Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

*
"...начало греха - гордость" (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, гл. 10, ст. 15).
"Гордость есть себялюбие, самолюбие, а поэтому самоутверждение. Как любовь к Богу, созидающая град Божий, есть начален источник всех добродетелей, так себялюбие, любовь к себе, строющие Вавилонскую башню, есть источники всех грехов" (Блаж. Августин, "О Граде Божием", П.Л..41.43).
"Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго" (Св. Иоанн Златоуст). Все пороки исходят от гордости, а все добродетели - от смирения и любви.

*
Не могу удержаться, чтобы не вписать из еп. Феофана эти пять выписок:
"Лучше ничего не загадывать - ни в монастырь, ни за монастырь, ибо не в том числа: Внутренность свою надо уязвлять и тревожить, чтоб не уснуть. Во сне Самсона связали. Когда в сердце монастырь, тогда строение монастырское будь или не будь - все равно. В сердце монастырь - это Бог да душа" (Еп. Феофан Затв. "Письма о христ. жизни", СПБ, 1880, с. 3). (Значит и "монастырь в миру" - это "монастырь в сердце".) "Монашество есть, с отречением от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге." "...Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол. 3, 3)... "Не черная ряса и клобук есть монашество, даже не жизнь в монастыре. Если бы все сие могло измениться (т.е. не стало бы ни ряс, ни монастырей), то монашество во веки пребудет, пока будет на земле человек-христианин" (Еп. Феофан Затворник, там же, ее. 16-17). "Человек создан для общения с Богом. В этом главная его цель... Самоотвержение - это только средство, а цель - пребывание в Боге" (там же, ее. 10, 207). "Церковь существует для Богообщения в Господе Иисусе Христе, и она постольку истинною является, поскольку осуществляет сие единство" (там же.сс.405-406).
"Что есть Церковь по духу своему? - Святительство свято приносить жертвы, благоприятные Богу Иисус Христом, Церковь есть лицо богослужащее, жертвующее, святительствующее беспрерывно, разумно, духовно. Всякий вступающий в нее должен стать с нею единым духом, быть тем в малом, что она в большом.," (там же, с. 324), (т.е. чтобы быть в святой Церкви, надо самому стать "малой церковью").

*
Мне рассказывали, что во время наступления немцев на Москву три мальчика г. Загорска, лет 10-11, Боря, Миша, Сережа пошли под вечер 27 августа, т.е. под Успенье, в сторону Черниговской в лес за дровами. Скоро стало темнеть, и они обнаружили, что заблудились. Долго они ходили, не видя выхода. Кто-то из них сказал: "Ну что ж, надо помолиться". Это было поручено Мише: "Миша, ты помолись, ты умеешь". Миша несколько раз перекрестился. После этого они опять пошли искать дорогу, но все же не находили. И тут они увидели, что сквозь ветви уже темного леса показался мигающий огонек. "Наверно, сторож или лесник" - сказали они и пошли на огонек. На открывшейся небольшой поляне они увидели человека "в шапке, какую носят батюшки". В правой руке у него был большой крест, а в левой "что-то, чем он все время помахивал" (так они, очевидно, восприняли кадило). Тут мальчиков охватил страх, но уже другого рода. Миша оказался в середине, и они начали его толкать локтями с той же просьбой: "Молись, молись". И, как только он "замолился", человек "в шапке, как у батюшки", начал осенять крестом. И тогда они увидели светлую дорогу в направлении крестного осенения и побежали по ней. И, когда они вышли из лесу и шли по знакомому лугу, они поняли, что никакой дороги, собственно, под ними не было, а шли они по дороге света. И, подходя к своим домам, они решили: "Завтра, в шесть утра, пойдем в церковь".
Взрослые, сопоставив их рассказ с направлением этой их обратной дороги, поняли, что преподобный Осенял не только их, но и всю Лавру, свой "град", и некоторые, уже решившие эвакуироваться, остались на месте, успокоенные в том, что город их под небесной защитой.

*
Небесный мир может быть лучше всего нами осознан и воспринят через призму древней иконы. Через Рафаэля или Васнецова мы не можем прикоснуться к потусторонней реальности. Для религиозного познания их живопись - это то, что в архитектуре называется "ложными окнами", сделанными для симметрии и не пропускающими свет. Икона есть попытка, отметая соблазн телесной красивости, проникнуть в тайну Божественной красоты. Тайна слишком превышает наше естество, а поэтому путь к ней открывается, по слову апостола, через "юродство проповеди". Вот почему проповедь древней иконы "не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1 Кор. 2, 4).
Конечно, молиться вполне можно и перед новой иконой, но в какой-то час нашей духовной жизни нас начинает влечь к познанию иного мира, к тому, чтобы подойти к узкому, узорному окну древней иконы и заглянуть через него в божественный мир.

*
...Этап от Москвы до Новосибирска был тяжелый. Где-то на пути нас построили и повели к пересыльной тюрьме. Овчарок, кажется, не было. Мы с о. Иваном замыкали колонну, а сзади нас был только один маленького роста солдатик с добродушным лицом, но, конечно, с автоматом. И вдруг, с. Иван упал, не споткнулся, а обессилел, лежал на снегу с абсолютно белым лицом. Я подумал: это лицо святых мощей. Кое-как мы его подняли. Солдат не только затревожился из-за задержки, но и явно пожалел старика. "Вставай, отец, вставай!" Потом была в этом Новосибирске ночь под Рождество, уже по старому стилю. Мы с ним лежали рядом, и, когда, наконец, умолк, уставши, профессионал-рассказчик уголовно-похабного эпоса, и кое-где уже захрапели, тогда о. Иван начал потихоньку петь ирмосы Рождественского канона: "Христос раждается, славите... Христос на земли, возноситеся!.." - "А вот восьмой-то ирмос и забыл. Все слабеет, и голова. Не дни мои, а часы сочтены. Может ты, Сергей, помнишь?" Мне было очень неприятно, но и я не помнил. "Чуда преестественного росодательная изобрази пещь образ..."
Дня через два мы расстались. Дальше на Красноярск я поехал с поминающим о. Дмитрием.

*
Перед тем как начать с нами обед или ужин, о. Серафим (Батюгов) сам обычно читал молитву. И после окончания сам тоже читал, причем не одну и не две, а иногда много разных молитв, и с особенной любовью, явно ведя нас туда же, после обычной человеческой еды, в какие-то сверхчеловеческие дали. Обычно эта вереница послеобеденных молитв начиналась с особенно часто им повторяемой: "Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающие Его. Жива будут сердца их во век века". В связи с этим вспоминается мудрая формула аввы Силуана Афонского о норме еды: "Есть надо столько, чтобы после еды хотелось молиться, т.е. если пища не нарушает какой-то путь молитвенной непрестанности, то она нечрезмерна".

*
Однажды, когда за обеденным столом было много народа, о. Серафим рассказал некоторые случаи из своего соприкосновения с "миром духов злобы поднебесных". Кое-что мне удалось запомнить. "Пришла ко мне на квартиру одна знакомая бесноватая. Поговорив с ней немного, я встал и пошел к шкафу, где у меня стоял святой елей. Слышу, она говорит: "Князь, а он меня маслом хочет мазать".
Одна его молодая духовная дочь ему рассказывала. "Всю ночь мне снился страшный мужчина. Утром и пошла на работу и вижу, что он идет ко мне навстречу по тротуару и говорит: "Хорошо я тебя сегодня помучил?"
Помню еще, как о. Серафим сказал: "Если правильно относиться к тому, то можно не бояться бесов". Так учили и древние Отцы.

*
Схиигумения Мария, о которой я уже упоминал, пошла в монастырь лет 16-ти. Отец ее был богатый купец, а матери она не помнила. Была у нее добрая и верующая по-настоящему няня. И вот отец решил, что пора ее выдавать замуж. Был назначен день, когда придет сваха с женихом, и будут "смотрины". В этот день она, печальная и о замужестве своем не думающая, должна была надеть какое-то особенное парадное платье из красного атласа. В этом платье она и сидела одна в большом двухсветном зале, ожидая гостей и жениха. Гости задержались, а она, положив руки на стол, а на руки голову, неожиданно заснула. И вот она видит, что открываются двустворчатые двери, и в комнату входит высокая Госпожа в таком сияющем одеянии, что ей стало страшно. Госпожа прямо подошла к ней, взяла ее левую руку и трижды намотала на нее четки со словами: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Девушка проснулась и бросилась к няне с рассказом о видении. Няня сразу и твердо сказала: "Никаких женихов! Пойдем наверх к себе". Там она велела повязать щеку платком, а сама пошла к отцу и объявила, что "у девочки заболели зубы". Смотрины были отменены, а вскоре отец, устрашенный видением, сам отпустил ее в монастырь.
Я только один или два раза был у матушки Марии, уже в 50-х годах. Она так поддержала меня в это время большого моего одиночества.

*
Мой отец накануне принятия священства был чиновником Московского Окружного Суда и жил со своей молодой женой где-то около Сивцева Бражка. Случилось так, что их знакомая - монахиня Заиконоспасского монастыря - впала в тяжелый плотской грех, в результате чего была изгнана из монастыря, подверглась многим поношениям и лишилась всякой поддержки. Была она молодая красавица. Моя мать особенно запомнила, что волосы у нее были почти до полу. И вот приходит мой отец домой и говорит, что деваться ей некуда и что надо ей помочь. "Будешь ли ты против, - спросил он, - если мы приютим ее у себя?" - "и тут, - рассказывает мне мать, - я заплакала и бросалась ему на шею в чувстве какой-то благодарности". Так изгнанная поселилась у них и была опекаема.
Мой отец не был ни в семинарии, ни в академии, но можно сказать, что тут он сдал свой экзамен и мог ехать принимать священство. Посвящал его замечательный архиерей - Алексий, архиепископ Виленский.

*
"Экуменическое движение по своему существу это путешествие в неизвестность". Если есть "Совет Церквей", то это означает, что в истории до сих пор еще не было никогда Церкви, т.е. зачеркивается все первохристианское созидание ее и все последующее отеческое учение о непрерывной жизни единой апостольской Церкви.
Мы можем мыслить только апостольски: "Бог один и Церковь одна", идея какого-то церковного интернационализма кощунственна. Неверие в "одну Церковь" есть неверие в одну и единственную Пятидесятницу. Современный экуменизм - это еще не вселенское христианство, а только некое вселенское объединение лютеран и им сочувствующих, "панлютеранство".
"Совет Церквей" есть "Совет неверия в Церковь", или, как говорил Хомяков, "призрак единства". Он же говорил: "Церковь не государство, потому не может допускать условное соединение... Церковь не есть гармония разногласий... В десятке различных христианств, действующих совокупно, человечество с полным основанием опознало бы сознанное бессилие и замаскированный скептицизм" (2-й том).

*
Наши опасения за молодых христиан, конечно, имеют основания. Иногда они слишком слепо принимают все, что передала им наша смутная церковная эпоха, не различая внешнего от внутреннего, условного от безусловного. Иногда же они принимают христианство только как наиболее умную философскую теорию. т.е. не входят в него как в трудную жизнь Церкви.
Но не надо эти опасения преувеличивать. Мы видим и другое. Сама благодать учит и ведет людей в наши дни. Часто поражаешься, что какой-нибудь аспирант, всего только несколько лет назад узнавший и принявший христианство, понимает его и говорит о нем лучше, глубже, чем, скажем, Вл. Соловьев. Бог знает избранных Своих.

*
В конце этой войны 6-8 солдат шли домой из окружения к своим на восток. Шли и дорогами и целиной, чтобы не попасть к немцам. К вечеру одного дня они, совсем обессиленные, по колено в снегу, вышли на какое-то поле. "Верно, здесь нам и замерзать", - сказал кто-то. Вдали увидели огонек и пошли на него. Это была совсем крошечная избушка, стоящая на горке среди поля. Кто-то из них постучал и вошел: там сидел старичок, занятый подшивкой валенок. Просить не пришлось: старичок велел сейчас же входить и ночевать. Все вошли и повалились на пол: в тепло и в сон. Потом кто-то открыл глаза. Было уже утро. Все они в куче лежали не на полу, а на земле, слегка запорошенные снегом. Над ними была не крыша, а небо, и в его тишине где-то близко раздавался благовест. Это было в Западной Украине. Они вскочили и пошли на благовест. Когда они вошли в храм, кто-то из них громко сказал, указывая на икону св. Николая: "Вот и хозяин наш".

*
А в начале войны немцы были недалеко от Загорска. После ночной смены на заводе одна жительница этого города шла домой. Это было как раз в день преп. Сергия. Солнце только поднималось, освещая траву, цветы. Но ни цветы, ни солнце не замечались от великого страха перед приближением фронта: в доме у этой женщины были маленькие дети. И вот ее встречает незнакомая женщина, они идут вместе, и незнакомая ей говорит: "Ничего не бойтесь. Мы под защитой преподобного. Он сказал, что "град его будет во веки цел". А чтобы вам это было понятно, я расскажу В 20-х годах здесь жил Зосимовский старец о. Алексей. Здесь он и умер в конце 20-х годов. Когда начали открывать мощи, старец очень страдал об этом и много молился, недоумевая - почему Господь попускает такому делу? Однажды вечером, когда он встал на молитву, рядом с ним стал преподобный и сказал: "Молись три дня и постись, а после этого я скажу тебе то, что нужно". В следующие два дня, когда о. Алексей вставал на молитву, снова вставал с ним рядом преп. Сергий. О. Алексей эти дни питался просфорой. На третий день преподобный сказал: "Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, дабы град мой во веки был цел". И тогда, - добавила рассказчица, - думали, что это о сыпном тифе, который в те годы свирепствовал, а вот теперь поняли, о чем он говорил".
Женщина, выслушавшая этот рассказ, пришла к своему дому, еще спящему, села на крыльцо - потрясенная и успокоенная, - и тут впервые за это утро увидела и цветы и солнце.

*
Проповедь в храме должна находиться в каком-то смысле слова на одном уровне с данным богослужением, чтобы то, что говорится, и то, как говорится священником, не стаскивало бы, так сказать, молящихся куда-то вниз с того уровня, на котором их духовно поставило богослужение.
Богослужение вдохновенно, а мы даже этого слова "вдохновение" боимся, ссылаясь на то, что его любил Пушкин, и оглядываемся на Типикон: есть ли оно в нем" "И пришел он (Симеон) по вдохновению в храм" (Лк. 2, 27).

*
В одном большом московском храме я наблюдал в праздник такое явление. Выходит священник с Чашей, возглашая "Со страхом Божиим и верою приступите". Но вместо того, чтобы начать причастие, он вдруг спускается с амвона и через громадную толпу, опасливо прося расступиться, идет с Чашей в боковой придел, где и причащает. "Тело Христово приимите" здесь уже не поется: нельзя отвлекать людей от слушания проповеди. Оказывается, когда этот батюшка пошел с амвона с Чашей, из алтаря вышел другой ("академик") и начал проповедовать. Перед ним вся толпа людей, а здесь, у Крови Христовой, какая-то оставленная в молчании кучка. Литургическое завершение перенесено с причастия Вечности на проповедь.

*
Еще в одном храме я наблюдал аналогичное явление. Был тот же праздник, было много народу, в том числе, исповедников. Вышел священник с Чашей, приглашая: "приступите", но тут же повернулся и ушел в алтарь: певчие пропели "аллилуйя", как после причастия, затем диакон прочел ектению, в которой говорится о нашей благодарности за причастие Святых Таин, хотя никто еще их не принимал.
Литургия закончилась, и тут же начался торжественный молебен. И вот, когда и он, наконец, торжественно закончился, и народ расходился, когда алтарница сердито и громко бранила за что-то на клиросе маленькую монашку, а за ящиком слышалось щелканье счетов и чей-то громкий бас сказал: "О, мы сегодня хорошо поторговали, Иван Федосеич" - тогда в этой пустыне к людям, все еще ждущим у амвона, была, наконец, вынесена Чаша. Оказывается, - "певчих нельзя задерживать причастниками".
Один верующий диакон (в другом храме) мне рассказывал, что в одном приходе, в начале его там служения он за всенощной получал иногда в алтаре такие записки от певчих: "Не затягивайте, сегодня интересное кино".

*
Матушка Смарагда рассказывала: "Сидит одна женщина на базаре, торгует чем-то от своего огорода. Платок натянула совсем на глаза: во-первых, солнце печет, а во-вторых, чтобы меньше отвлекаться на окружающую суету "творит она молитву Иисусову" Сидит она, опустив глаза, молится и вдруг слышит, что подошедший нищий старик говорит ей: "А ты бы попроще: только "Господи помилуй", так-то тебе легче будет". Сказал и пошел. Видела она его в первый раз. Молитву творила, конечно, про себя: слышать он не мог. Вот какие у нас бывали и торговки, и нищие", - в заключение сказала матушка Смарагда.

*
Преп. Сергий был святой в XIV веке, о. Алексей Зосимовский в XX веке. В Церкви всегда есть святые.
"Каждый из нас, - говорил Хомяков, - постоянно ищет того, чем Церковь постоянно обладает".
Святость Церкви не аллегорическая, т. к, она живет в реальных людях или для реальных людей, сколько бы их ни было, хотя бы только "два или три, собранных во имя Мое".
Но входим ли мы в это число "двух или трех"? Ищем ли мы, как надеялся Хомяков, благодати Святого Духа, воцерковляющей нас, освещающей нас, т.е. делающей нас святыми? Знаем ли мы хотя бы о том, что надо молиться о стяжании Святого Духа, то есть и своей святости?
"Утешителю, моего смысла, яко благ, скверну очистив, святости Твоея покажи (мя) исполнена".
"Святый Душе... святость всем подаждь в Тя верующим".
"Прииди к нам. Душе Святый, причастники Твоея содеявая святости, и света Невечерняго, и Божественныя жизни, и благоуханнейшего раздаяния. Ты бо река Божества, из Отца Сыном происходящий" (Канон Святому Духу, глас. 1, песни 1, 8, 6).

*
Недавно я видел такую молитву Святому Духу: "Душе благий и истинный. Прииди ныне с высоты святыя Твоея и вселися в ны, отыми от нас сердце каменное, и даруй нам сердце плотяное, - и благодатным веянием Твоим потреби в нас тлетворные страсти, и дух правый обнови во утробах наших. Да облагодетельствованные Тобою, мы единодушно воскликнем: видехом Свет Истины, прияхом Духа Небесного. Ему же со Отцом и Сыном подобает всякая слава, честь и поклонение. Аминь" (Записано на молитвослове Киево-Печерской Лавры, Киев, 1876).

*
Отцы учат, что в словах Книги Бытия о начале сотворения мира, когда была еще "тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою", надо видеть откровение о творческом акте Святого Духа.
Митрополит Филарет Московский пишет: "Действие Ипостаси Святого Духа изображается (здесь) словом еврейским (таким-то), которым в другом месте (Втор. 32, 11), Моисей выражает действие птицы, гнездящейся или сидящей с распростертыми крыльями над птенцами и их согревающей" (Записки на книгу Бытия, изд. 1876, с. 7).
Дух Святой Своим божественным теплом выводил жизнь из "безвидности", "тьмы", и "воды". Вот где начало тепла мира ? А нас хотят соблазнить дарвинизмом.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Прежде всего писать о смирении
Говорил златоуст
Ни коммерческих переговоров за свечным ящиком молитвы говорил

сайт копирайтеров Евгений