Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Рассмотренные в статье источники, пониманию которых способствовал метод ретроспекции, позволяют прийти к нескольким выводам. Во-первых, в Византии устойчиво прослеживается традиция совершения кровавых публичных жертвоприношений, по крайней мере трех типов. Среди них, как в случае с храмом Св. Софии, те, которые сопровождали освящение церкви. Следует предполагать, что в дальнейшем они прочно связались с храмовым праздником. Затем церемонии обетного характера, совершавшиеся, к примеру, за избавление от опасности, от эпидемии и в схожих ситуациях. Наконец, жертвоприношения, которые можно назвать благочестивыми. Представляя собой одну из форм почитания Бога, они являлись одновременно восхвалением и выражением благодарности. Подобные ритуалы, имея свое место в календаре, должны были совершаться с известной периодичностью и без видимых причин, именно как свидетельство христианского благочестия, от проявления которого в существенной мере зависела стабильность положения как индивида, так и общества. Не случайно жертвоприношения такого рода автор жития св. Николая Сионского связал с внушением Св. Духа. По крайней мере, к XII в. в качестве элемента мотивации кровавых церемоний утверждается мнение об их полезности для здоровья участников.

Во-вторых, в ранневизантийское время инициатива принесения в жертву животных могла принадлежать не только самим прихожанам, но также светским и духовным властям. Мы видели, что церемонии устраивались императором и настоятелем монастыря. Не думаю, что речь идет о единичных случаях. К примеру, в Севастии традицию заклания олененка возводили к св. Афиногену, хорепископу и мученику времен Диоклетиана, который сам установил такую жертву в память о своей смерти и о попытке его спасения, предпринятой со стороны оленихи, предупредившей святого о грозящей опасности[98]. В позиции церкви по отношению к жертвоприношениям на раннем этапе видна инерция периода христианизации, когда христианские жертвы противопоставлялись языческим. Кроме того, очевидна двусмысленность и непоследовательность запретительных решений, принимавшихся епископами. С одной стороны, каноны выводили жертвенные церемонии из разряда официально признанных последований, изгоняли их из храма. С другой стороны, учитывая материальные интересы духовенства, высший клир сохранял возможность для паствы проявлять свое религиозное рвение вне церквей, что переводило ритуалы на уровень дозволенной нелегальности, облегчало признание их благочестивым делом. В итоге церковь сама в значительной степени способствовала укоренению практики кровавых жертвоприношений в византийском приходском православии.

Наконец, в третьих, структура ритуала представляет собой упрощенный вариант древнегреческой церемонии, элементы которой переосмыслены с помощью ветхозаветных прецедентов, способствовавших адаптации действа к специфике христианского сознания.

Укоренившись на уровне приходской жизни уже в ранневизантийское время, публичный ритуал заклания животных, имея практическую направленность на обеспечение здоровья и благополучия участников действа, стал важным компонентом ансамбля народных верований, что позволило ему дожить до наших дней в виде греческих курбаний.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Сложность понятия и трудности, связанные с его анализом раскрыты Ж.-К. Шмиттом: Schmitt J.-C. "Religion populaire" et culture folklorique // Annales: Economies, socetes, civilisations. 1976. № 31. P. 941-953.

[2] Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 466; Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000. С. 102. Марсель Мосс также выделяет в жертвоприношении аспекты долженствования и сделки. Краткий обзор феноменологии жертвоприношения см.: Дмитриева Т. Н. Жертвоприношение: поиски истоков // Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М., 2000. С. 12-13.

[3] Обзор подобных суждений содержится в статье С. Георгуди: Georgoudi S. L'egorgement sanctifie en Grece moderne: les "Kourbania" des saints // La cuisine du sacrifice en pays grec / Ed. M. Detienne, J.-P. Vernant. P., 1979. P. 271-307. В отечественной историографии такой взгляд представлен в статьях: Иванова Ю. В. Греки // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX – начало XX в. Летне-осенние праздники. М., 1978. С. 268-281; Она же. Греки // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX – начало XX в. Весенние праздники. М., 1977. С. 322-336.

[4] Ил. 10. 292; Од. 3. 382.

[5] KorreV D. G. EpibiwseiV ek twn Jusion taurwn // AJhnai.1972-1973. Т. 73-74. S. 879-913.

[6] Burkert W. Homo necans. Interpretationen altgriechischer Opferriten und Mythen. В., 1997. Имеется перевод первой главы на русский язык: Буркерт В. Homo necans. Жертвоприношение в древнегреческом ритуале и мифе // Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М., 2000. С. 405-478. См. особ. С. 407-408.

[7] KorreV D. G. EpibiwseiV…S. 879.

[8] Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 38.

[9] Буркерт В. Homo necans... С. 406-407.

[10] Нильссон М. Греческая народная религия. СПб., 1998. С. 102.

[11] Veyne P. Inviter les dieux, sacrifier, banqueter. Quelques nuances de la religiosite greco-romaine // Annales. Histoire, Sciences Sociales. 2000. № 1. P. 15.

[12] MegaV G. A. Qusia taurwn kai kriwn en th BA Qrakh// Laografia. 1911. Т. 3. S. 148-171.

[13] Georgoudi S. L'egorgement... P. 280.

[14] Буркерт В. Homo necans... C. 409. С. Георгуди считает обычай жителей Фарассы редким проявлением местных особенностей: Georgoudi S, L'egorgement... P. 275 (примеч. 4).

[15] О возможной связи литургии и жертвоприношения речь пойдет дальше.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

О роли различных видов мясной пищи в рационе византийцев см праздники архиепископ
В ритуальной сфере жертвоприношение
Средневекового искусства

сайт копирайтеров Евгений