Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

В области мистического богословия Маритэн был полностью в русле томизма и доктрины Аринтеро и Гарригу-Лагранжа. Маритэн, безусловно, внес положительный вклад в развитие богословия даров Святого Духа. Вместо утверждения, что каждый мистик обязательно должен переживать в мистическом состоянии известное из традиции ниспосылаемое созерцание, Маритэн выдвинул следующее положение: поскольку дары Святого Духа по характеру их действия делятся на интеллектуальные и аффективные, то возможно, что некоторые истики будут движимы главным образом дарами, проявляющимися благодаря аффективным способностям.728

В двадцатом веке церковным событием огромной значимости стал, безусловно, Второй Ватиканский Собор, проходивший во время понтификатов Иоанна XXIII и Павла VI. Созыв Собора был официально объявлен в 1961 г., первая сессия началась в октябре 1962 г., закрытие состоялось в декабре 1965 г. Собор принял шестнадцать важнейших документов, задавших направления и ориентиры на многие годы вперед.

Поскольку одна из целей Собора состояла в обновлении христианской жизни, то закономерно, что сильный акцент был сделан на христианском призвании к святости и, безусловно, на святости как отличительном признаке Церкви. К этой теме неоднократно и в разных формах возвращается основополагающий документ Собора Lumen Gentium, несколько ключевых фрагментов которого будут хорошим заключением нашего обзора истоков и развития святости в Церкви:

Мы верим, что Церковь, тайна которой возвещается Священным Собором, неизменно свята. Ибо Христос, Сын Божий, прославляемый с Отцом и Духом, "един свят", возлюбил Церковь как Невесту Свою, предав Себя за нее, чтобы освятить ее (ср. Еф 5:25-26), и присоединил ее к Себе как Тело Свое и преисполнил ее дарованием Духа Святого во славу Божию. Поэтому в Церкви все, от принадлежащих к иерархии до пасомых, призваны к святости по слову Апостола: "Ибо воля Божия есть освящение ваше" (1 Фее 4:3; Еф 1:4). Эта святость Церкви непрестанно проявляется и должна проявляться через плоды благодати, приносимые Духом в верных; она многообразно выражается в каждом, кто в своей обыденной жизни достигает совершенства любви, назидая других; но неким присущим ей образом она проявляется в исполнении советов, именуемых обыкновенно евангельскими...

Божественный Наставник и Образ всякого совершенства, Господь Иисус, проповедовал всем и каждому из учеников любого состояния святость жизни, которой Он и Начальник и Совершитель: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф 5:48). Во всех Он вселил Духа Святого, чтобы Он изнутри побуждал их любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением и всею крепостью своей (ср. Мк 12:30) и любить друг друга, как Христос возлюбил их (ср. Ин 13:34; 15:12)...

Итак, всем ясно, что все верные во Христе любого положения или состояния призваны к полноте христианской жизни и к совершенству любви: эта святость способствует также и в земном обществе более гуманному образу жизни. Для достижения такого совершенства верные должны прилагать усилия в меру принятого ими дара Христова, чтобы, следуя по Его стопам и став подобными Его образу, повинуясь во всем воле Отца, посвятить себя всей душой делу прославления Божия и служения ближнему...

Та же святость при различных образах жизни и различных занятиях стяжается каждым, кто движим Духом Божиим и послушен голосу Отца и поклоняется Богу Отцу в духе и истине, следуя Христу, нищему, смиренному, несущему крест, дабы удостоиться участия в Славе Его... Каждый, однако, в соответствии со своими способностями и обязанностями, должен непоколебимо идти путем живой веры, рождающей надежду и творящей свое дело через любовь.729

694 Последние переводы работ св. Терезы на английский: Story of a Soul, tr. J. Clarke, ICS Pubications, Washington, D. C., 1975; St. Therиse of Lisieuex: Her Last Conversations, tr. J. Clarke, ICS Publications,Washington, D.C., 1977.
695 Подробнее о жизни св. Терезы см. St. Therиse of Lisieux by Those who Knew her, ed. and tr. C.O'Mahony, Veritas, Dublin, 1975; J. Beevers, Storm of Glory, Image Books, New York, N.Y., 1955; A. Combes, Spirituality of Saint Therиse, Kenedy, New York, N.Y., 1950; I. F. Goerres, The Hidden Face: The Life of St. Therиse of Lisieux, Pantheon, New York, N.Y., 1959; D. Day, Therиse, Templegate, Springfield, 111., 1979; P. T. Rohrbach, The Search for St. Therиse, Hanover, Garden City, New York, N.Y., 1961; H. U. von Balthasar, Therиse of Lisieux, Sheed & Ward, New York, N.Y., 1954.
696 Ср. J. Clarke (tr.). Story of a Soul, ICS, Washington, D. C., 1975, pp.187-200; 219-229.
697 Ср. J. Clarke (tr.), цит. соч., pp. 254-259.
698 Ср. J. Clarke (tr.), Story of a Soul, pp. 60-67.
699 Ср. J. Clarke (tr.), St. Therиse of Lisieux: Her Last Conversations, ICS, Washington, D. C., 1977, p. 77.
700 Ср. M. M. Philipon, Tile Spiritual Doctrine of Sister Elizabeth of the Trinity, Newman Press, Westminster, Md., 1961, pp. XVII-XVIII.
701 Ср. M.M.Philipon, цит. соч., с.с. 53-54.
702 Подробнее о жизни и трудах сестры Елизаветы см. The Praise of Glory: Reminiscences, Newman Press, Westminster, Md., 1962; M. M. Philipon (ed.), Spiritual Writing of Sister Elizabeth of the Trinity, tr. M. St. Augustine, New York, N.Y., 1962; H. U. von Balthasar, Elizabeth of Dijon: An Interpretation of Her Spiritual Mission, tr. A. V. Littledale, New York, N.Y., 1956.
703 Доп. информацию о Шарле де Фуко см.: Oeuvres spiritueles, Paris, 1958; R. Bazin, Charles de Foucauld: Hermit and Explorer, tr. P. Keelan, London, 1923; A. Freemantle, Desert Calling, New York, N.Y., 1949; M.Carrouges, Soldier of the Spirit: The Life of Charles de Foucauld, tr. M. C. Hellin, New York, N.Y., 1956; J. F. Six, Witness in the Desert, tr. L. Noel, New York, N.Y., 1965; G.Gorree, Memories of Charles de Foucauld, London, 1938.
704 Ср. L. Sheppard, Spiritual Writers in Modem Times, New York, N.Y.,1967.
705 Ср. The Liturgical Year, tr. L. Sheppard, Newman, Westminster, Md., Vol. 1, p. 7.
706 Декрет Sacra Tridentina Synodus был издан в 1905 г.; в 1910 г. Папа Пий Х разрешил частое причастие и детям, достигшим сознательного возраста. Подробнее о диспуте по поводу частого причащения см. A. Bride, "La Communion du XVIIIe siecle а nos jours" в Eucharistia, Paris, 1947, p. 288.
707 E. Masure, Some Schools of Catholic Spirituality, ed. J.Gautier, Desclee, Paris-New York, 1959.
708 Подробнее см. J. Jolinon, Pauline Jaricot, Paris, 1956; К. Burton, Difficult Star: The Life of Pauline Jaricot, New York, N.Y., 1947; M.Christiani, Marie-Pauline Jaricot, Paris, 1961; J. Servel (ed.), Un autre visage: Textes inedits de Pauline Jaricot, Lyons, 1961.
709 Подробнее см. Oeuvres complиtes, 11 vols., Paris, 1859-1865; E. Renner, The Historical Thought of Frederic Ozanam, Washington, D. C., 1959; L. Baunard, Ozanam d'aprиs sa correspondence, Paris, 1912.
710 Ср. Р. Dabin, L'apostolat laпque, Paris, 1931; Y.Congar, Lay People in the Church, Newman Press, Westminster, Md., 1957; J.Gaynor, The Life of St. Vincent Pallotti, St. Paul Editions, Boston, Mass., 1980.
711 Y. Congar, Jalons pour une theologie du laicat, Ed. du Cerf, Paris, 1953, pp. 505-507.
712 Ср. Pope Pius XII, "Allocution to Italian Catholic Action", AAS, Vol. 32 (1940), p. 362.
713 Ср. Letters of St. Gemma Galgani, ed. Germano of St. Stanislaus and пер. монахинь-доминиканок из Менло Парка (Menlo Park), Calif., 1947; Sr. St. Michael, Portrait of St. Gemma, a Stigmatic, New York, N.Y., 1950.
714 Ср. M. L. Herking, Elizabeth Leseur nous parle, Paris, 1955.
715 Ср. AAS, Vol. 39 (1947), pp. 114-116.
716 Ср. там же. Vol. 23 (1931). p. 634.
717 "Provida Mater Ecclesia", AAS, Vol. 39 (1947), pp. 114-116; "Primo Feliciter", AAS, Vol. 40 (1948), pp. 283-285; "Cum Sanctissimus", AAS, Vol. 40 (1948), pp. 283-285.
718 Следующий список показывает, что в Германии в конце девятнацатого века интерес к мистическим проблемам был огромным: W. Preger, Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter (1874-1893); M. Hausherr, Die wahre und falsche aszese (1856); Weibel, Die Mystik (1834); J. Haver, Theologia mystica; J.Gorres, Christliche Mystik (1842); Von Bernard, Theologia mystica (1847); Hettinger, De theologiae et mysticae connubio (1882); Helfferich, Die Christliche Mystik (1842).
719 До Скарамелли эти "два пути" защищали капуцин Victor Gelen of Treves (+1669) и польский францисканец Chrysostom Dobrosielski (+1676).
720 Английские переводы: A. Saudreau, Degrees of the Spiritual Life, 2 vols., New York, N.Y., 1907; A. Poulain, The Graces of Interior Prayer, tr. L. Y. Smith, Celtic Cross Books, Westminster, Vt., 1978.
721 Ответ Пулэна Бессу (Besse) см.: Etudes, November, 1903. О споре между Пулэном и Содро (Saudrau) см.: Revue du clerge Francais, June, 1908 и Etudes, October, 1908, and January, 1909.
722 Английский перевод см. J. G. Arintero, The Mystical Evolution, tr. J. Aumann, TAN Books, Rockford, 111., 1978.
723 В области мистического богословия на английском языке имеются следующие работы: R.Garrigou-Lagrange, The Three Ages of the Interior Life, tr. T. Doyle, 2 vols., Herder, St. Louis, Mo., 1947; Christian Perfection and Contemplation, tr. T. Doyle, Herder, Herder, St. Louis, Mo., 1937.
724 Работы Габриэла св. Марии Магдалины были опубликованы на итальянском языке; однако английский перевод его St. John of the Cross был опубликован в Ирландии Mercier, Cork, 1946.
725 Большинство работ Йозефа де Гиберта было написано на латыни.
726 Ср. также M. M. Philipon, The Spiritual Doctrine of Dom Marmion, tr. M. Dillon, Newman Press, Westminster, Md., 1956.
727 Ср. Dom J.-B.Chautard, Tile Soul of the Apostolato, tr. T. Merton, Image Books, New York, N.Y., 1946.
728 Уже существуют переводы работ Жака и Раисы Маритэн на английский. The Peasant of the Garonne была переведена M. Cuddihy и E. Hughes и опубликована Holt, Rinehart & Winston, New York, N.Y., 1968 г. Американская ассоциация Маритэна была основана в Ниагарском университете в 1977 г., "чтобы увековечить мудрость, влияние и вдохновение, присущие Жаку Маритэну как католическому мыслителю, христианину святой жизни и классическому образцу творческой личности в области phllosophia perennis, для которой главным ядром сегодня и в будущем есть и будет живой томизм".
729 "Догматическая конституция о Церкви (Lumen Gentium)" в A. Flannery (ed.), Vatican Council II: The Conciliar and Post-Conciliar Documents, Costello Publishing Company, Northport, N.Y., 1975, pp. 396-398, по тексту.

 <<<     ΛΛΛ   

Альфонс относился
человеческим усилиям
Подробнее см
43иисус христос наш единственный учитель
Именно в это время в основу их жизни было положено правило св

сайт копирайтеров Евгений