Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В Эриду растет черный кискану, он был сотворен в святом месте; Его сияние — из сверкающей ляпис-лазури, он простирается к Океану (apsu). Это место, где ходит Эа в богатом Эриду, Его жилище — место отдыха Бау...

12
Дерево kiskanu обнаруживает все черты Космического дерева: оно — в Эриду, которое — Центр мира;'1' в святом месте, которое находится в Центре реальности (§ 140 и ел.); своим сиянием оно походит на ляпис-лазурь; такое сияние есть традиционный космический символ;13 оно простирается к Океану, который окружает и поддерживает мир (должны ли мы понимать, что это дерево простирается к Океану своими ветвями или, иными словами, что это «перевернутое дерево», как некоторые космические деревья?); оно — жилище Эа, Бога плодородия и цивилизующих наук (искусства, земледелия, письма и т. д.); и это то место, где отдыхает мать Эа — Бау, Богиня изобилия, стад и земледелия.
Kiskanu можно рассматривать как один из прототипов вавилонского Священного дерева, чье частое появление в иконографии Древнего Востока очень знаменательно. Его положение в иконографии окончательно доказывает, что Священное дерево, которое типично для этого региона, означает нечто большее, чем только культ дерева как такового; что оно имеет очень явное космологическое значение. При этом дереве почти всегда есть символы, геральдические фигуры или эмблемы, делающие его космическое значение ясным и полным. Так, самый ранний образец этого — фрагмент вазы, открытый экспедицией Готье в Муссиан, на котором изображено стилизованное дерево, окруженное ромбами14. В месопотамской иконографии дерево обычно окружено козами, звездами, птицами или змеями. Каждая из этих эмблем имеет определенное космологическое значение. Звезды рядом с деревом — верное свидетельство того, что дерево имеет такое значение . Архаический рисунок из Сузы16 показывает змея, поднимающегося вертикально, чтобы отведать плод дерева (Тоскане связывает эту сцену с мотивом дерева-змея и толкует ее как вавилонский прототип библейской истории, которую мы так хорошо знаем).
Иконография предлагает другие сцены подобного рода: птица на
12 Перевод Н. Dhonne.
13 Ср.: Eliade Af. Cosmologia si alchimie babiloniana. Bucurestf, 1937. P. 51 и ел.
14 Parrot N. Les Representations... P. 22. Мистический смысл ромба уже присутствует в мадленском искусстве; ср.: Hentze G. Mythes et symboles lunaires. P. 124.
15 Ср., напр., рис. 8 — 9 в: Parrot N. Les Representations... — воспроизведение предметов из Элама второго тысячелетия до н. э.; и всю серию вавилонских цилиндров — рис. 21 и т. д.
Parrot N. Les Representations... Fig. 12-
9 М. Элние

258

дереве, окруженном козами; дерево — солнечный диск, и люди, все ритуально преображенные в рыб , или дерево, крылатые духи и солнечный диск19. Я лишь упомянул несколько из самых значительных и самых обычных групп и, конечно, не претендую на исчерпание богатых свидетельств из Месопотамии. Но космологическое значение, какое дерево постоянно имеет в этих структурах, очевидно20. Ни одна из эмблем, связанных с деревьями, не может быть истолкована в естественно-природном смысле по той простой причине, что сама природа в месопотамском мышлении разительно отличалась от того, чем она является в современном мышлении и опыте. Нужно только вспомнить, что для месопотамцев, как и вообще для древних людей, любое существо, любое действие имело хоть какую-нибудь эффективность только постольку, поскольку существо имело небесный прототип, а действие воспроизводило первозданный космологический акт.

99. Космическое дерево

Индийская традиция, судя по ее древнейшим писаниям21, представляет Космос в форме гигантского дерева. Эта мысль довольно типологично определена в «Упанишадах»: Вселенная — перевернутое дерево, закопавшее свои корни в небе и распростершее ветви по всей земле. (Быть может, этот образ был навеян излиянием солнечных лучей:—4* «Ветви растут к тому, что низко, корни наверху, чтобы его лучи спускались на нас!») «Катха-упанишада»23 описывает это следующим образом: «Вечный Ашваттха, чьи корни поднимаются высоко и чьи ветви растут низко, он — чистый [шукрам], он Брахман, он то, что мы называем Нг-Смерть. Все миры покоятся в нем». Дерево Ашваттха представляет здесь наивозможно яснейшее проявление Брахмана в Космосе, другими словами, представляет созидание как опускающееся движение. Другие тексты из «Упанишад» еще яснее утверждают это понятие Космоса как дерева. «Его ветви — эфир, воздух, огонь, вода, земля» и т. д.24. Природные элементы — воплощение этого «Брахмана, чье имя — Ашваттха»15.
17 Parrot N. Les Representations... Fig. 35, 36 и т. д.
18 Ibid. Figs 110, 111.
19 Ibid. Figs 100, 104 и т. д.
20 Ср. также материал, который привел А. Венсинк в его интересном исследовании о деревьях и птицах как космологических символах в Западной Азии, не использованном Парро.
21 Напр., AV II, 7, 3; X, 87, 38 и т. д.
22 См. RV, I. 24, 7.
^VIJ.
24 Maitri-Up. VI. 7.
w Maitri-Up. VI, 7.

259

В «Бхагавадгите» Космическое дерево уже выражает не только Вселенную, но также положение человека в мире: «...Существует бессмертное дерево баньян, корни которого растут вверх, а ветви - вниз, а листья его - ведические гимны. Знающий это дерево познал Веды. Большие ветви этого дерева простираются вниз и вверх, питаемые тремя Гунами материальной природы. Маленькие ветки его — это объекты чувств. У такого дерева есть и корни, идущие вниз; они связаны с кармической деятельностью человеческого общества. Истинную форму этого дерева нельзя постичь в этом мире. Никто не может понять, где оно оканчивается, где начинается и где его основание. Но необходимо со всей решимостью срубить это дерево, чьи корни глубоко ушли в землю, оружием отрешенности. После этого надо найти то место, достигнув которого никто и никогда назад не возвращается, и там вручить себя Верховному божественному существу, с которого все началось и от которого все распространилось с незапамятных времен»26. Вся Вселенная, а также опыт живущего в ней и не отделившегося от нее человека символизируются здесь Космическим деревом. Вся описанная мистерия соответствует Космосу или является его частью, человек погружается в то же единственное и безмерное проявление Брахмана. «Срубить это дерево» — значит извлечь человека из Космоса, отрезать его от чувств и плодов его действий. Мы находим тот же мотив отрешения от жизни Космоса, ухода в себя и воспоминания как единственного для человека способа превзойти себя и освободиться в тексте из «Махабхараты»: «Возникнув из непроявившегося27, встав из него как единственной опоры, его ствол — бодхи, его внутренние пустоты — пути чувства, величие стихии — его ветви, предметы чувств — его листья, его прекрасные цветы, хорошие и дурные [дхармадхармау], удовольствие и боль — плоды. Это вечное дерево-Брахман [брахмавркша\ — источник жизни [адживья} для всех существ... Разрезав и сломав дерево орудием гнозиса [джнанена], а затем наслаждаясь духом, — никто не вернется сюда опять»28.

100. Перевернутое дерево

Здесь не место для философского толкования приведенных выше текстов. Нам нужно лишь понять из них отождествление Космоса с перевернутым деревом. Эта мифологическая и метафизическая идео-
26 Бхагавадгита. Л., 1990. С. 671-675 (XV, 1-3).
27 Кумарасвами в «Inverted Tree». P. 20, отождествляет его с веет, или «небытием», о котором говорится в «Атхарваведе», X, 7, 21.
"Acvamedha Parva, 47, 12- 15, приведено в: Coomaraswamy A. The Inverted Tree//The Quarterly Journal of the Mythic Society. Bangalore, 1938. Vol. XXIX. Na 2. P. 20, из версии, использованной Шанкарой в его комментарии к «Bhagavad Gita»
A.V, 1.

260

грамма — не единственная в своем роде. Масуди упоминает29 сабеанскую традицию, согласно которой Платон объявил человека перевернутым растением, чьи корни простираются к Небу, а ветви — к Земле30. Та же традиция встречается в древнееврейском эзотерическом учении: «Теперь древо жизни простирается сверху вниз, а солнце освещает все»31. То же встречается в исламском предании о «Древе счастья», чьи корни погружены в самое дальнее Небо, а ветви простираются по Земле32. Данте представляет небесные сферы все вместе как гирлянду, составлявшую символическое дерево, чьи корни направлены вверх: In questa quinta soglia
Dell'albero che vive della cima, e fruta sempre, e mai non perde fogha.
(На этом пятом жилище дерева, чья жизнь идет с вершины, чьи плоды всегда хороши, а лист не вянет.)"
«Пятое жилище» — это сфера планеты Юпитер. «Дерево, чья жизнь идет с вершины», — перевернутое дерево. Другой флорентийский поэт, подвергшийся очень сильному влиянию Данте, Федериго Фрецци, описывает «самое прекрасное растение Рая, счастливое растение, сохраняющее свою жизнь и обновляющее ее» и «чьи корни наверху, в Небе, чьи ветви растут к Земле»34.
Холмберг-Харва находит ту же традицию в финском и исландском фольклоре . Лапландцы каждый год приносили быка в жертву богу растительности, и по этому случаю близ алтаря помещали дерево с корнями в воздухе и ветвями на земле36-5". В австралийских племенах вирадъюри и камиларои знахари имели волшебное дерево, которое сажали верхом вниз. Смазав корни человеческой кровью, они его сжигали37. И в связи с этим обычаем Шмидт отмечает церемонии
29 Morug-el-Dscheb. 64, 6.
30 Приведено в: Holmberg-Нагм U. Der Baum des Lebens // AASF. Helsinki, 1922 - 1923, series В. Vol. XVI. P. 54.
31 Zohar. Beha'Alotheka, со ссылкой на Ps XIX, 6; приведено в: Coomaraswamy A. The Inverted Tree. P. 21.
32 Ср.; Wensinck A. J. Tree and Bird as Cosmological Symbols in Western Asia // Verhandelingen der Koninklijke Akademie van Wettenschappen. Amsterdam, 1921. Vol. XXII. S. 33; Asin P. La Escatologia musulmana en la Divina Comedia. 2nd ed. Madrid, 1942. P. 235.
33 Paradiso, XVIu, 28 и ел.
34 D Quadriregio. Bk. IV, ch П; приведено в: GrafA. MM, leggende, e superstizioni del medio Evo. Turin, 1925. P. 157.
35 Holmberg-Harva U. Der Baum... S. 55.
36 Graf A. Miti...; ср.: Kagarow E. Der Umgekehrte Schamanenbnum // AFRW. 1929. S. 183.
37 Schmidt W. Der Urspnmg... Vol. III. S. 1030 и ел.

261

инициации, практикующиеся в другом австралийском племени, юин38. Молодого человека, изображающего мертвеца, хоронят, а над ним помещают куст. Когда неофиты, кандидаты в инициацию, подходят к нему, молодой человек трясет куст, а затем встает и выходит из могилы. Куст, сообщает нам Шмидт, представляет небесное Звездное дерево39'б".

101. Игтдрасиль

Космическое дерево в сочетании с птицами40, лошадьми или тиграми41 можно найти также в первобытном Китае; там, как и в других местах, его иногда путают с Деревом Жизни. Что означает это смешение, станет яснее на последующих страницах. Мы находим сочетание Космического дерева и мифического лунного животного в иконографии майя, где показан ягуар при Дереве Жизни42. Среди северных народов и народов Тихого океана Космическое дерево — с ветвями, простирающимися до третьего или даже до седьмого неба, — играет центральную роль как в мифологии, так и в ритуале. Это часто связывается с мифологическим предком — люди думают, что происходят от предка, рожденного деревом...43 Далее я подробно остановлюсь на этих мифах о происхождении человека от космолого-растительного символа.
Иггдрасиль — это Космическое дерево, корни его доходят до самого сердца Земли, где находятся ад и царство великанов44. Поблизости — чудесный источник Мимир («размышление», «память»), где Один оставил один глаз в залог и куда он постоянно возвращается, чтобы освежить себя и обогатить свою мудрость45. Близ Иггдрасиля имеется также источник Урд; там боги ежедневно держат совет и отправляют правосудие. Норны снабжают гигантское дерево водой из этого источника, чтобы поддержать его юность и силу. В ветвях Иггдрасиля живут Хейдрун, коза, орел, олень и белка; змей Нидхёгг обвивает его корни и все время старается погубить его. Каждый день орел воюет со змеем (космологический мотив, часто находимый и в других цивилизациях)46. Когда Вселенная задрожит до основания в катаклизме, предсказанном в «Старшей Эдде», который покончит с миром, 38 Schmidt W. Der Uraprung... S. 757 я ел.; 806
39 См. также: Hentze С. Р. 182 и ел.
40 Htntxc С. Mythes... PI. VI. ^ Ibid. PI. Vn, Vm. Fig. 148.
&ra сцена фигурирует в Codex Borbonicus, рис. 149- см.: НепЫ С. Mythes...
43 Elude M. Chamanisme. Р., 1951. Р. 244 и ел. Старшая Эдда. 19; Grimnismal. 31. 45 Там же. 28, 39. Ср.: Eliade M. Mitui Reintegrarii. Bucui-еяЦ, 1942. P. 41 и ел.; 52.

262

чтобы начать новую, райскую эру, Иггдрасиль будет сильно сотрясен, но не повержен47. &гот апокалипсический пожар, предсказанный пророчицей, не приведет к полному распаду Космоса.
Каарле Крон пытался объяснить миф об Иггдрасиле через Древо Жизни в Ветхом Завете, а Софус Бугге — через историю Христова креста. Но ни то, ни другое не является удовлетворительной гипотезой. Один привязывает свою лошадь к Иггдрасилю, и не верится, что этот центральный мотив скандинавской мифологии может быть таким древним. Холмберг-Харва48 совершенно правильно замечает, что присутствие орла на Иггдрасиле — деталь, которой в библейской традиции нет, — скорее приближает этот космологический символ к символам Северной Азии. Битва между орлом и змеем, подобно борьбе между Гарудой и рептилией, — обычный мотив в индийской мифологии и иконографии — это космологический символ борьбы между светом и тьмой, противостояния двух начал — начала Солнца и начала преисподней7*. Трудно сказать, проникли ли в представление об Иггдрасиле какие-нибудь иудео-христианские элементы или нет, ибо на основании того, что открыл Холмберг-Харва относительно родства между Космическим деревом скандинавского мифа и Северной Азии, нельзя безусловно показать такое проникновение. Во всяком случае, Альфред Дитеринг в хорошо документированной работе49 показал, что воплощение индоевропейцами Космического дерева и Дерева Жизни в дубе может быть прослежено вплоть до доисторических времен и что, во всяком случае, именно протогерманские народы развили этот миф на севере Европы. Слияние Космического дерева с Деревом Жизни обнаруживается также в тевтонской мифологии. Мы уже отмечали отождествление священного или мифического дерева с одной определенной ботанической породой (ашваттха у индийцев, финиковая пальма у месопотамцев и так далее). В случае Иггдрасиля присутствие дуба на доисторических памятниках, непрерывная последовательность мотивов, представляющих священное дерево в виде дуба, и дубовые листья, используемые в декоративном и религиозном искусстве, доказывают, что эта концепция — автохтонная.
102. Растительные эпифании
Божество, проявляющееся в дереве, это — мотив, проходящий через все ближневосточное пластическое искусство; его можно также найти во всей Индо-Месопотамской — Египто-Эгейской области50. Ча-
47 Старшая Эдда. 45.
48 Holmberg-Harva U. Der Baum des Lebens. S. 67.
49 Dietering A. Die Bedeutung der Bche seit der VoraeiL Lpz., 1939.
50 Ср. также: Pestalozza U. Pagine di religione mediterranea. Milan, 1945. Vol. 2.
P. 260.

Глава УШ. Растительности обряды и символы возрождения

263

ще всего это выражается в эпифании какого-нибудь божества плодородия. Космос открывается нам как проявление творческих сил бога. Так, в Мохенджо-Даро (в третьем тысячелетии до н. э.) мы находим божественную эпифанию в ficus religiosa;51 дерево стилизовано в манере, напоминающей месопотамское священное дерево. Даже в ведических текстах мы находим следы растительной теофании. Помимо ашваттхи, символа Космоса, и Брахмана, проявляющегося в дереве (§ 99), можно также различить в тех ведических документах, которые выражают «народный религиозный опыт», т. е. сохраняют конкретные, примитивные формулы веры, другие выражения проявления бога в растительности. «О травы! О вы, которые — матери! Я приветствую вас как богинь!»52 Длинный гимн из «Ригведы»53 посвящен растениям и имеет особые указания на их лечебные и возрожденческие силы (идея травы жизни и бессмертия). «Атхарваведа»54 хвалит растение, называя его «Божество, рожденное Богиней Земли». Та же теофания на растительном уровне объясняет сущность «господина растений», Ванаспати, чей культ упоминается в «Ригведе»". Благодаря космическому прототипу, из которого происходят их силы, травы облегчают роды, увеличивают производительные силы человека и обеспечивают плодородие и богатство. Вот почему иногда можно наблюдать принесение животных в жертву растениям56. «Шатапатха-брахмана»57 формулирует архитектонику производительной энергии в Космосе — она формируется из грома, дождя и растений. Здесь священное проявляется в акте возобновления растительной жизни.
Превосходный пример теофании в дереве — это знаменитый барельеф Ассура58, который представляет этого бога, верхней частью тела выходящего из дерева. Рядом с ним «льется вода» из неисчерпаемой вазы, символизирующей плодородие. Коза, атрибут божества, кормится листьями дерева. В египетской иконографии мы находим мотив Дерева Жизни, из которого выходят божественные руки, нагруженные дарами и льющие воду жизни из вазы59. Ясная теофания, иллюстрируемая этими примерами, и мотив «Дерева Жизни» до некоторой степени эволюционировали, и нетрудно увидеть, как это проис-
51 Marshall J. Mohenjo-Daro and the Indus Civilization. L., 1931. Vol. 1. PI. ХП. Fig. 18.
"ЯджурведаГ/.^б.
" RV, X. 97.
"Atharva Veda. IV. 136.1.
55 RV, УЛ. 34, 23; X. 64, 8.
56 Ср., напр., Taittlriya-Samhita. П. 1, 5, 3.
57 IX. 3, 3, 15. В Берлинском музее; Parrot N. Les Representations... Рис. 69.
' Bergema. De Boom des Levens in Schrijft en Historic. Hilveraum, 1938. Рис. 9193; Marconi M. Riflessi mediterranei nella piu аписа relieione laziale. Milan, 1939. Рис. 41,42.

264

ходит: божество, обнаружившееся в Космосе в форме дерева, — в то же самое время источник возрождения и «жизни без смерти», источник, к которому обращается человек, потому что, кажется ему, здесь он получает основание для надежд, касающихся его собственного бессмертия. Среди отношений внутри структуры, образованной деревом, Космосом и божеством, наличествуют симметрия, ассоциация и слияние. Боги, которых мы называем богами растительности, часто представлены в форме деревьев. Аттис и ель, Осирис и кедр и т. д. Греческая Артемида иногда ассоциируется с деревом. Так, в Лаконии поклонялись мирту под названием Artemis Soteira. Рядом с Орхоменом в Аркадии было деревянное изображение Artemis Kedreatis в кедровом дереве60. Изображения Артемиды иногда украшались ветками. Нам знакома растительная эпифания Диониса, иногда называемая Dionysos Dendritis . Вспомним также пророческий священный дуб Зевса в Додоне, лавр Аполлона в Дельфах, дикую оливку Геркулеса в Олимпии — это лишь немногие примеры. Однако только в двух местах Греции есть свидетельства культа деревьев: дерево в Кифероне8*, на которое как будто бы забирался Пенфей, чтобы следить за менадами и которое оракул повелел почитать как бога62, и платан Елены в Спарте.
Один очень ясный пример теофании растений можно увидеть в культе доарийской индийской богини Дурги. Приводимые нами тексты — поздние, их народная природа означает, что они, безусловно, древнего происхождения. В «Деви-Махатм»63 богиня провозглашает: «Тогда, о Боги, я прокормлю всю Вселенную этими растениями, которые поддерживают жизнь и растут из самого моего тела в сезон дождей. Тогда я стану славной на Земле, подобно Сакамхари [«который приносит травы», «который кормит травы»), и в тот же сезон я уничтожу великого асуру, называемого Дургама [олицетворение засухи]». В обряде «Навапатрика» (девять листьев) Дургу называют «той, которая живет в девяти листьях»64. В качестве иллюстрации растительных эпифаний можно было бы привести еще много примеров из Индии65. Мы вернемся к этому, когда дойдем до обсуждения других аспектов религиозного значения деревьев.
103. Растительность и Великие богини
Одна из самых обычных и постоянных структур — это Великие богини — растительность — геральдика — животные — жрецы. Разме-
^Pausanias.m.'Xl^l.
61 Harrism J. Prolegomena... P. 425 и ел.
62 Pausanias. П. 2, 7.
63 Гл. XCII. W. 43,44.
64 Ср.: Eliade M. Le Yoga. P. 376.
65 Ср.: AfeyerJ. J. Trilogie altindlsche Machte und Feste der Vegetation. Vol. Ill по всему тому.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

326демон растительности 331 деянира зеленом
Просто сорвать растение определенного ботанического вида
Реальное переживание времени
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения богословия 3 буддизм

сайт копирайтеров Евгений