Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мне кажется, что все эти вычисления и предположения очень субъективны, даже тогда, когда субъективизм облекается в наружно математическую форму вычислений полковника Бейнингена.

Я думаю, что мы не знаем сроков. Можно думать, что из семи эпох міра - четыре уже прошли, одна идет, а две еще остались впереди. Но сколько составит лет, веков или тысяч лет течение пятой, шестой и седьмой эпох - мы не можем знать. Продолжительность эпох, судя по прошлому, весьма неодинакова. Первая не имела и сотни лет. Третья захватила целое тысячелетие. Сколько протянется пятая, сколько потребуется Филадельфийской эпохе для спасения всех, еще подлежащих спасению? Да и нашей эпохе (если она точно пятая), несмотря на ее греховность, указано: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти», значит, и пятой эпохе указывается деятельность, которая, вероятно, и подготовит возможность появления светлой Филадельфийской эпохи. Стало быть, мы обязаны, во всяком случае, работать, а сколько времени - это, я полагаю, зависит не от заранее предопределенного срока, как бы навязанного нам, а от успешности нашей работы. Чем более усердно мы работаем, чем больше спасаем людей, тем больше срок, ибо мір кончится, думаю я, тогда лишь, когда уже никто не захочет быть с Богом и идти ко спасению *.

* По поводу этого места один уважаемый священник задает мне вопрос: полагаю ли я, что вопрос идет о количестве спасающихся, или задачи христианской эпохи в достижении высокого состояния святости? Я не решаюсь остановиться на очень твердом ответе. Мне кажется наиболее вероятным, что и количество, и качество здесь довольно тесно связаны. Однако заданный мне вопрос для размышления читателей.

В 7-й главе Апокалипсиса сказано: Ангел, имеющий у себя печать Божию, воскликнул к ангелам, имеющим «вредить земле и морю»:

«Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Божиих»... Сколько же времени потребуется на это? Не сказано. Апокалипсис открывает общий ход исторического процесса от времен Спасителя до конца міра и указывает число периодов эволюции, которую за это время предстоит совершить Церкви и міру. Но вычисления времени, которое суждено прожить міру в течение этой эволюции, мне кажется, не имеют для себя никакой опоры в предсказаниях св. Писания.

У Спасителя указаны общие признаки наступления конца міра, но в отношении хронологическом содержится, во-первых, очень непонятная фраза: «не прийдет род сей, как все сие будет», а засим положительное заявление: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой един». Не определяя срока, Спаситель, однако, указывал всегда его ожидать: «Бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время». Наступит оно неожиданно, но предусматривать его должно, наблюдая зрелость міра для кончины: «От смоковницы возьмите подобие - когда ветви ее становятся мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето».

Те же наставления всегда ожидать конца, но без обозначения «времен и сроков» содержатся у Апостола Павла: «Сами вы достоверно знаете, что день Господень придет как тать ночью». «Ибо когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба». Апостол Петр напоминает, что у Господа «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» и повторяет: «придет же день Господень, как тать ночью»...

Все Апостолы указывают, подобно Спасителю, некоторые признаки явления Антихриста и второго пришествия Господа, но совершенно отрицают определение сроков. Указания Апокалипсиса делаются в выражениях очень неопределенных. Их стараются разгадать, но думается, не для того пророчество излагается в столь понятном виде, чтобы позволить разгадку.

Во всяком случае, мы видим, что конца міра ждали уже во времена Апостолов. Св. Иоанн Богослов писал: «Дети, последнее время и как вы слышали, что придет Антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из этого, что последнее время» (1 Иоанна, 2-18). Ап. Павел по поводу браков говорит: «Я вам сказываю, братья: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие»... «ибо проходит образ міра сего». (Первое Коринф. 7, 29-31).

Ожидания конца міра были столь напряженны у христиан тех времен, что сами апостолы должны были увещевать верующих не преувеличивать близости конца. В этом отношении Апостол Павел, в послании к солунянам, дает замечательные указания условий, при которых наступит конец міра, и которые при нем еще не назрели. Быть может, именно для указания еще долгого пути и был дан Апокалипсис, который, хотя и говорит: «Время близко» и «Ей, гряду скоро», но самым содержанием раскрываемой картины будущего поясняет относительность этой «близости».

Ожидания конца міра и впоследствии повторялись, каждый раз оказываясь ошибочными.

Под такое же сомнение ставлю я и современные ожидания. Во всяком случае мне кажется, что люди, как Оберлен и Вл. Соловьев, в своих попытках узнать время конца, стоят на более правильной почве, чем полковник Бейнинген. Они основываются не на цифровых вычислениях, а на оценке духовно-нравственного состояния человечества. Справедливы или нет их ожидания близкого конца, но, мне кажется, именно такой способ предвидения указан Спасителем. «Возьмите пример от смоковницы», то есть, полагаю я, наблюдайте духовно-нравственную эволюцию міра, и когда увидите признаки, то знайте, что время близко.

Сам я за это не берусь в настоящих строках. Но не безполезно представить себе общую картину міровой истории с точки зрения развития дела Божия.

Она, мне кажется, такова.

Господь Бог послал в мір Спасителя, Который, действием Духа Святого, воздвиг человечество ко спасению. Сила Божественной благодати дана человечеству для созидания из себя Церкви, Невесты Христовой, в которой в течение известного времени должны соединиться со Христом все, которые могут быть спасены.

С другой стороны, силы зла, древнего Змия, также напрягались в борьбе против Бога, в той же среде человечества, отстаивая свое господство. Для этого силы зла выдвинули некоторую «тайну беззакония», вступившую в действие уже во времена апостолов.

И вот в человечестве идет борьба добра и зла. Она представляет эволюционный процесс, которого отдельные фазисы указаны в Апокалипсисе, но продолжительность этих фазисов, а стало быть, и общий срок жизни міра, не указаны. Эти сроки, думаю я, и не предназначены Богом в смысле чего-либо насильственного, неизбежного, а предопределены только в смысле предусмотрения Божия.

Должно вспомнить учение ап. Павла о предопределении. Господом все предопределено, но только в том смысле, что он всеведущ, и то, что предузнал, то и предопределил.

Обычный разум, которым обладают люди и в еще большей степени ангелы и демоны, может предвидеть только то, что составляет логический вывод из положения дел и соотношения сил. Но в отношении действия свободной воли такой логикой нельзя ничего предвидеть. Вот почему Сатана, например, не знает, успеет ли он погубить искушаемого им святого. Если бы Сатана знал наверняка, что не успеет в своих усилиях, он бы, вероятно, не стал понапрасну тратить сил. Но он этого не знает. Он только видит, что по содержанию душевных сил этот человек может пасть, и даже иногда кажется, что непременно должен пасть. Но у искушаемого есть порывы свободной воли в направлении к добру или злу, и уж действия их Сатана никак не может предвидеть. Только Божественный Разум знает все это, не логическим умозаключением, а прямым всеведением, созерцанием самой картины будущего, еще не нарисованной, подобно тому, как мы созерцаем картину прошедшего...

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сколько протянется пятая
Апокалипсис
Там христиане продолжали существовать в церковном единении

сайт копирайтеров Евгений