Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

6. Распространение Интернета также порождает множество других этических вопросов в отношении таких проблем, как секретность, безопасность и конфиденциальность данных, авторское право и право интеллектуальной собственности, порнография, сайты, пропагандирующие ненависть, распространение слухов и злостной клеветы под предлогом новостей и иных. Ниже мы вкратце поговорим о некоторых из этих проблем, признавая при этом, что они требуют продолжительного анализа и обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Существенно, однако, что мы не рассматриваем Интернет лишь как источник проблем, а считаем его источником пользы для человечества. Но эта польза может быть полностью достигнута, только если проблемы будут решены.

II. ОБ ИНТЕРНЕТЕ

7. Интернет обладает множеством выдающихся черт. Он работает мгновенно, не требует посредников, распространен по всему миру, децентрализован, интерактивен. Он может бесконечно расширять свое содержание и аудиторию, до удивительной степени гибок и приспособляем. Интернет способствует равенству, в том смысле, что любой, имея необходимое оборудование и скромные технически навыки, может активно действовать в киберпространстве, донося до мира свое послание, и требуя внимания к нему. Он позволяет людям оставаться анонимными, играть определенные роли, фантазировать, а также вступать в сообщества с другими людьми и сопереживать им. В согласии с предпочтениями пользователей, Интернет в равной степени позволяет им как активное участие, так и пассивное погружение в «самовлюбленный, самодостаточный мир стимулов с почти наркотическим действием». 15 Он может использоваться для преодоления изоляции людей и их объединений, но способен и увеличивать ее.

8. Технологические принципы, лежащие в основе Интернета, оказывают значительное влияние на этические аспекты работы с ним. Люди были склонны использовать Интернет в согласии с тем, каким он был задуман, и приспосабливать его именно для такого применения. Эта «новая» система в действительности восходит к периоду холодной войны 60-х годов, когда ее намеревались использовать для срыва ядерной атаки, путем создания децентрализованной сети компьютеров, содержащих жизненно важную информацию. Децентрализация была ключевым моментом системы, поскольку в этом случае, как думали, потеря одного или даже многих компьютеров не означала бы потерю всей информации.

Идеалистическое представление о свободном обмене информации и идей сыграло достойную похвалы роль в развитии Интернета. Тем не менее, его децентрализованная структура и подобное ей децентрализованное устройство Всемирной Паутины конца 80-х годов оказались также факторами, благоприятствующими уклонению от всего, напоминающего о правовом регулировании или об ответственности перед обществом. Таким образом, возник неумеренный индивидуализм по отношению к Интернету. Так появилось, как говорили, новое царство, чудесная область киберпространства, где допускался любой способ самовыражения, и где единственным законом была абсолютная, индивидуальная свобода делать все, что захочется. Конечно, это означало, что единственным сообществом, чьи права и свобода действий будут признаны в киберпространстве, станет сообщество радикальных сторонников вседозволенности. Этот образ мышления сохраняет свое влияние в некоторых кругах, поддерживаемый известными аргументами от вседозволенности, которые обычно используются также для защиты порнографии и насаждения насилия в средствах массовой информации.16

Хотя радикальные индивидуалисты и предприниматели обычно представляют собой две совершенно разные различные категории людей, существует сходство интересов тех, кто хочет, чтобы Интернет был местом для почти любых способов самовыражения, неважно сколь ужасных и разрушительных, и тех, кто желает видеть его проводником беспрепятственной коммерческой деятельности по неолиберальному образцу, который «считает выгоду и закон рынка своими единственными границами, вплоть до того, что пренебрегает вредом, причиняемым достоинству личностей и народов и уважению по отношению к ним».17

9. Взрыв развития информационных технологий во много раз увеличил коммуникационные возможности некоторых привилегированных личностей и групп. Интернет может помочь людям ответственно пользоваться свободой и демократией, расширить круг возможностей выбора во многих сферах жизни, раздвинуть образовательные и культурные горизонты, преодолеть разделения, способен поддержать человеческое развитие во многих направлениях. «Свободный поток образов и речей в глобальном масштабе меняет не только политические и экономические взаимоотношения между людьми, но даже наше понимание мира. Он открывает целый ряд ранее немыслимых возможностей».18 Основанный на всеобщих ценностях, укорененных в природе человека, межкультурный диалог, ставший возможным благодаря Интернету и другим средствам массовой коммуникации, может быть «преимущественным средством для построения цивилизации любви» .19

Но это еще не все. «Парадоксально, но та же самая сила, которая может привести к развитию общения, может также привести и к усилению эгоцентризма и отчуждения» .20 Интернет может объединять, но он также способен разделять - как отдельных людей, так и не доверяющие друг другу группы, разделенные идеологией, политикой, уровнем благосостояния, расовыми, этническими и возрастными различиями и даже религиозными взглядами. Он уже использовался в агрессивных целях, почти как орудие войны, - и люди заговорили об опасности «кибертерроризма». Было бы трагичной иронией, если бы это средство коммуникации с такими большими возможностями объединения людей вернулось к своим истокам времен холодной войны и стало бы ареной международного конфликта.

III. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОЗАБОЧЕННОСТЬ

10. Некоторые связанные с Интернетом проблемы уже косвенно упоминались выше.

Одной из наиболее важных проблем является то, что сегодня называют «электронной дискриминацией» - форма дискриминации, при которой богатые оказываются отделенными от бедных как в рамках одного народа, так и на международном уровне, поскольку одни имеют доступ к новой информационной технологии, а другие его лишены. В этом смысле, такая дискриминация - современная разновидность уже существовавшей раннее информационной дискриминации, разделяющей людей на тех, кто имеет информацию в изобилии и тех, кто ее лишен.

Выражение «электронная дискриминация» подчеркивает тот факт, что отдельные люди, группы людей и народы должны иметь доступ к новой технологии, чтобы они могли пользоваться предоставляемыми ею преимуществами глобализации и развития, а не отставать от других все сильнее. Необходимо, «чтобы разрыв между теми, у кого есть возможность пользоваться новой технологии, и теми, у кого такой возможности нет,… не стал еще одним неустранимым источником неравенства и дискриминации» 21 Нужно найти пути, позволяющие предоставить менее обеспеченным группам доступ к Интернету - либо прямой, либо хотя бы опосредованный, за счет связи Интернета и более дешевых традиционных средств коммуникации. Киберпространство должно стать источником исчерпывающей информации и услуг, совершенно бесплатных, и на множестве языков. Государственные учреждения в особенности обязаны создавать и поддерживать сайты, которые это обеспечивают.

В процессе формирования новой глобальной экономики Церковь озабочена тем, чтобы «выиграло от этого все человечество в целом», а не только «богатая элита, контролирующая науку, технологии и ресурсы планеты»; иными словами, Церковь желает «такой глобализации, которая была бы на службе у личности как целого и у всего народа» 22

В связи с этим следует помнить, что причины и следствия упомянутого разделения и дискриминации относятся не только к экономической, но и к технической, общественной и культурной областям. К примеру, еще одно разделение, принесенное Интернетом, ставит в ущемленное положение женщин, и этому также должен быть положен конец.

11. Мы особенно обеспокоены культурным аспектом происходящего сегодня. А именно тем, что, как мощное средство осуществления процесса глобализации, новая информационная технология и Интернет, передает и помогает насадить ряд культурных ценностей - способов осмысления социальных и семейных отношений, религии, условий, в которых находятся люди. Новизна и очарование этих ценностей могут бросить вызов традиционным культурам и поглотить их.

Межкультурный диалог и взаимообогащение культур, конечно же, весьма желательны. В самом деле, «диалог между культурами особенно необходим сегодня в связи с влиянием новых коммуникационных технологий на жизнь отдельных людей и народов».23 Но этот диалог должен быть двусторонним. Культуры могут многому научиться друг у друга, но навязывание мировоззрения, ценностей и даже языка одной культуры другой является не диалогом, а культурным империализмом.

Это культурное господство становится особенно серьезной проблемой, когда главенствующая культура несет ложные ценности, враждебные по отношению к истинному благу отдельных людей и их групп. Нынешнее положение дел ведет к тому, что Интернет, наряду с другими средствами массовой информации, передает послание, пропитанное ценностями западной светской культуры, народам и обществам, которые во многих случаях не готовы к тому, чтобы оценить это послание и суметь не поддаться ему. В результате возникло множество серьезных проблем - к примеру, в области брака и семейной жизни, которые переживают «коренной кризис, широко распространенный» 24, во многих частях мира.

В этих обстоятельствах необходимы культурная тактичность и уважение к ценностям и верованиям других людей. Чтобы создать и развить международную солидарность, необходим межкультурный диалог, «защищающий самобытность культур, как историческое и творческое выражение единства, лежащего в основе человеческой общности, и … поддерживающий взаимопонимание и общение между культурами».25

12. Вопрос свободы самовыражения в Интернете также сложен и в ряде случае вызывает обеспокоенность.

Мы решительно поддерживаем свободу самовыражения и свободу обмена идеями. Свободная возможность поиска и знания истины является одним из основных прав человека26 человека и свобода самовыражения остается краеугольным камнем демократии. «Человек, блюдя нравственный порядок и общую пользу, может свободно искать истину, выражать свое мнение и распространять его … и получать правдивые сведения об общественных событиях» 27 Общественное мнение «как выражение сущности природы людей, организованных в общество», с необходимостью требует «свободы выражения идей и позиций».28

В свете этих требований, предъявляемых всеобщим благом, мы сожалеем о попытках государственных властей препятствовать доступу к информации - в Интернете или других средствах массовой информации, - когда эти власти находят такую информацию опасной для себя. Мы сожалеем о попытках этих властей манипулировать обществом посредством пропаганды и дезинформации или препятствовать законной свободе самовыражения и свободе мнений. В этом отношении, безусловно, самыми серьезными нарушителями прав и свобод являются авторитарные режимы, но такая проблема существует и в свободных демократических странах, в которых доступ к средствам массовой информации для выражения своих политических взглядов часто зависит от богатства, а политики и их советники нарушают справедливость и искажают правду, представляя своих оппонентов в ложном свете и сводя проблемы к пустым рассуждениям.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Информации

сайт копирайтеров Евгений