Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

VIII. 123

•"" О ритуалах и символах, связанных с весной в славянской традиции, см.: Агап-
кина Т. А. Весна // Славянские древности. Т. 1. С. 348 — 352.

32' Само славянское понятие «святость» в индоевропейском контексте связано с
представлениями о росте, плодородии, жизни (Топоров В. Н. Святость и святые
в русской духовной культуре. М., 1995. Т. 1. С. 441 и ел.).

w Обряды календарного цикла с обходами дворов, ряжением, изготовлением ри-
туальных символов (деревьев и т. п.) вообще изоморфны и моделируют круго-
ворот Жизни и Смерти: ср. также симметричность традиционного для многих
культур, в том числе славянской, деления года на две половины — зиму и ле-
то — с их «пиковыми» точками летнего (Ивана Купала) и зимнего (Новый год,
святки) солнцеворота, весеннего (Благовещение) и осеннего (Воздвиженье) рав-
ноденствий (см.: Толстой Н. И. Народные верования // Славянская мифология.
М„ 1995. С. 20, 21).

Глава IX

^ IX. 125

"' При всей очевидности глубинной взаимосвязи производственного и ритуально-
го процессов в архаичных обществах интересны, в частности, наблюдения
В. Я. Проппа: интенсивность ритуалов возрастала тогда, когда собственно сель-
скохозяйственные работы сводились к минимуму — на святки и масленицу
(Русские аграрные праздники. Л., 1963). Ср. ниже, о ритуалах завершения жат-
вы — коммент. 8 к § 133.

IX. 126

2> Ритуалы опахивания, в том числе впрягающимися в плуг обнаженными жен-
щинами, широко известны и в европейской (включая славянскую) традиции и
необязательно связаны с собственно аграрными культами — они устраиваются
и при падеже скота; при вызывании дождя в Полесье опахиваиием занимаются
старые женщины (или девочки) — то есть обряд лишен эротического смысла,
напротив, соблюдается требование ритуальной чистоты (Померанцева Э. В.
Роль слова в обряде опахивания // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.
С. 25 — 36; Журавлев А. Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных сла-
вян. М., 1994, С. 99 и ел.).

IX. 129

•)" См. последнюю сводку данных о ритуальной бороде: Славянские древности //
Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1. С. 231 — 234.

IX. 130

4" Сведения о человеческих жертвоприношениях у первобытных народов, при-
званных передать жизненную силу жертвы полям, широко используются в эт-
нографической литературе, однако черпаются, как правило, из старых и не
вполне достоверных источников (ср.: Токарев С. А. Ранние формы религии.
С. 364, 365). Тем более рискованно возводить европейские карнавальные ри-
туалы сожжения, разрывания на куски или выбрасывания чучел, воплощаю-
щих плодородие, к реальным обычаям человеческого жертвоприношения (хо-
тя такие попытки предпринимались современными исследователями — ср.: Be-

 

Комментарии 449

леукая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.,
1978). Уничтожение ритуальных предметов вообще характерно для первобыт-
ного фетишизма.

IX. 131
5' Тоси («Наша бабушка») — одно из имен ацтекской Богини Земли и плодородия,

владычицы ночи Тласольтеотль (см.: Мифы народов мира. Т. 2. С. 516).
''' См. русское издание: Фрэзер Дж. Золотая ветвь. С. 477 и ел.

IX. 133

7" Соотнесение левой стороны с нечистой силой вообще, дьяволом, преисподней и
т. п. типично для традиционных воззрений (см.: Иванов В. В. Левый и правый //
Мифы народов мира. Т. 2. С. 43, 44).

"' В. Я. Пропп указывал на глубинную связь аграрных культов с культом пред-
ков, воплощавших хтонические силы Земли — преисподней («Русские аграрные
праздники»: ср. ниже, коммент. 10 к § 134); в более широком смысле умершие
предки были «агентами» человеческого сообщества в потустороннем мире,
обеспечивающими благодаря ритуалам регулярную связь между человеческим
миром и миром сверхъестественного, «культурой» и «природой» и т. д.

"" Как видно из изложения самого Элиаде, не только природа воздействовала на
жизненные силы группы, но и эти жизненные силы при посредстве ритуалов пе-
редавались природе: традиционные культуры были «настроены» на такого рода
обмен с природным (равно как и со сверхъестественным) миром; вариантом та-
кого обмена было и присутствие предков — части данной группы в ином мире.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения богословия 3 старуха
Мифы народов мира
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения богословия 10 винтиус
346 347 калькутта 23nbsp святилище калифорния

сайт копирайтеров Евгений