Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Так, например, Валентиниане учили о существовании двух горних Христов и одного человека — Иисуса. Первый Христос составлял, по их учению, чету с св. Духом. Произошла эта чета якобы от Ума, и назначением ее была примиряющая и просветительная деятельность среди самих эонов. Второй Христос (Параклит), сложно и соборне произведенный всеми эонами вместе, соединился будто бы при крещении с Иисусом, а при страданиях покинул Его. Оба Христа гностиков играли, как мы видели, первенствующую роль при создании вселенной. Господь же наш Иисус Христос, Которого валентиниане называли Сыном Димиурга, имел, по их учению, духовное семя от Матери Ахамоф, а тело не материальное, но душевное, «ибо оно было образовано каким-то неизреченным искусством». Спаситель наш явил Себя миру якобы для того, чтобы дать людям два учения, одно явное, от Димиурга, предназначенное для людей душевных другое сокровенное, от Плиромы, смысл которого лишь люди духовные, к каковым гностики причисляли самих себя, могли уразуметь из притч и деяний Спасителя. Спаситель просветил, по их учению, не только людей, но и Димиурга, возвестив ему о горнем мире, и о том, что по кончине мира ему (Димиургу) предназначено пребывание в «Среднем месте», и что до надлежащего времени Димиург должен продолжать управлять миром и иметь попечение о Церкви, предназначенной для людей душевных. Узнав о предстоящей ему награде, т.е. о пребывании в «Среднем месте», Демиург весьма возрадовался и присоединился к Спасителю со всею своею силою.

Весь род человеческий Валентиниане делили на людей духовных, душевных и перстных. Перстные обречены на тление, душевные, если они праведны, упокоятся в «среднем месте» вместе с Демиургом, а духовные, т.е. получившие свыше духовное семя и имеющие совершенное знание, вернутся к своему первоисточнику.т.е. в Плирому. Согласно этому разделению, Валентиниане учили, что для людей перстных и душевных, как для не обладающих совершенным знанием, обязательны добрые дела и праведная жизнь; для них же установлена Спасителем и Церковь.

А для людей духовных, имеющих совершенное знание, т.е. для гностиков, ни Церковь, ни добрые дела не нужны, «ибо, как золото, положенное в грязи, не теряет своей красоты, но сохраняет природные свои качества, и грязь не может ничего дурного причинить золоту, так и они, по их словам, до каких н унизятся вещественных деяний, ни мало не потерпят вреда и не утратят духовной сущности» [ 41 ]...

«Поэтому, говорит св. Ириней, иные из них до пресыщения предаются плотским наслаждениям и говорят, что воздают плотское плотскому, а духовное духовному. Другие тайно растлевают женщин, слушающих у них это учение... и делая много иного мерзкого и безбожного, они обегают нас, страхом Божиим хранимых от согрешения даже мыслью или словами, как невежд и ничего не знающих; а самих себя превозносят и называют совершенными и избранным семенем». [ 42 ]

Св. Ириней указывает также на то, что некоторые идеи Валентиниан и вообще гностиков высказывались раньше греческими философами и поэтами. Так, «Фалес Милетский учил, что вода есть начало и мать всех вещей. Но не все ли равно, говорит св. Ириней, назвать ли таким началом воду или Глубину»? Поэт Гомер говорил, что океан с матерью Фетидою произвел богов. Анаксагор, Эмиедокл и Платон учили, что Творец создал мир из прежде существовавшей материи. [ 43 ] Некоторое сходство этих идей с учением Каббалы понятно, если мы примем во внимание то несомненное влияние, которое оказали на греческую философию и теологию чуждые культуры, как египетская и семитическая (через финикиян). Нам остается еще сказать несколько слов о наиболее характерных из гностических сект, лжеучения которых встречаются в тайных обществах и ересях позднейшего времени. Таковы гностические секты Марка, Карнократа, Колорваса, Офитов, Каинитов, Варвелиотов, Маркиона, Сатурнина и Василида.

Марк. Система иудея Марка по существу сходна с системою Валентина, но в изложение ее Марк внес значительные изменения. Так, он совершенно умалчивает о мужеском и женском началах в эонах и об их сочетаниях, служащих источником всякой жизни, ибо идеи эти, в применении к божественным силам, начинали заметно претить некоторым умам, облагороженными христианским учением.

Марк нашел в неисчерпаемом «кладезе лживой мудрости, каким является Каббала, более пристойную, но не менее нелепую аллегорию для прикрытия своего еретического учения. Именно, он заменил эонов слогами и буквами.

Первоотец проявил себя произнесением некоего Слова, подобного ему самому. Первый слог этого Слова состоял из четырех букв — это первая четверица; второй слог состоял также из четырех букв — вторая четверица; третий слог состоял из десяти букв — десятица, и четвертый слог из двенадцати букв — Дванадесятица.

Каждая из этих букв являлась духовным существом или стихией, которая знала только произношение своей буквы и не ведала целого Слова. Эти тридцать букв или стихий называются у Маркосиан еще эонами, корнями, семенами, полнотами и плодами. Они составили Плирому, т.е. полноту духовного мира и послужили прообразом вселенной. От них произошла вся бесконечность видимого и невидимого миров, ибо каждая стихия — буква простирается в беспредельность: например, название буквы дельта пишется по-гречески пятью буквами, из которых каждая в свою очередь пишется несколькими буквами, и так до бесконечности.

Теория эта чисто каббалистическая, ибо в Каббале говорится, что «Бог создал мир по мистическому образцу еврейской азбуки и что гармония созданий походит на гармонию еврейских букв». Разница та, что Марку пришлось удовольствоваться для своей теории мироздания, вместо еврейских букв, греческими.

Свое лжеучение Марк выдавал за откровение свыше, сообщенное ему самою божественною четверицею, которая сошла к нему в образе женщины.

Дабы легче привлекать христиан к своей ереси, Марк совершал пародию на таинства причащения и крещения. Крещение у Маркосиан должно было совершаться во искупление духовного человека. Истинное же искупление заключалось в знании. Поэтому крестившиеся во искупление и получившие таким образом знание были свободны от заповедей Демиурга и становились недоступными его суду, ибо высшее знание было для Демиурга непостижимо.

Обряд крещения у Маркосиан св. Ириней описывает следующим образом: «Одни из них устраивают брачный чертог и совершают тайноводство с произношением каких-то слов над посвящаемыми, и говорят, что совершаемое ими есть духовный брак по подобию горних сочетаний. А другие ведут на воду и, крестя, приговаривают: «Во имя неведомого отца всего, в матерь всего — истину, и сошедшего на Иисуса, в единение, искупление и общение с силами». Иные, чтобы более поразить посвящаемых, приговаривают какие-то еврейские слова, а именно: Васема Хамосси Ваэанора Мистадиа Руада Куста Вавофор Калахеи. Истолкование же сих слов таково: «Призываю то, что превыше всякой силы отчей, что именуется светом, духом благим и жизнью, потому что ты царствовал в теле». [ 44 ] Иудей Марк явился со своим лжеучением и в Лион, где в то время св. Ириней был епископом. Марк имел особенный успех среди женщин, развращая их душевно и телесно, пророчествуя между ними и их заставляя пророчествовать. «Отверзи уста свои, учил Марк, и говори что бы то ни было, и ты будешь пророчествовать»... «А женщина, — говорит св. Ириней, — надмившаяся и восхитившаяся от таких слов, разгоревшись душою в ожидании того, что сама будет пророчествовать, при усиленном боле надлежащего сердцебиения, отваживается говорить и говорит вздор, пусто и дерзко... И с тех пор почитает себя пророчицею и благодарит Марка, давшего ей от своей Благодати, и старается отплатить ему не только даянием имущества (отчего он и собрал очень много стяжаний), но и телесным общением, желая во всем иметь единение с ним, чтобы составить одно с ним» [ 45 ].

Этими пророчествами в состоянии исступления некоторые женщины секты Марка весьма напоминают, как мы видим, русскую хлыстовщину.

Колорвас. В учении гностика Колорваса отметим следующую, заимствованную из Каббалы основную мысль, которая красною нитью проходит в учениях всех гностиков. Он учил, что «Первоотец всего, Первоначало и Недомыслимое называется Человеком и в этом состоит великое и сокровенное таинство, что превысшая всего и всесодержительная Сила называется человеком».[ 46 ] Здесь мы видим начало гуманизма.

Карпократ. Еретик Карпократ, придерживаясь общей всем гностикам каббалистической теории о сотворении мира силою, гораздо низшею нерожденного Отца, учил еще, кроме того, о пер селении душ. Именно, согласно Карпократу, Иисус Христос тайно открыл апостолам и повелел им также тайно сообщить достойным, что добро и зло существуют лишь во мнении людей, а по природе нет ничего злого. Совершенство же заключается единственно в знании, и поэтому души людей переходят из тела в тело, пока не испытают всего, что доступно человеку и не получат таким путем совершенного знания. Руководствуясь этим извращенным учением, последователи Карпократа считали для себя все дозволенным и всякое преступное деяние согласным с назначением человека. Учение о переселении душ является, как известно одним из основных догматов современных теософических обществ.

Варвелиоты. Гностическая секта Варвелиотов называлась так от слов Варвелос, что на сирском языке означает Бог в четверице. Интересно отметить, что некоторые эоны у Варвелиотов носили еврейские имена, именно: Армоген — от еврейского слова ор-майон (брызжущий свет); Рагуэль — хотение; Дадуд — от еврейского Дуд — возлюбленный. Характерно название, данное Варвелиотами тому эону, который положил начало материальному миру. Они называют его Премудростью, а также еще Пруникосом. Слово же Пруникос, по свидетельству Епифания, относилось у греков к растлителям дев. [ 47 ]

Во всех вышеизложенных ересях замечается стремление унизить Творца мира. Некоторые же гностические секты, именно, Офиты и Каиниты, обнаруживают к Нему прямо враждебное отношение.

Офиты. Секта Офитов получила свое название от слова Офис, что по-гречески значит змей. Офиты учили, что от эона, называемого Премудростью, произошла первоначальная материя, и также и Бог материального мира в семи лицах, который из первоначального вещества создал вселенную и человека. Имена этих семи лиц божества Офитов следующие: Иолдаваоф — от халдейского иаг-эль-даваф — Господь Бог Отцев; иао — сокращенно из Иеговы; Ореус — от еврейского Ор — свет; Элоэус — от еврейского Элои; Адонеус — от еврейского Адонаи; Астанфеус — венец. Премудрость же, которую называют также и Пруникос (растлитель), дабы происшедший от нее Творец мира не возомнил себя единым и истинным Богом, сама сделалась Змеем, и сообщила людям знание после чего они могли уже противостоять своему Творцу, ибо обладали знанием, которого Он не имел. Тут мы видим уже несомненный сатанизм, который впоследствии проявляется в масонстве, мартинизме и других тайных обществах.

Каиниты. Каиниты учили, что Каин произошел от высшей силы и потому был гоним Творцом, но не потерпел при этом никакого вреда, так как Премудрость была с ним также и с другими противниками Творца, Исавом, Содомлянами, Иудою и прочими богоотступниками. При рассмотрении гностических ересей необходимо отметить одно явление, которое, вероятно, не было предусмотрено иудейскими вдохновителями направленных против христианства лжеучений. Среди основателей гностических сект оказались люди, не посвященные, по-видимому, в тайные замыслы иудейских каббалистов и действовавшие, выражаясь современным языком, «вне партийной дисциплины». В результате получился курьез, для иудеев неожиданный и вряд ли желательный. Некоторые гностики, не зная, что их назначение заключается не только в разрушении христианства, но и в возвеличении иудейства, дошли в своих исканиях истины до отрицания иудейства и создали гностические секты, проникнутые самым откровенным антисемитизмом. К таковым можно отнести ереси Маркиона, Сатурнина и Василида. Валентиниане, Маркосиане и прочие, так называемые, александрийские гностики (преимущественно иудеи), хотя и ставили Творца мира (Димиурга) в подчиненное положение второстепенного божка, но все же признавали, что Он, стремясь поработить людей своим законом, делает это отчасти для их блага, отчасти по неведению, так как высшее знание для Него, якобы, непостижимо, как непостижимо оно и для так называемых душевных людей. Законы же Димиурга для душевных людей даже спасительны, и исполнение их уготовляет по кончине мира пребывание в «среднем месте». Кое-что из заповедей Димиурга было, по мнению александрийских гностиков, возвещено пророками и даже Самим Спасителем.

Гностики же сирийские (не-иудеи), как Маркион, Сатурнин, Василид и другие, относились к Творцу мира совершенно отрицательно, называя царство Его «злым царством Димиурга», а Его Самого «виновником зла, непостоянным, противоречивым» и проч. [ 48 ].

Маркион. Из этих противников иудейского Бога Маркион, сын Синопского епископа, отлученный своим отцом от Церкви за увлечение гностицизмом, исключил из своего учения эонов и признавал существование двух сил — Вышнего Благого Бога и Бога иудейского, виновника зла. [ 49 ] Маркион не признавал никакой связи между Ветхим и Новым Заветами. Он считал Спасителя Сыном не Творца мира, а другого высшего и благого Бога и учил, что Спаситель пришел на землю именно для того, чтобы разрушить закон и пророков и все дела Димиурга. [ 50 ] Согласно этим воззрениям, Маркион «очистил», как выражались его последователи, Евангелие от всего, что имело какое-нибудь отношение к иудейству и к Богу, возвещенному пророками, и составил свое собственное Евангелие, столь же еретическое, как и искаженные Евангелия прочих гностиков, но в ином направлении.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

История древней философии древней история
И в возникновении тайных обществ пророка последователей
Тайные общества
Международное тайное правительство
Посвященный в мистерии рыцарь после

сайт копирайтеров Евгений