Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

«От рождения окруженный блеском и богатством мира сего, Феодор не увлекался ими, но всегда устремлял свой ум к Богу и сердечную веру сопровождал добрыми делами; любил церковные пения и дневные правила, тело удручал всенощными бдениями, воздержанием и постом, а душу питал поучениями божественных писаний, украшая ее благими нравами» (другой отзыв современника).

Большую часть дня царь проводил в молитве. Вставал обыкновенно в четыре часа утра, ожидал духовника в спальне, уставленной иконами, перед которыми день и ночь горели лампады. Духовник приходил с крестом, за ним несли икону святого, чья память совершалась в тот день. Царь клал земные поклоны, читал вслух молитвы, затем шел с царицей к заутреня. Возвратясь, он принимал близких ему лиц, охотнее всего — лиц духовных, с которыми любил подолгу беседовать. Потом шел к литургии, а после обеда и отдыха — к вечерне. Не ложился спать, не приняв благословения от духовника. Часто посещал московские и окрестные монастыри. Царица Ирина, сестра Годунова, славившаяся благочестием, умом и красотою, имела большое влияние на царя, и он во всех делах советовался с нею.

Под гнетом отца он почти потерял свою волю, сохраняя навсегда заученное выражение покорности. Будучи на престоле, он искал человека, который стал бы хозяином его воли.

Умирая, царь Иоанн Грозный торжественно признал своего «смирением обложеннаго» преемника неспособным к управлению государством и назначил ему в помощь правительственную комиссию, нечто вроде регентства из нескольких наиболее приближенных вельмож.

В первое время среди регентов выделился родной дядя царя по матери Никита Романович Юрьев. Но вскоре его болезнь и смерть расчистила дорогу к власти другому опекуну, шурину царя, — Борису Годунову. Он постепенно оттеснил (при поддержке сестры-царицы) от дел других регентов и сам стал править государством.

Бориса Годунова мало назвать регентом. Он захватил такую власть, «якоже и самому царю во всем послушну ему быть», и «не меньшею частию пред царем от людей почтен бысть». Он правил умно и осторожно, и четырнадцатилетнее царствование Феодора было для государства временем отдыха от погромов и страхов опричнины. «Умилосердился Господь на людей своих и даровал им благополучное время, позволил царю державствовать тихо и безмятежно, и все православное христианство начало утешаться и жить тихо и безмятежно».

Обостренной нравственной чуткостью Феодор («вещий простачок») бессознательным, таинственно-озаренный восприятием, умел понимать вещи, каких не могли понять и большие умники. Ему грустно и тяжело было от партийных раздоров (Борис Годунов и князь Шуйский), ему хотелось видеть Русь единой и монолитной.

Не будучи выдающимся государственным деятелем, Феодор чувствовал в себе способность разбираться в подданных со стороны духовной.

Вот каким предстает он в разговоре с Борисом Годуновым в редакции А. Пушкина:

«Ни, им!
Ты этого, Борис, не разумеешь!
Ты ведай там, как знаешь государством,
Ты в том горазд, а здесь я больше смыслю,
Здесь надо ведать сердце человека».

И в другом месте:

«Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть не трудно.
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно
Избрать я должен — я не обманусь».

[108] Кем он был на самом деле трудно сказать, но в Москве он был объявлен беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым, Для большего успеха своего предприятия самозванец принял латинскую веру, которую обещал ввести и во всей России.

[109] Святой мученик Уар был замучен за Христа в 307 году. Мощи его взяла святая Клеопатра и погребла их в своем имении, а когда гонения кончились, воздвигла над ними церковь и непрестанно молилась перед ними, поручая ему своего единственного сына Иоанна. Желая как можно лучше устроить его жизнь, мать предназначила его для воинской службы. Но когда это время настало, Иоанн скоропостижно скончался. Мать была безутешна. Она думала, что молитвы ее не были услышаны. Но ночью ей явились во сне в несказанном свете святые Уар и Иоанн, и святой мученик Уар сказал ей, что сыну ее лучше было умереть чистым и быть в воинстве Небесного Царя, чем царя земного, где он был бы окружен соблазном. Впоследствии Клеопатра и Иоанн были также причислены к лику святых.

[110] Аравия — каменистый полуостров на юго-западе Азии. Оасим предъявлял собой один из оазисов аравийской пустыни.

[111] Пс. 118, 1.

[112] Кончина святых относится к 363 году.

[113] В стране Заиорданской, в восточной половине Палестины.

[114] Город Фесвит или Фесва находился в восточной частя Галаадской страны, простиравшейся от горы Ермона до реки Арнона, на восток от Иордана, близ Галаадских гор.

[115] Ваал считался у ханансйских народов главным богом. Под именем Ваала они обоготворяли солнце, как источник плодотворной силы в природе.

[116] 3 Цар., гл. 17-19 и 4 Цар., гл. 1-2.

[117] Этот город был третьей столицей царства Израильского. Первой столицей был Сихем, в колене Ефремовом, второй — Ферс, в колене Манассиином, третьей — Самарня, опять в Ефремовом колене.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Святой василий мужественно претерпел все эти мучения
Он был основан варягом туром
Наставление монашествующим митрополит домовый
Двоюродного его брата изяслава на московские волости великого князя
Александр очнулся

сайт копирайтеров Евгений