Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Я продолжу говорить о других образах в Ветхом завете. Израильтяне были уведены в пустыню. По-прежнему ли мы в пустыне? Иногда церковь ведёт себя таким же образом, как Израильтяне: как только они вышли из Египта, они тут же стали жаловаться и ворчать на Бога, что Тот вместо огурцов, дынь и всякой другой пищи, которая у них была в Египте питает их одной манной, день за днём. Одна и та же пища каждый день. И они ворчали по этому поводу, они говорили это как претензию Моисею. Современная церковь часто ведёт себя так же. Евангелие состоит в том, что Христос вывел нас в землю обетованную. Можно здесь упомянуть о пересечении Иордана, хотя типологию пересечения Иордана мы оставляем чаще для перехода из этой жизни в жизнь вечную. Когда люди пересекли Иордан, они пришли в Иерусалим. Там Бог завершает историю тем, что устанавливает Иерусалим как столицу царства Давида. Это Исход Сиона и в Ветхом и в Новом завете. И если вы прочитаете слова Иисуса в Новом завете, вы найдёте там следующее: Иисус часто говорит, что "Ему должно - то есть здесь необходимость, долженствование играет важную роль - идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть " (Мф 16:21). Почему это так, почему Ему нужно было пострадать именно в Иерусалиме, а не в другом месте? Потому что Иисус это вместообраз или исполнение , Он повторяет историю Израиля в Исходе, и это в не в обычном смысле повторение, а повторение фундаментального смыла истории, показывающее окончательный смысл истории.

Похожая мысль появляется и в связи с вавилонским пленом. После ряда предупреждений и после отказа в раскаянии Иерусалим был разрушен и люди оттуда были переселены в Вавилон, и только остаток возвратился для восстановления Иерусалима. Если подходить к этому типологически, то сегодняшние христиане - по-прежнему ли они в плену или нет? И ответ на это - и да и нет. Опять здесь действует пророческий парадокс - "уже да, но ещё нет". Мы по-прежнему странники, по природе далеко находящиеся от небесного царствия, уготованного нам. Мы можем вспомнить по этому поводу гимн "Veni Emmanuel". Здесь церковь описана как Израиль. Евангелие есть ни что иное, как возвещение того, что Христос вывел нас из плена и из из рабства и вновь привёл нас к свободе.

Второй аспект типологии - люди. Типологию мы можем применить и к людям, например: Адам и второй Адам. Христос - это новое человечество, а мы говорили о Ветхом Адаме, о том, что он тонет в крещении. Конечно же, Давид очень важен как образ Христа. Давид - это царь, а Христос - это Царь царей, который управляет Своим царством совсем не так, как это делают земные цари.

До этого я говорил о типологии и о более ранних темах, однако я не дошёл до одного из основных образов в Ветхом завете, а именно - до Авраама и скинии. Также я бы хотел упомянуть жертвы, которые составляли основную деятельность ранних людей. Я бы хотел сказать пару слов об этом перед тем, как я дойду до самих жертв. Здесь я начертил небольшой план размеров скинии. Построенный позднее храм был в два раза больше скинии, с незначительными отклонениями от этого. Я поместил здесь размеры в локтях, так же, как это сделано в Библии. Длина локтя составляет около полуметра, и это удобный способ измерения. Вместе с этим вы видите, что вся скиния и весь храм окружены пространством, она делится на части, и там есть завеса, представляющая двери. Во внешнем дворе единственное значимое место - это жертвенник для жертвоприношений. На этом большом жертвеннике во внешнем дворе и совершалось большинство жертвоприношений. Позднее я ещё буду упоминать это. Этому медному жертвеннику соответствовал золотой жертвенник там, наверху, на небесах. Конечно, золото - металл более дорогой, чем медь, и это соответствует уровням святости, которые везде прослеживаются в структуре храма. Единственное, что находилось во внутренней части скинии - это ковчег Завета. Там был расположен Бог, там Он пребывал в Своём воплощении, если можно использовать это слово, между крыл херувимов, которые составляли часть крышки ковчега. Я напомню вам, что всё это согласуется с тем двухуровневым представлением вселенной, которое было упомянуто ранее. Настоящий храм Божий - небеса, и Ему нельзя определить место, но Бог Сам определил его во время Исхода, когда Моисею было дано указание построить скинию. Бог заповедует ему построить скинию согласно плану или модели, или чертежу чего-то подобного, находящегося на небе, подобно небесному храму, как это могло быть. Конечно же, это превосходит наше разумение, потому что наш ум привязан к пространству и времени, но есть много ссылок на эту уникальную взаимосвязь. В частности, то же самое повторяется в 8-й главе 3-й книги Царств, где Соломон освящает храм, и также в послании к Евреям в Новом завете, где приводится ссылка на скинию и на жертвоприношение в Ветхом завете. Там также даётся ссылка на эту вертикальную взаимосвязь, на эту двухуровневую вселенную. Так что идея здесь состоит в том, что чем ближе вы подходите к Богу, тем дороже материал, используемый для строительства. Я не буду вдаваться с подробности, но медь и золото - это большое соответствие. А ещё ткань, которая использовалась для плетения завесы. Чем ближе вы подходите к внутренней завесе, чем дороже материал и изощрённее украшения. Что интересно, именно та завеса, которая давала вход в святое святых, была наиболее важной, представляя то, что теперь все замыслы храма и жертвоприношений исполнены во Христе. Я думаю, что в таких подробностях можно сказать ещё об одной вещи. Святое святых по форме представляло собой абсолютный куб. Там были одинаковы высота, длина и ширина. Я не буду говорить здесь о многих подробностях, потому что в них много символизма о совершенности, святости и так далее, но что касается типологии - помните, Иисус утверждает, что Он - вместообраз храма. Лучшее свидетельство тому, это утверждение Его Самого, которое использовалось позднее в качестве обвинения, чтобы возвести Его на крест - Он говорит: "разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин 2:19). Тело Христа - вместообраз , восстановление храма. Бог был воплощен в этом смысле здесь в Ветхом завете, и ныне во Христе Он воплощён уже полностью и совершенно. Враги Иисуса, которым Он сказал эту фразу, хорошо представляли себе, о чём Он говорит. И позднее они использовали эти слова Иисуса, чтобы обвинить Его в бунте в мятеже. Ещё история храма продолжается в восприятии его устройства. Ранее я упомянул церковь как тело Христово, в другое время о церкви может быть сказано, что она есть продолжение храма, а о христианах сказано, что они камни, которые составляют здание. Апостол Павел утверждает это в 1Кор 6, когда говорит, что грех прелюбодеяния - хуже всех остальных грехов. Все грехи, конечно, достаточно плохие, но согрешающий прелюбодеянием грешит против собственного тела, которое есть храм Святого Духа. То есть норма христианского поведения смотрит на это немного по-другому.

Как я уже сказал, основное действие, происходящее в храме - это жертва. Сейчас это моя основная тема. Большая часть жертв приносилась на внешнем дворе, хотя в другое время и другие части скинии играли определённую роль. Я думаю, что весь этот вопрос о жертвах - чужд и труден для понимания современной историей, потому что это вообще один из наиболее трудных вопросов. Но когда-то такая практика была наиболее понятной не только для Израиля. Не только он, но и все соседи Израиля практиковали жертвоприношение. В иврите и прочих языках используется очень сходные слова и термины для этого. Для современного же человека жертва может показаться дикостью.

 

Для чего совершалось жертвоприношение

Как вы помните, Бог вселил Своё имя в святое святых. Для чего же совершалось жертвоприношение? Вспомним понятие жертвы и поговорим о том, почему современные верующие приносят жертвы - почему мы жертвуем тем, что у нас есть и отдаём это Богу? Вопрос, по сути, не отличается от того, как это было с животными в Ветхом завете. Основополагающий вопрос здесь таков - делаем ли мы это, чтобы заслужить что-то от Бога, приобрести что-то для себя, или, с другой стороны, это жертва благодарения за то, что Бог уже дал нам? Очевидно, само слово "евхаристия" означает благодарение . Вся литургия - это жертва благодарения Богу в ответ на Его дар. Мы любим Бога, потому что Он первый возлюбил нас, когда мы были ещё грешники и не заслуживали Его любви. В глазах Божьих мы были людьми, которых вообще нельзя было бы полюбить. Нет никакого сомнения, что и сегодня многие люди, даже те, которые считают себя истинными христианами, приносят жертву, потому что они думают, что этим они смогут как-то впечатлить Бога, получить Его расположение и благословение. Очевидно, в Ветхом завете также было достаточно много таких верующих. Сам Ветхий завет методично подчёркивает, что жертвы должны быть выражением благодарения Богу. Сами по себе они ничего не заслуживают, потому что грешный человек вообще не способен что-то заслужить у Бога.

Я думаю, что здесь есть другая тема, которая соответствует представлению о жертвах в общем смысле. Во всех нас может быть стремление к тому, чтобы просто практиковать какой-то ритуал. Но жертва не должна быть просто ритуалом, как если бы простое упражнение обряда, простое произнесение слов имело магическое действие на человека и что-то давало ему. Конечно же, сам по себе ритуал ничего не значит, и если человек в это не верует, то получается насмешка на Богом. В Ветхом завете есть много случаев, где высказано осуждение тому, что мы можем назвать ритуализмом . Есть многие люди, которые делают что-то только ради самого действия. Но в тоже время обряды заповедуются. Для Ветхого завета заповедовалось больше обрядов, чем для нас. Я бы сказал, что протестанты в общем, по крайней мере лютеране, периодически напоминают об этом, и в этом, наверное больше общего между лютеранами и православными и католиками, чем между лютеранами и реформатами. Ритуалы - это не то же самое, что ритуализм . Некоторые протестанты говорят, что в служении не должно быть ничего кроме проповеди, когда человек, подобный мне, стоит и говорит что-то. Может быть также несколько молитв, несколько гимнов, но это не требует большой обрядовости. Но как только речь идёт о крещении, о святом Причастии, о ветхозаветных жертвах, то эти действия должен сопровождать определённый порядок, определённое чинопоследование. Хотя всегда есть опасность того, что это будет использовано неправильно. Важно помнить, что в обоих заветах суть богослужения состоит в Божьем служении нам, а не в нашем служении Богу. Слово "служение" может относиться как к богослужению, так и и служению в обычном смысле слова.

Теперь ещё один способ того, как можно добраться до выявления смысла жертв в Ветхом завете. И здесь наш язык нам мешает. Жертвы на самом деле были основными таинствами Ветхого завета. Под таинствами мы понимаем внешние средства, которые дают благодать человеку, и именно этим и были жертвы. Это очевидно. Слово "таинства" там не используются, но ведь это слово не используется и в Новом завете. Это было фразой христианского богословия для выражения мысли священного Писания. Но если понимать жертвы как таинства, тогда можно легко углядеть соответствие жертв таинствам и провести параллель в этом. К нашим таинствам мы не относимся как к магии, то есть к тому, чтобы просто что-то сделать или совершить определенные движения и думать, что это уже будет иметь действие, даже вне связи с жертвой Христа на кресте. Тем не менее, жертвы в Ветхом завете не имели смысла вне Божьего слова и обетования, прикрепленного к Божьему слову. Образы того или иного рода обретают настоящий смысл только в связи с жертвой Христа на Голгофе. Я думаю, что о жертвах можно сказать ещё одну вещь в начале обсуждения. Я сказал, что в общем образ отличается от пророчества тем, что он не говорится словами. То есть пророк не объясняет на словах, что происходит и зачем. То же самое в какой-то степени относится и к жертвам в Ветхом завете. К жертвам нужно относиться и считать их частью, разновидностью молитвы, которая не произносилась словами. Не только вы благодарили Бога вашими устами, но выражали благодарение этим действием - действием жертвоприношения. Может быть, нам не стоит здесь заходить слишком далеко. Одна из проблем, которая встречается при чтении книги Левит, а это наш основной источник знаний о жертвоприношении, заключается в том, что эта книга не стремится предоставить нам всех подробностей ветхозаветного богослужения. Это скорее руководство для священников, которые проводили богослужение. А что делала община в то время, когда священники совершали жертву? То, что вполне могло быть, и что я считаю вполне вероятным: обычно внешние жертвоприношения сопровождались молитвами, которые велись в зале и одно сопровождало другое, также как у нас есть молитвы в литургии, которые сопровождают празднование Причастия. Одно из мест, где конкретно приводится молитва, сопровождающая обряд - это обряд с козлом отпущения. Это был единственный день, когда кровь вносилась в святое святых. В данной конкретной молитве говорится об этом. Это была молитва, сопровождавшая жертву. Книга Паралипоменон также очень много внимания уделяет роли хора левитов. Левиты в целом помогали священникам. Они были разного рода помощниками. Одна из их основных обязанностей или путей, которыми они помогали - они распевали псалмы и в целом занимались музыкой в ходе богослужения. Сами псалмы говорят о жертвах столько, что создаётся впечатление, что первоначальный контекст псалмов был связан именно с жертвоприношениями. То есть это были не просто слова, представлявшие какие-то чувства сердца поклоняющегося Богу человека, но они были именно связаны с жертвами, обычно с жертвами животных. Весь смысл псалмов заключается этом. Но у нас просто нет достаточной информации, чтобы все эти отдельные точки увязать в одну целостную картину, и, воссоздав литургию Ветхого завета, сказать, какие молитвы сопровождали какие жертвы. Но тем не менее, мы не должны считать, что жертвы приносились в полном молчании.

Теперь мы обратимся к основным темам жертв в Ветхом завете. Здесь нужно провести различие между языческим жертвоприношением и жертвами, которые совершались в Израиле. Мы знаем из вавилонских и египетских источников, и это встречается даже в тех современных разновидностях язычества, где приносятся жертвы, что основная идея жертв там заключалась в кормлении бога; в том, чтобы накормить его. Чтобы бог или боги были счастливы, чтобы они обрадовались. То есть предложить им эту жертву, чтобы они обрадовались, также как люди могут быть довольными, будучи сытыми. Эта идея совершено чужда для Ветхого завета. Он не только отвергает, но насмехается над ней. Бог говорит: "Я сотворил всю пищу, как она есть, почему же мне надо её есть, чтобы Я был живым?" Псалом 49 - основное из таких мест.

 

Чем не является жертва в Ветхом завете?

Я сейчас на минутку остановлюсь: - помните, я говорил вчера об антропоморфизме, когда о Боге говорят как о имеющем глаза и уши? Есть две области, где истинный Бог в Ветхом и в Новом завете совершенно не может быть описан в терминах антропоморфизма, чтобы при этом оставаться христианским Богом. Первая невозможная черта для Бога в Библии - то, что Его нужно кормить, а вторая - вся область половых отношений, секса. То есть Бог - не мужчина и не женщина. Он просто не так устроен. Все категории мужского и женского относятся только к человеку и это не применимо к Богу. Он за пределами этого. Если вы знаете языческую мифологию, то там как раз всё обстоит наоборот. Боги участвуют в самых разных любовных похождениях, и это составляет почти половину содержания всех языческих мифологий. Но за этим кроется ещё одно глобальное ограничение. Языческие боги были не личностями, а персонификациями , то есть выражениями некоего божества. Они должны были представлять бога солнца. И то же самое имя использовалось в разных языках. Так же обстояло дело с луной и звёздами и всеми другими элементами природы. Естественно, что природа по сути - безличностна, неперсональна, и также природа не содержит нравственности. К примеру, вы не говорите о том, что быки сексуально неразборчивы и вступают в беспорядочные половые связи. Очевидно, что боги, на них основанные, будут столь же безнравственными и также неразборчивыми в половых связях, как и эти быки, в то время, как истинный Бог, конечно же, ведёт Себя совсем по-другому. Есть пропасть, разделяющая Творца и творение, а потому Он не есть персонификация чего-либо, о чём мы привыкли говорить. Он есть личность. Это мы знаем настолько хорошо, что даже как-то ограничиваем, потому что Бог должен был дать нам способ того, как размышлять о Нём. Так что в личностности есть основополагающая разница между библейским Богом и библейскими религиями и языческими богами и языческими религиями. Древнее связано с современным. Если нет Бога, то кто же скажет, что правильно, а что нет? В случае отсутствия Бога это вообще в чём-то случайно, является порождением человеческого ума и человеческого опыта.

 

Темы жертв в Ветхом завете

Итак, я сказал о том, чем не является жертва Ветхом завете. Это не кормление Бога и не удовлетворение Его половых потребностей. Но есть три темы, которые очень важны для понимания жертвы в Ветхом завете. Я бы сказал, что все эти темы присутствуют в разных видах ветхозаветных жертв. Если мы разделим жертвы на четыре основные разновидности, то увидим, как в разных жертвах играют роль разные темы. Одни темы играют более важную роль в одних жертвах, другие - в других, но более-менее во всех жертвах были представлены в той или иной степени все темы.

Первая тема - это дар. Все жертвы это дары Богу. Очевиднее всего это явлено в жертве всесожжения, где животное приносилось в жертву целиком, и никакая его часть не возвращалась к человеку. Но тема дара так или иначе есть во всех жертвах. Мы вернёмся к тому, с чего мы начали - почему мы даём Богу этот дар? Благодарение ли это, или же мы надеемся этим что-то заслужить у Бога?

Вторая тема - это причастие или общение . Когда я говорю о причастии или общении, то это неизбежно наводит нас на психологические параллели со святым Причастием, совершаемым сегодня. И мирная жертва, в которой наиболее сильно представлена эта тема, - также очень важная жертва в Ветхом завете. Конечно, эта тема присутствует не только в мирной жертве, но и во всех других. В этой теме делается основной упор на общение с другими верующими Израиля в горизонтальном смысле. Но когда вы с другим членами общины восседали за столом, то общение с Богом тут также всегда присутствовало. Однако это вертикальное общение, хотя и присутствовало в этой жертве, тем не менее, не играло такой большой роли, как в других жертвах. Это было связано тем, чтобы воздержаться и не допустить возможности для такого представления о кормлении Бога, которое было характерно для всех язычников.

Третья тема очень важна, и может быть даже самая важная из всех. Это та тема, о которой мы, как правило, и думаем "во-первых". Можно использовать разные слова, но все они будут означать одно и то же - прощение грехов, искупление . Можно привести и другие слова на эту тему, но это всё будет об одном. Это также в наибольшей степени представлено в одной жертве, которая называется жертвой за грех. И опять же, эта тема присутствует в той или иной степени во всех жертвах.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Христианам
Четвертая часть жертвоприношения использование крови
Хаммел Г. Христос в Ветхом завете христианских книг 11 христос

сайт копирайтеров Евгений