, "священник", слово, которого нет в Новом Завете в значении служителя Церкви Христовой, и впервые встречающееся в христианской литературе конца II века, повидимому, в связи с понятием, что евхаристия (Вечеря Господня) является жертвоприношением.
Вторая кардинальная ошибка была допущена в новом развитии, когда блаженный Августин дал .ложную эсхатологию, основанную на его восторге о победном шествии христианства после эдикта императора Константина. В своей книге "О Царстве Божием" (De civitate Dei) он толкует, что 1000 - летнее Царство (Откр. 20:1-3) с первым приходом Христа уже наступило. Диавол уже ввержен в бездну, то есть в сердца неверных, а Христос царствует на земле до Второго Своего пришествия вместе с пресвитерами и епископами церквей. Это мнение до сих пор живёт во всех государственных церквах, как в официальных православных и римо-католических, так и в протестантских - Лютера, Кальвина и Цвингли, стоящих на стороне сотрудничества с государственной властью в деле воспитания народа в рамках одной признанной народной христианской религии. Вот почему все они в течение столетий противились возникновению отдельных церквей новозаветного характера, как нарушающих единство религии и народа. Сам блаженный Августин одобрял насильственные меры государства в деле присоединения отделившихся к католической народной церкви.
Говорят, что история ничему не научает. Но не так обстоит дело с историей церкви: она должна научить, в первую очередь, самих христиан. Кто теперь ещё может верить в эсхатологию блаженного Августина при виде массового ухода населения из церкви? История Церкви, с богатством культурой, искусством и прочими данными, приходит к концу. Скажу больше: 17-ая и 18-ая главы Откровения только теперь становятся нам более понятными. Не мы судим, но Бог говорит, что народные кафолические церкви - это образ той женщины, которая описана в Откровении, как блудница, а не как жена. С властями мира сего она живёт и падает, истинная же Церковь переживает и переживёт всё, если пребудет на фундаменте Христа, и врата ада не одолеют её. Это Невеста Агнца, тоскующая о своём небесном Муже Которого она ожидает с небес.
Такие церкви всегда существовали, а во время реформации они сыграли особенно важную роль в движении так называемых "анабаптистов" или "крестителей" Они живут и растут повсюду, несмотря на сопротивление с многих сторон. Для них всегда на первом месте стоит вопрос о чистоте церкви, и вход для них в церковь или через крещение веры или через достойное приступление к столу Господню, то есть Вечерю Господню.
Все эти попытки создать истинную Церковь по идеалам Нового Завета мы должны видеть, когда говорим о христианстве. Пусть всё это ещё не совершенно, но идёт в должном направлении и старается быть той церковью, которая готовится к встрече со своим Господом. Конечно, она ещё живёт на земле и вовлечена во все переживания своего народа и государства. Но она не связана и ведёт свою миссию для Христа обособленно, своими силами и средствами, будучи отделена от государства, чтобы иметь свободные руки для всякого доброго дела в своей стране и во всём мире. Из среды таких церквей выходили самые преданные миссионеры Христовы в новое время, то есть от времени Реформации.
Беседа 12. Обращение англо-саксонцев и германцев
Чтение, Луки 10:1-24
Когда народная церковь стала превращаться в мир, нашлись люди, которые уходили в пустыню, чтобы жить благочестиво и свято. Первым из них, насколько известно, был копт Антоний в Египте, ставший пустынником (эремитом). Когда число таких пустынников возросло, они основали монастырь для общей жизни и общего труда. Жизнь их была аскетическая, то есть сурово-благочестивая, ибо хотелось осуществить указанную ещё в "Дидахе" мысль о более точном исполнении требований Христа, чем было допущено для остальных. Только в начале VI столетия монашество проникает на Запад, где в 529 году был основан в Монте Кассино первый монастырь бенедиктинцев. Если пустынники (вроде наших старцев) более служили для внутреннего подъёма духовной жизни, то с появлением монахов началась более внешняя миссия среди других народов. Примером этого служит проникновения Христова учения в Англию.
На северо-западе Римская империя включала Англию и реку Рейн в Германии. До линии римских гарнизонов христианство проникло в римской армии. Дальнейшее продвижение зависело от миссионеров. В 596 г. папа Григорий Великий послал целый ряд монахов в Кентербери (Англия), и уже год спустя начались массовые крещения, и убеждали князя Эдвина принять христианство, но наступившая реакция язычников оттеснила дальнейшую работу монахов-миссионеров в юго-восточный угол страны. В дальнейшем эта папская миссия сталкивалась с самостоятельными миссионерами-ирландцами, трудившимися на севере страны, и от их совместных стараний возник тот замечательный христианский труд, который превосходил своим насаждением другие христианские усилил за границами прежней Римской империи.
Англо-саксонцы из Англии послали своих миссионеров к своим сородичам на европейском континенте: к фризам и саксонцам. Появление англо-саксонско-ирландских монахов стало для германских племён действительным благословением. Особенным мужеством и мудростью отличался Винфрид-Бонифаций, родившийся около 675 г. в Вессере. Чтобы убедить язычников в бессилии их богов, он срубил их священный дуб в Гейсмаре. 10 лет провёл он в таких трудах в области Гессена, а затем, получив полномочия от папы Григория Великого для всех племён на север от реки Рейн, он стал организатором римско-католической церкви в области германских племён.
Связь Винфрида-Бонифация с папством до сих пор подвергается критике, но он ещё не был реформатором в духе Лютера. У него не было Слова Божия, Ветхого и Нового Завета, и всеобъемлющий взгляд на дух Христова Евангелия ему не вполне был ясен, как и многим другим его современникам при всём их внешнем благочестии. Но он не стеснялся при своём посещении Рима указать папе на недостатки христианской жизни в вечном городе, на торговлю духовными ценностями и другие язвы в распадающемся папском христианстве. Умер он со своими друзьями - миссионерами от руки фризов-язычников, убивших их в своём фанатизме. Похоронен он в Фульде, в провинции Гессен, и считают, что его труды положили начало, как немецкой христианской религиозности, так и немецкой культуры.
Мне пришлось провести несколько лет в немецком посёлке Виденест, что означает "аистово гнездо". Находится посёлок в районе Кельна на северном берегу Рейна, приблизительно в 100 километрах от реки. Место это известно и знаменито ключом, вытекающим в этой прекрасной местности из под холма. История установила, что некогда здесь собирались германцы-язычники, чтобы поклоняться богине Фрайе, от которой зависело деторождение. Аист считался её птицей. Когда должен был родиться ребёнок, Фрайя посылала его аистом в дом родильницы. Если ребенок должен был умереть, она опять-таки посылала аиста за ним. Видно, отсюда взялась легенда об аисте, приносящем детей!
Но вот пришли туда римо-католические миссионеры и поставили часовню Деве Марии, и постепенно образ Фрайи слился с Нею. Опять сходились люди, и каждый понимал, как хотел. К концу 30-летней войны, закончившей спор между католиками и протестантами, это здание стало евангелическим. Около 100 ,лет тому назад там возникла церковь уже не народная, а состоящая только из верующих, которая поддерживала сначала миссионерскую школу для славян, а теперь для миссионеров среди язычников во всём мире. Из этой школы вышел целый ряд евангельских тружеников, которые, как служители Евангелия, медицины или науки, стоят на ответственных и часто опасных местах во всем мире. Этот посёлок - особенный памятник, о котором стоит подумать.
Никогда не забудь!
Не забудь своего назначенья,
Бог и люди глядят на тебя;
Совершай в этом мире служенье
Терпеливо, смиренно, любя!
Послушаньем Христу и терпеньем
Пролагай :к ближним истине путь;
Преклоняться пред Богом в смиреньи
Никогда, никогда не забудь!

Не забудь: люди гибнут без Бога.
Враг подсунул им массу божков.
Всяких благ обещал очень много,
А мир тонет в пучине грехов.
Знанья мудрых - ничтожные крохи,
Без Евангелья - тёмен наш путь,
Возвещать о Христе и Голгофе
Никогда, никогда не забудь!

Не забудь, что суровую долю
Предназначил Господь и тебе,
Чтоб в огне закалить твою волю,
Приготовить к житейской борьбе.
Встретишь скорби, вражду и укоры,
Камни градом посылаются в грудь...
Устремлять к небесам свои взоры
Никогда, никогда не забудь.

Не забудь, что мы все на чужбине!
Среди близких, родных и друзей
Люди часто живут, как в пустыне,
Одиноко под гнётом скорбей.
Будь спокоен на браке и тризне,
Торопись ближних к Богу вернуть...
О блаженной небесной отчизне
Никогда, никогда не забудь!

Беседа 13. Времена переселения народов
Чтение, Деян. An. 17:22-31
В этой беседе мы принуждены остановиться на Великом Переселении Народов. Из дебрей Азии хлынули на Европу сначала германские племена, а за ними - славянские в поисках земли и существования. Германские племена не остановились перед границами Римской империи, и в борьбе с ними погиб император Деций, гонитель христиан, так что христиане получили передышку.
Когда же, в конце концов, германцы стояли перед воротами Рима, папа римский оказался посредником между римским населением и варварами, что весьма увеличило его авторитет. На развалинах римской цивилизации поселились германские племена и от их смешения с местным населением происходят новые народы, а латинский язык превратился в итальянский, французский и испанский (отсюда "романские языки").
В начале господствовал язык германских племён вест и ост-готов, которые приняли христианство, но по догматике Ария, весьма распространённой в то время. Христианство дало толчок их культуре, появились учёные, которые перевели Библию на свой язык. (Доказательство - "кодекс аргентус", хранимый в шведском городе Упсале.) Во время войн с готами римские воины должны были защищать "христианство" но, будучи побеждены варварами, христиане стали применять более достойный метод распространения Христова учения, смиренно преподавая языческим победителям Евангелие Христово, следствием чего появилась Библия, написанная готическими буквами, переведённая на готический язык епископом Ульфилой (311-381). В то время ещё сохранялось глубокое убеждение, что без Библии не может быть христианства.
В историческом отношении наступали так называемые средние века, считающиеся от V века до XV-ro, то есть до начала Реформации церкви в Западной Европе. В истории принято разделять это время на следующие периоды:
1-ый период от V до VIII века, на Западе все новые народы объединены в государстве Карла Великого под властью католической церкви, а на Востоке все мусульманские народы объединились в одно целое.
2-ой период от 814 по 1100. Монархия франков распалась на три части: немецкую, французскую и итальянскую. Духовная и светская власть римских пап. На Востоке Европы христианство и цивилизацию принимают славяне.
3-ий период от 1100 до 1270. Крестовые походы. Встреча с арабами и их цивилизацией. Возникновение англичан.
4-ый период - укрепление славян: чехов, поляков, Москва, турки.
Принцип посева и жатвы. Матфея 3:1-12.
Уверенность
Господь неведомой стезёй
Ведёт Своих детей,
Но в свете дня и в тьме ночной
Спасает от сетей.
Он жизни путь назначил мне,
Принадлежу Ему вполне.

Я не всегда могу понять,
Зачем Господь даёт
Не мало трудностей встречать,
Нести бессилья гнёт,
Но в дни страданий и скорбей
Внимает Он мольбе моей.

Свой план я выполнить не мог,
Надежды не сбылись:
Я вышел с ними за порог,
А там - мы разошлись.
Но всюду мой Господь со мной,
Меня хранит Своей рукой.

Беседа 14. Христианизация новых народов
Чтение, Иоанна 3:1-16
Уже от Константина Великого трудно стало говорить об обращении людей, вообще, и тем более целых народов в христианство. Политика царей идёт рука в руку с их религией, и одно насаждает другое. Однако, нет сомнения, что среди миссионеров тут и там попадались истинные миссионеры Христовы. Обратим внимание на некоторые важные факты.
1. В Англию, которой народ является конгломератом разных племён, папа Григорий Великий выслал в 596 году большую группу миссионеров, годом позже устроивших большое крещение в Кентербури. Значительную заботу об обращении людей в христианство показали ирландские миссионеры, направлявшиеся на континент для труда среди языческих племён Германии. Среди обращённых оказался апостол германцев, Винфрид, убитый со своими спутниками защищавшими язычество фризами. Чтобы убедить язычников в бессилии их богов, он срубил их священный дуб.
2. При Карле Великом, объединившем все западные державы в своей империи и католической религии (786-814), продвижение католического наступления на Восток наталкивается на восстание саксов и славянских племён лютичей и других, которые подвергаются уничтожению или онемечиванию. Епископы Магдебурга и Зальцбурга следят за тем, чтобы вместе с христианством увеличить влияние немецких правителей.
3. Но вот моравский князь Ростислав попросил греческого императора прислать миссионеров в его страну. Тот направил в Моравию Кирилла и Мефодия, просветителей славян, потрудившихся над переводом Библии с греческого языка на древне-болгарский (церковно-славянский) и создавших для этого особый алфавит (кириллицу, глаголицу). Прибыли они в 863 году. Их прибытие и их основательный труд был действительным делом Христовым, но зальцбургский епископ подал папе жалобу на них, что они преподают Библию на варварском языке. Папа, однако, отнёсся благосклонно к их деятельности.
После смерти Кирилла (в 869 г.) Мефодий продолжал свой труд по переводу Библии и некоторых церковных книг. В 885 г. умер и Мефодий, а его 30 учеников принуждены были оставить Моравию и отправились в Болгарию, где продолжали свой труд во благо славянства и христианства. Кирилл и Мефодий были греки по рождению, и были связаны с Восточной Церковью в Константинополе.
После этого христианство в Моравии, Чехии и Польше латинизировалось, а славяне восточнее от них принимали христианство по восточному обряду. Нет сомнения, что более тихие миссионеры, неофициальные и ревностные верою, совершали более глубокую пахоту, нежели при политических расчетах. Так было и на Руси: сначала проникало бесшумно, но глубоко, пока Владимир Святой в 989 г. не велел киевлянам креститься в Днепре. По этой причине мы видим большую разницу между крещением св. Ольги, матери св. Владимира, и крещением самого Владимира, который этот акт связал с политическим расчетом - женитьбой на дочери византийского императора. Сыновья Владимира доказали, что рожденное от плоти есть плоть, они не устрашились проливать братскую кровь. Только рождённое от Духа есть дух
Беседа 15. Миссионеры наизнанку
В послании к Евреям 11:7 читаем: "Верою Ной, получив откровение о том, что ещё не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения лома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере". Этот пример личного спасения светил людям христианского мира уже времён Константина, когда появился первый эремит (пустынник) копт Антоний, который, по словам Христа, Матф. 19:21, раздал своё имущество и сделался первым пустынником. В нём мы видим первого человека, принуждённого ради спасения души оставить христианский мир, в котором он жил.
Это показательно, что среди христиан он не находил для себя помощи, и решился уйти от них. Его примеру последовали другие. Но что они находили? Один пустынник жалуется, что после 8 лет он ещё не имеет мира с Богом ни с собою. Отвечает ему другой: "Я уже 70 лет нахожусь в таком состоянии, и ещё не имел одного дня, чтобы свободно вздохнуть!" В 320 г. Пархомий, также в Египте, основывает первый монастырь (claustrum). Во второй половине IV века Василий Кесарийский основывает большой монастырь.
На западе Бенедикт из Нурсии (Умбрии) основывает в 529 году на горе Монте Кассино на развалинах языческого храма Аполлону свой монастырь бенедектинцев, сделавшийся образцом для многих других. Все эти основатели, которых мы считаем людьми серьёзными и ревностными, этим осудили христианский мир, что в нём не найти спасения. Но в своей близорукости они лишили себя обязанности проповедывать покаяние другим, подражая примеру Ноя.
Удаление из мира также не спасало ни пустынников ни монахов от искушений, и монастырская жизнь также неоднократно превращалась в плотское общество. Но всё же нельзя отрицать, что в течение средних веков там развивалась наука (переписывание библий), оттуда выходили настоящие миссионеры, как например из Ирландии, для проповеди христианства. Монастыри стали первыми больницами, как для мужчин так и для женщин, а монахи и монахини -братьями и сестрами милосердия.
Для правильной оценки деятельности монастырей сравните их с подобными заведениями в Индии, в которых спасают не людей, а клопов, тараканов и других паразитов. Прочитайте мнение Ганди о религии своего народа. Будем благодарны Богу даже за слабое христианство. Но приложим вместе с ап. Петром все старания к тому, чтобы в себе и в других пробуждать истинное.
Прочитайте 2 Петра 2:1-9, 13-14 и 17-21.
Какой ваш идеал христианина? Монаха, миссионера, или мирского человека, описанного в священном Писании? Познай самого себя!
Строители
Мы - строители. От нас
Люди ждут великих дел;
Чтобы каждый день и час
Не напрасно пролетел.

Труд свой искренно любя,
Строим с раннего утра
Зданье зла и.ли добра
Для других и для себя.

Зданье медленно растёт,
Но свидетельствует всем,
Кто у нас в груди живёт,
Руководствуемся чем.

Строй же доброе всегда,
Строй для братьев без вреда,
Строй в любви и чистоте
Пред Отцом на высоте.

Беседа 16. Миссионеры креста и меча
Третий период средневековья (1100-1270) занят на Западе крестовыми походами против арабов - мусульман, занявших древние цивилизации во время появления славян в Западной Европе на землях на север от Карпат. Христианские земли в Средней Азии, в Малой Азии и Северной Африке были заняты арабами, и людей силою оружия заставляли принимать мусульманство. Оставшиеся в живых христиане находились в трудном положении. Об этом свидетельствует патриарх Антиохийский и его пасхальная проповедь на Иоан. 1:1-2, найденная В Pergamon Museum В Берлине В 1934 г.
Видно память об обращении Константина Великого и виденной им надписи: In hoc signo vinces (сим знаком победишь) - дали сигнал воинственному духу западных христиан, когда они стали объединяться для освобождения Иерусалима и других святых мест от власти "неверных". Так как в это время страны на Западе были раздроблены, то римские папы стали возглавлять движение, и со знаком креста на знамёнах различные европейские воинские части разных народов пускались в путь на Восток. Несмотря на первоначальный успех, крестоносцы, однако, потерпели неудачу, и Иерусалим всё же окончательно остался в руках мусульман, построивших на развалинах Иерусалимского храма мечеть Омара, в которой и теперь совершаются мусульманские богослужения.
Мы не знаем, было ли христианам того времени понятно, что совершился суд Божий над христианством Средней и Малой Азии и Северной Африки, что там, где в своё время жили и трудились высокого ума и духа представители христианства (например, Афанасий Великий и Августин) теперь живут фанатики магометане, враждебно относящиеся ко Христу. Правда, их религия - единобожие, одного корня с иудейством и христианством. С иудейством их соединяет вера в происхождение от Авраама и Измаила, От христианства их отделяет понятие, что христиане исповедуют не единого Бога, а "Божью семью": Бог - Отец, Его жена - Мария, и Сын - Иисус". Так Магомет понял развившийся к его времени культ Марии. Затем он дал священную книгу Коран вместо Евангелия Христова и Библии, вообще. Так как Иисуса он признал пророком, хотя и ниже себя, то это также было для христиан искушением примириться с новой религией для спасения своей жизни. Одним словом, не было Спасителя и совершился исторический суд: появилась религия, почти не поддающаяся христианской миссионерской мысли.
Крестоносцы, вернувшиеся в Европу, были использованы римскими папами для целей "христианизации" внутри. Между прочим, они были употреблены для обращения пруссаков и прибалтийских стран, но, конечно, это сопровождалось насилием, имеющим целью присоединить население и к католичеству, и к немецкой культуре. С настоящим христианством это ничего общего не имело.
Всё же неудача в Азии и встреча с арабской культурой сделали в Западной Европе своё дело. Пришлось признать, что и у арабов есть своя цивилизация, и можно у них многое позаимствовать. Христианская надменность была наказана, и появились среди христиан умы, подсказывавшие необходимость покаяния и истинного обращения христиан. Подготовлялось движение, получившее своё воплощение в так называемой реформации церквей или церкви.
Прочитайте Откровение 3:14-22.
Беседа 17. Миссионеры Книги
Конец средних веков и начало новых ознаменовался изобретением книгопечатания Гутенбергом и напечатанием им Библии на латинском языке (Vulgata) Чтение Библии обнаружило, что христианство сошло на бездорожье из-за отсутствия правильного и постоянного мерила Слова Божия. Христианство развивалось по линии наименьшего сопротивления нравам и обычаям мира. Первым могучим голосом в пользу исправления христианства был английский учёный священник Джон Виклиф (рожд. около 1324 г.), взявшийся за перевод Библии на английский язык. Его ученики, прозванные со стороны папства "сеятелями терний" (,лол,лардами), сильно преследуются. Один из учеников его, Ян Гус, ректор университета в Праге (Чехии) 6 июля 1415 г. был осужден в ереси на Констанском соборе и сожжён.
Около ста лет спустя раздаётся могучий голос (Лютера, который переводит Библию на немецкий язык, Ветхий Завет с еврейского, а Новый Завет с греческого. Одновременно он, как Виклиф и Гус, требует очищения церкви от осадков традиции, осевшей в течение 1000 лет её развития без проверки словом Божиим. Лютер от себя сделал вступление к каждой библейской книге, из которых вступление к посланию к Римлянам (1522 г.) имело большое значение, потому что поставило на подсвечник праведность через веру в Иисуса Христа.
Вслед за трудом Лютера по переводу Библии на немецкий язык, появляются переводы на чешский, польский и белорусский (Ф. Скорины). Верующие учёные всех христианских народов занялись изучением вновь открытой книги, вышедшей из полутьмы монастырей на свежий воздух дискуссий, диспутов и поучений. Одни ратовали за изучение этой Книги, другие - против. Развивается евангельская мысль. Виклиф называет Библию Божиим законом, а церковь обществом избранных. В таком же духе действует Ян Гус. Лютер открывает в Библии спасение верой, у него она - радостная весть. Французский реформатор Кальвин и Цвингли в Швейцарии верят в избрание и предопределение. Но все они ещё стоят на почве принудительного крещения всех и обязательной принадлежности к христианской религии. Они защищают с оружием в руках свои новые убеждения от католической власти светской и духовной. Вместе с католиками они выступают против "крестителей" (анабаптистов и последователей Менно Симонса, провозгласивших, что новозаветная вера Христова не признаёт принуждения, и что церковь есть общение верующих, обращённых и возрождённых людей).
Последние объединяются в так называемые братские церкви или братства, например, чешских и моравских братьев, польских братьев, меннонитских братьев. Последние провозгласили великий лозунг, что духовные вопросы надлежит решать только духовной борьбою, не прибегая к светской власти и её оружию. В 1528 г. в Вене был сожжён учёный богослов Валтасар Губмайер, а его жена Елисавета была утоплена в Дунае. В Зальцбурге до сих пор показывают бассейн, в котором по приговору Зальцбургских епископов топили анабаптистов. Валтасар Губмайер был реформатором Моравии, где при его проповедях в скором времени возникли евангельские церкви состоявшие исключительно из верующих и крещеных по вере.
Итак, только в больших страданиях, при чтении и изучении Книги, был проложен тот евангельский путь освобождения личности человека Христом, который теперь существует, и прокладывает себе дорогу среди всех христианских течений. Лозунг Губмайера звучал: "Правду нельзя убить". Ушли те в забвение, которые шли против неё, а правда живёт и будет жить.
Послушаем теперь, что в Библии говорится о самой Библии: Христос сказал: "Исследуйте Писания", Иоан. 5:39. Апостол Петр написал: "Мы имеем вернейшее пророческое слово" 2 Пет. 1:19-21.
Аи. Павел написал: "Всё Писание богодухновенно и полезно", 2 Тим. 3:14-17 "Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением", 1 Тим. 4: 13-16; "Слово Божие живо и действенно", Евр. 4:12-13.
Вперед за Иисусом
Вперёд за Иисусом, вперёд без смущенья,
Отбросив сомненья, неверье и страх,
Со знаменем правды любви и спасенья
И с верой живой в обновлённых сердцах -

 <<<       >>>   

Голландское библейское общество организовалось в 1814 году

сайт копирайтеров Евгений