Пиши и продавай! |
[223] Память празднуется 8 июля. [224] Епископ Арсений I, как считается, занимал Ростовскую кафедру с 1374 по 1380 годы. [225] Митяй, любимый священник и духовник великого князя Димитрия Иоанновича, а затем архимандрит Московского Спасского монастыря, Управлял, без посвящения. Всероссийской митрополией после смерти святителя Алексия. Умер в 1379 году на пути в Константинополь, куда он отправился за посвящением в митрополиты. [226] Пермяне или зыряне — народ финского или уральского класса турайского семейства. По большей части, они среднего роста, крепко и правильно сложены, черноволосые с серыми и темно-карими глазами. Смелость, остроумие, терпение, хитрость, любознательность и изобретательность — их неотъемлемые качества. Последняя проявилась, между прочим, в многочисленных способах ловли птиц, зверей и рыб. [227] Впоследствии упразднен. [228] Приблизительно в 65 году по Рождестве Христовом. [229] «Плоть и Дух», «Проповеди краткие», «Наставление монашествующим», «Наставление христианское», «Наставление обратившимся от суетного мира»... [230] Аляскинское и Бруклинское. [231] Например, закрыть Высшее Церковное Управление за границей, перевести Русскую Церковь на григорианский стиль летоисчисления, допустить к управлению церковными делами отдельных «живцов» и т.д. [232] Отец его был ближним боярином при великом князе Василии Ивановиче и заседал в боярской Думе, да и сам Филипп (Феодор) молодость провел при Дворе. [233] Управление Церковью в условиях, которые к этому времени сложились, не сулило ничего хорошего. Если бы митрополит оказался противником Иоанна в его преобразовательской политике, его не защитили бы ни его авторитет, ни высокий священный сан. [234] «А не отменит (царь), ему — Филиппу — митрополитом быть невозможно; а если его и поставят в митрополита, он затем оставит митрополию». [235] Соловьев приводит текст «обязательства», которое святитель вынужден был дать государю: «В опричнину ему и в Паркий домовый обиход не вступаться, а после наставления, за опричнину и царский домовый обиход митрополии не оставлять». [236] Царь был раздражен этой речью. В ответ на эту защиту и обличение Иоанн с гневом потребовал от митрополита, чтобы он молчал и даже пригрозил: «Филипп, не прекословь державе нашей, да не постигнет тебя мой гнев». [237] Диалог, произошедший между ними настолько замечателен, что его нельзя не привести полностью. В ответ на замечание придворных, что царь православный стоит смиренно и ждет благословения, Филипп сказал: — В сем виде (царь был в общей маскарадной опричнинской форме), в сем одеянии странном не узнаю царя православного! Не узнаю его и в де делах государственных. Кому поревновал ты, приняв сей образ и изменив свое благолепие? Государь, убойся суда Божия: на других ты закон налагаешь, а сам нарушаешь его. У татар и язычников есть правда: на одной Руси нет ее. Во всем мире можно встречать милосердие, а на Руси нет сострадания даже к невинным и к правым. Мы здесь приносим бескровную жертву за спасение мира, а за алтарем без вины проливается кровь христианская. Ты сам просишь у Бога прощения в грехах своих, прощай же и других, погрешающих пред тобою. — Филипп, — воскликнул царь, — ужели ты думаешь изменить нашу волю? Лучше бы тебе быть единомысленным с нами. — Тогда суетна была бы моя вера, — возразил митрополит. — Я не о тех скорблю, которые невинно предаются смерти, как мученики; я о тебе скорблю, пекусь о твоем же спасении. [238] Головной убор опричников татарского стиля. [239] Иоанн Постник, патриарх Константинопольский, с 582 по 595 годы. Он отличался строго-подвижнической жизнью и известен как автор (составитель) некоторых сочинений, касавшихся, главным образом, христианской нравственности. [240] Маврикий, император византийский, царствовал с 582 по 602 годы. После кончины матери |
|
|
|