Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Брошюра заканчивается двумя весьма мудрыми моральными умозаключениями, основанными на советах Евангелия. Христос, по мнению автора, таким образом учил, как вырваться из "порочного круга кармы". Имеются ввиду следующие рекомендации: во-первых, следует избавляться от всего, что является болезненной привязанностью к земному, особенно от привязанности к собственности; во-вторых, надо остерегаться мести и ненависти.

Что я думаю обо всей этой доктринальной конструкции как христианин? В предыдущей главе я писал, что в тот момент, "когда мы уверовали в Христа, Сына Божьего, ночь отступила и приблизился день. От Христа мы узнали, что каждый человек — неповторимая личность, а моя телесность не просто внешняя оболочка моей души, а интегральная, предназначенная для жизни вечной часть моей человеческой природы; от Христа я узнал, что воскресну. А все это несовместимо с доктриной реинкарнации".

К предыдущей мысли я хотел бы добавить четыре конкретных возражения в адрес доктрины о законе кармы. Каждое из них касается, как мне кажется, чего-то весьма существенного. Прежде всего мне хотелось бы заявить самый решительный протест против использования Евангелия для обоснования доктрин, существенно ему противоречащих. Непозволительно лгать людям, якобы само Евангелие излагает закон кармы (ссылаясь на евангельское учение об отношении к материальным благам или об отказе от мести). Автор вышеуказанной брошюры остро выступает против молитвы прошений как, вроде бы, бессмысленной альтернативы закона кармы, но ведь он, видимо, знает, как часто Иисус призывает нас в Евангелии к такой молитве.

Запомним, наконец, что нельзя недобросовестно ссылаться на чужие священные книги. Как христианина меня глубоко задевает то, что кто-то приписывает моим священным книгам прямо противоположное тому, что они на самом деле провозглашают. Если кому-то хочется, пусть себе верит и в реинкарнацию, и в закон кармы, но, проповедуя эти свои верования, пусть не прибегает ни ко лжи, ни к оскорблениям религиозных чувств христиан. Если бы я верил в эту несчастную реинкарнацию, то сказал бы таким пропагандистам: "Пользуясь ложью и оскорбляя чужие религиозные чувства, вы отягощяете свою карму, ибо ложь никогда не может быть чем-то похвальным".

Второе мое возражение звучит так: либо мы верим в Бога — либо в закон кармы. Невозможно истинно верить в Господа Бога и при этом думать, что существует некий закон кармы, которому даже Бог должен подчиняться. Если вера в закон кармы требует, как утверждает Клизовский, его приверженец и пропагандист, отвергнуть истину о Божьем Провидении, отказаться от всякого прошения в молитве, а также лишить Господа Бога права и возможности отпускать грехи, то Бог, о котором говорят подобные вещи, без сомнения не Истинный Бог. Говоря о Боге, Клизовский, по-видимому, представляет Его себе плодом нашего воображения, упрощающим маленькому человеку понимание конечных вещей. Ведь в его вере конечным основанием реальности является не Бог, а некая безличная космическая справедливость.

Не знаю как кому, а меня дрожь пробирает при мысли о таком мире, в котором духовная реальность так же подчиняется законам детерминизма, как и материя. Если кто-нибудь думает, что не имеет смысла молиться Богу и что рассчитывать на Божье прощение значит строить себе иллюзии — это его дело, и я не буду вмешиваться в его веру. Но я буду громко кричать и свидетельствовать, что это неправда. Ибо Бог есть любовь, и для каждой мелочи нашей жизни есть место в Его любящем Провидении; и в любой момент у нас есть к Нему доступ через молитву и даже через таинства. Я буду свидетельствовать во всеуслышание о том, что Бог хочет нас ежедневно одарять Своим священным присутствием и давать нам всякие дары, в том числе и дар прощения грехов.

Я знаю обо всем этом от Иисуса Христа. И каждый, кто действительно верит в Христа, может это испытывать каждодневно.

Имя Христа позволило мне осознать третье возражение против закона кармы: этот закон не совместим с верой в Христа! Верить в Христа — значит верить в то, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3, 16). Но тот, кто верит в закон кармы, тем самым исключает суверенное вмешательство Бога в наши человеческие дела. Если кому не хватает смелости полностью отвергнуть Христа, тот вынужден проделать над своей верой в Него три операции, которые состоят в следующем: 1) пришествие Христа не означает, как веруют христиане, милосердного снисхождения Бога к людям, но исполнилось в силу некого космического закона; 2) это не было единственным воплощением Бога в человеческом естестве, а Христос не является единственным Искупителем человечества; 3) верующий в карму должен полностью порвать с Церковью, то есть пренебречь волей Христа относительно того, чтобы Его присутствие и учение жили в основанной Им Церкви.

Задайтесь простым вопросом: является ли все еще христианином тот, кто произвел над своей верой эти три операции? Ведь такие действия перечеркивают весь смысл спасительной миссии Господа Христа!

И наконец, четвертое возражение: казалось бы, вера в закон кармы не должна приводить к подобным последствиям, тем не менее невозможно не заметить, что фактически она служит усилению эгоцентрических и асоциальных установок, более того, содействует росту фаталистской ментальности и равнодушия к чужим бедам. Мы справедливо удивляемся свойственному Востоку принципу ахимсы3 даже по отношению к диким зверям, но вместе с тем и кастовая система не появилась из ничего, она возникла как раз из веры в кармический долг. И в этой же вере следует усматривать корни столь поражающего европейцев, оказавшихся в Калькутте или Рангуне, равнодушия и отсутствия даже тени сопереживания при встрече с чужой бедой.

Представляется, что логика данной позиции такова: ахимса оберегает от ненужного стяжания будущих кармических грехов, и вместе с тем не требует принимать близко к сердцу чужие страдания, поскольку таким образом люди расплачиваются за свои предыдущие воплощения. Кто мыслит категориями этой логики, тот вряд ли осознает, какие последствия для общества имеют его действия или действия других. Здесь трудно и помыслить о возможности служения обществу или оздоровления социальных структур. В этом случае мифическая самотождественность в цепи реинкарнаций становится важнее эмпирически ощутимых социальных связей.

Я советую Вам просмотреть опубликованную недавно в ежемесячнике "W drodze" (1 /1992) статью Адриано Пелозино "Ni me ta ching", что означает "истинное милосердие". После десятилетнего увлечения буддизмом автор поселилися в Таиланде, где понял, насколько идеализированным было его представление о буддизме, что, впрочем, не повлияло на его искреннюю симпатию к этому типу духовности. Так вот, относительно кармы он зафиксировал следующее социологическое наблюдение:

"Буддийская доктрина столь возвышенна, что ее почитатели всегда чувствуют себя грешниками. Вероятно, они могли бы накопить заслуги (облегчение в достижении нирваны), жертвуя не только на храмы и монахов, но и на бедных, которые составляют большинство народа, однако этот путь для них исключен. В некоторых глухих селениях нет и храма-то. Тот, кто не имеет возможности принести воздаяние за совершенные грехи, должен будет сделать это в следующем воплощении. В буддизме человек вновь рождается и умирает до тех пор, покуда не искупит вину полностью. Поэтому бедные чувствуют себя приговоренными к бесконечному круговороту: я беден, поскольку был плохим, и не могу спастись, так как не имею возможности накопить заслуги. Это означает, что в следующем воплощении я буду еще беднее и мне останется еще меньше шансов на спасение. Так рождается отчаяние."

Оставим сейчас в стороне закон кармы и зададимся вопросом: справедливо ли то, что одни люди живут долго, а другие мало, одни — в комфорте и достатке, а другие в нищете и мытарствах, одним удается все, а другие неисправимые неудачники?

Тогда прежде всего мы заметим, что в мире избыток ненужных страданий, которых можно было бы избежать. Мы навлекаем их на себя собственными грехами или легкомыслием, немало встречаем зла от других или сами несправедливо причиняем его. Под таким углом зрения, и вправду несправедливо то, что жене достался ужасный муж, или то, что гомосексуалист развратил тринадцатилетнего ребенка. Возможно также и мое участие в том, чтобы мир наш стал хоть чуточку справедливее.

Но неодинаковость наших судеб надо бы рассматривать и с другой точки зрения: каждый из нас — неповторимая личность, Богом призванная для решения определенных задач и наделенная необходимыми для этого талантами и дарами. Таким образом, призвание — это нечто живое, обретающее конкретное выражение в зависимости от моей конкретной сегодняшней ситуации. Допустим, меня постигла тяжелая болезнь. Можно было бы спросить: "за что?" Но в свете христианской веры это смешной и бессмысленный вопрос. Вероятно, в такой ситуации следует спрашивать: "почему?" — если мы хотим распознать и устранить причины этой болезни. Перед лицом болезни христианин не спрашивает: "за что?", так как тем самым он допустил бы в свое мышление элементы магии; христианин просто лечится и просит Бога о здравии.

Если же окажется, что болезнь не проходит, а то и усугубляется, как христианин я стараюсь питать надежды на Бога, что Он меня укрепит, чтобы этой болезнью (или другим несчастьем) не был подавлен мой дух, но я был очищен и приобщен к Нему.

Христианин не боится уповать на Бога даже тогда, когда безусловно он сам навлек на себя то несчастье, которого теперь избежать не в силах. Например, мотоциклист, о котором Вы пишете, мог стать калекой из-за собственного легкомыслия. Но это уже случилось. Если он христианин, то будет полагаться на Христа, что Он наполнит его переживание увечья Своим дарующим любовь присутствием. И таким образом то, что произошло так некстати, может стать — по милости Божьей — дорогой этого человека к Богу.

Для христианина важнее всего сегодняшний день. Ошибкой было бы мучиться тем, что было вчера и уже прошло; ошибкой было бы даже печалиться из-за моего вчерашнего греха, если он мне уже отпущен. Не надо глупо беспокоиться о завтрашнем дне. В этом сегодняшнем дне, в этой конкретной ситуации я должен с упованием положиться на моего Бога. Ведь Бог нас любит, каждого из нас, каждый день, в каждой конкретной ситуации. Кто верует, что Бог нас так любит, того не искусит вера в какие-то кармические долги.

Задумаемся еще над тем, какое содержание вкладывают люди в это выражение: "видно, так ему было суждено". Конечно, за этой формулировкой могут скрываться обычные предрассудки. Но есть люди, особенно простые, которые вкладывают в нее самый верный смысл. В устах простого и набожного человека эти слова могут означать: "Не будем углубляться в причины случившегося, ведь все равно этого разумом не постичь. Сейчас самое главное — искать воли Божьей в той ситуации, которую мы имеем сегодня."

Когда-то христиан бросали на растерзание львам, но они хранили спокойную уверенность в том, что ничто не вырвет их из рук Христа. Я завидую тем мученикам, потому что чувствую себя совсем иначе. Чувствую, будто бы какой-то огромный лев разлегся на нашей земле и издает глухой, страшный рык, предвещающий приближение конца христианской эры. Возможно, Вы уже слыхали о предсказаниях, что с наступлением эры Водолея, которая как раз близится, воцарится совершенно новая религия, религия любви и свободы. Христианство, согласно этим предсказаниям, господствовало в эру Рыб и исчезнет вместе с концом этой эры, исчезнуть же оно должно потому, что оказалось религией пустой обрядовости, нетерпимости и боязни ада. Одни говорят, что эра Рыб уже закончилась, как раз в 1989 году, а ее символическим завершением было падение коммунизма. Другие конец христианской эры. относят к 2000 году. Агрессивность по отношению к вере и Церкви, которой сейчас насыщена атмосфера нашего общества, как бы подтверждает эти предсказания.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Есть человек
Единовременность земной жизни

сайт копирайтеров Евгений