Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Но Господу было угодно, чтобы преподобный Павел послужил спасению других, наставляя их и своим словом и примером подвижнической жизни. Преподобный оставляет дупло липы и еще раз меняет место подвигов, переходит к речке Нурме в том же Комельском лесу, где впоследствии он основал свою обитель. Здесь преподобный Павел построил себе малую хижину и выкопал колодец.

На новом месте он предался обычным своим подвигам поста и молитвы. Подвижник был уже престарелый возрастом: к тому времени он прожил около 70 лет. Но немощи старости не ослабили его ревности. Наоборот, молитвы и славословие Бога становились еще продолжительнее, пост суровее прежнего. Пять дней в неделю пребывал преподобный совсем без пищи и только в субботу и воскресенье принимал немного хлеба и воды. Блаженная жизнь его была подобна жизни первого человека до грехопадения. И действительно, птицы и звери, даже хищные, мирно паслись возле жилища праведника, утешая его незлобием.

К нему приходили заяц вместе с лисицей и принимали пищу из рук святого старца. Вились птицы. Являлся медведь и смирно ждал себе пищи. Правда, здесь испытал преподобный и сильные искушения от врага человеческого рода, но укрепившись ранее в добродетели, он победил все искушения и досаждения демонов. Еще менее могли вредить ему злые люди, пытавшиеся овладеть имуществом в хижине преподобного, который сам тяготился земными вещами.

О подвигах отшельника узнали в окрестности. Стали приходить к нему в уединение ради поучения, ибо слову его дана была премудрость, разум и утешение. И слышавшие наставления, и видевшие жизнь преподобного почитали его уже не как человека, а как ангела Божия. Многие просили его разрешения поселиться с ним в пустыне и пользоваться его руководительством на пути спасения. Преподобный долго отказывал им, называя себя недостойным быть учителем, но уступил настойчивым просьбам и стал принимать братию и устанавливать правила общей жизни.

Однако, он действовал не как старейшина или начальник, но как самый последний из братии — тихо и кротко. Он не послаблял нисколько требований иноческого устава, но умел заставить сподвижников выполнять его добровольно и охотно. Своей кротостью, долготерпением в обхождении, своим примером и попечением о каждом преподобный Павел объединял всю братию. Его поучения были исполнены удивительной простоты, мягкости и ясности.

Собравшееся возле преподобного Павла братство не имело сначала своей церкви. Построение церкви и с ней образование монастыря сопровождалось особыми знамениями. Как-то ночью, на молитве, преподобный слышал звон на том месте, где впоследствии будет устроен его монастырь. И это повторялось не раз и не два, а многократно, причем, звон в праздники отличался от звона в будни. Преподобный долго считал слышимый им звон за мечтание. Но вот случилось, что он услышал звон в пасхальную светоносную ночь, звон сильный.

Он открыл оконце своей кельи и увидел свет, сияющий на месте, где ныне стоит церковь Живоначальной Троицы.

Слышание звона и видение света исполнили сердце его великой радостью и убедили, что благоволение Божие к месту этому несомнительно и что здесь прославится имя Божие. Он поведал обо всем братии.

Взяв одного из них, Павел отправился в Москву испросить благословения у митрополита Фотия [202] на построение церкви во имя Живоначальной Троицы. Митрополит сперва не только не исполнил просьбу преподобного, но и обошелся с ним сурово, говорил немилостиво и отказал ему в просьбе построить церковь и открыть монастырь, вероятно, принимая подвижника за тех людей, которые строили монастыри не по искреннему влечению к монашеству, а ради телесного покоя, чтобы получать доходы и управлять братией в сане игумена.

Уверенный в правоте своего прошения, Павел скромно заметил, что храм будет устроен, если то угодно Богу, и удалился. В следующую ночь владыка Фотий по особому внушению уразумел, что несправедливо был суров к человеку Божию и немедленно послал за ним. Не без труда нашли преподобного в одном из московских монастырей и привели к митрополиту, Фотий встретил его с честью в дверях своего дома и стал подробно обо всем расспрашивать, испросил прощение за вчерашний прием.

Павел поведал владыке откровенно, в чем нуждался. И речи преподобного, и кроткий нрав его расположили к нему святителя.

Он не только дал просителю благословение на построение церкви и монастыря, но и вошел в это дело личным участием, преподал Павлу наставления, вручил ему богатую милостыню и, между прочим, даже свою одежду. Эту одежду смиренный отшельник едва согласился принять.

Отклонил от себя преподобный и честь священства, так что поставлен был на эту степень его ученик Алексий.

По возвращении Павла из Москвы на место его обитания, храм во имя Живоначальной Троицы и при нем монастырь были воздвигнуты. К этому приложили свое усердие и вся братия, число которых все возрастало и возрастало. Обращаясь к новому виду жития, от отшельнического к общежительному, преподобный Павел сразу указал для своей обители и правила, выработанные на основе древних преданий святых отцов.

Всем вместе и каждому отдельно он неустанно повторял наиболее важные из этих правил: в келиях ничего не иметь и своим не называть, но все иметь общее, серебро и подобные не необходимые ценности держать в монастырской казне, откуда и брать по мере действительной нужды, по правилам Великого Василия и прочих святых отцов.

Кто одержим жаждой, должен идти в трапезу и там утолять жажду. Хлеба и ничего съестного в келиях не держать, ни воды, разве для мытья рук. В келиях братии должны быть только иконы и книги. Одно попечение должно быть у каждого — превосходить других смирением, нестяжательностью и любовью.

В церковь приходить каждый должен, не опаздывая, стоять тихо, не разговаривая друг с другом. Также и в трапезе должно быть общее молчание. Преподобный усиленно настаивал на безмолвии: лучше с высоты упасть, чем повредить себе языком. И за общими монастырскими работами не должно быть празднословия: работая, каждый да хранит свое любомудрие молитвой.

Кто знает рукоделие, пусть трудится и заработанное отнесет в казну, ибо надлежит братии не только кормиться трудами рук своих, но показывать любовь и к нищим. В утешение ослабевающим преподобный говорил, что от монастырской казны каждый получит и одежду, и обувь, и пищу, и что не следует иметь ничего своего, чтобы не сделаться рабами того, что называем своим.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По повелению патриарха
Первым после более чем двухвекового перерыва патриархом на московской патриарх святейший
Жития святых мужей православия 3 пустыню
В 1096 году он был посвящен во епископа на новгородскую кафедру
Если я человек божий

сайт копирайтеров Евгений