Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Благовония в Ветхозаветном жертвоприношении

Обрезание в Ветхом завете

Моя тема - Христос в Ветхом завете. Часто в современных Библиях Ветхий завет опускается и остаётся только Новый завет и Псалтирь. Многие христиане считают Ветхий завет гораздо более скрытым, чем Новый. И если даже у вас есть Ветхий завет в Библии, то когда вы его читаете и слышите чтение ветхозаветных писаний на церковном богослужении, вы понимаете его хуже, чем Новый завет. Я думаю, можно вполне утверждать, что в целом на Ветхий завет обращают гораздо меньше внимания. Люди гораздо меньше понимают, как читаемое в Ветхом завете может относиться к нам, христианам. Поэтому мне представляется наиболее уместным местом для этого вопроса то, с чего начал Сам Христос. Я не думаю, что вам нужно читать Новый завет слишком внимательно, для того чтобы увидеть, что Христос веровал в то, что весь Ветхий завет написан о Нём. Бог повсеместно действовал в Ветхом завете через суд и по благодати. Можно привести пару стихов, которые хорошо подводят этому итог: Евангелие от Иоанна: Иисус говорит: "...прежде, нежели был Авраам, Я есмь" (Ин 8:58). То есть Христос есть ещё до того, как началась история. Мы обычно воспринимаем библейскую историю, как начинающуюся с Авраама, Иисус же существовал всегда. И даже не в том дело, что Иисус был, но не был признан. Иисус сказал, что "Авраам рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался " (Ин 8:56). Авраам, увидев день Иисуса, осознавал общую суть, хотя может он и не понимал все те подробности, которые знаем мы. Можно процитировать Кол 1:17 "Он [Христос] есть прежде всего, и всё Им стоит". И ещё из книги Откровения, где превознесённый Христос обращается к Иоанну со словами: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель " (Отк 1:8). Очевидно, здесь присутствует игра слов, связанная с личным именем Бога в Ветхом завете.

Если вы задумаетесь над этим, то поразмышляйте: а каковы здесь альтернативы? Если Ветхий завет это не книга о Христе, то о чём? Иудейская книга? Как мы увидим, иудеи действительно используют то, что мы называем Ветхим заветом, хотя они не используют такого названия. Не используют из-за того, что оно подразумевает существование Нового завета, во что они, естественно, не верят. Он может быть также ещё одной религиозной книгой, такой как Коран или Бхагавад-Гита. Ветхий завет можно также воспринимать как великое произведение литературы. Это, конечно, так и есть: в Библии несомненно можно найти великолепные образцы религиозной литературы, но сейчас мы занимаемся не этим. И нам нужно понимать, что до времени Христа и пару столетий спустя не было других писаний кроме Ветхого завета. Новый завет говорит о Писании, имея в виду то, что нам известно как Ветхий завет. Иногда об этом говорится с использованием фразы "Моисей и пророки". В этой фразе содержится ссылка на две основные части, или на двух основных авторов Ветхого завета. Время от времени также заходит речь о законе , и я ещё вернусь к этому запутанному слову потом. Но как бы Ветхий завет не назывался, повсеместно к нему обращаются как к высшему авторитету, на основании которого выносится суждение о том, что истинно, а что ошибочно. Такое отношение к Ветхому завету сохраняется и тогда, когда Новый завет уже образовался в канон. Отцы церкви очень часто обращаются к Ветхому завету. В своих трудах они являют поразительное знакомство с Ветхим заветом, используя его таким образом, что вгоняют в стыд всю современную церковь. Так или иначе, это продолжалось в истории церкви до совсем уже недавнего времени - до эпохи просвещения, или XVIII-го века, а это уже сравнительно недавние времена. Лютеране, наверное, должны напоминать себе, что первоначально Мартин Лютер был профессором именно Ветхого завета и его знакомство с Ветхим заветом хорошо отражено уже в его трудах. Но мы не будем просто говорить о том, что Христос присутствует в Ветхом завете в том смысле, что Он просто есть там, но никак не проявляет Себя. Нам нужно задавать вопрос: а почему Он там присутствовал? Какова цель этого присутствия? Очень легко свести Христа просто к великому учителю или примеру, и это относится также и к Новому завету. Он, конечно, является таковым, но только до определённой степени. И суть не в этом, а в том, что Христос присутствовал и присутствует в Ветхом завете как Спаситель. И конечно, вершина этого присутствия - воплощение, распятие и воскресение. Мы говорим о Христе, говоря о всей истории спасения. И здесь я использую слово "история" умышленно. Здесь содержится история. Это не просто внезапная вспышка молнии в небе, но в зависимости от системы подсчета вы говорите по крайней мере о двух тысячах лет. Христианская религия не появляется вдруг внезапно и не сводится просто к вертикальным отношениями между мной и моим Богом, как будто до меня вовсе и не было никакой церкви, а если и была, то мне это совершенно неважно. Такой взгляд делает неважным само ощущение времени. Конечно, здесь я не собираюсь преподавать вам историю Израиля. Но очевидно, что мы начинаем в первую очередь с творения и грехопадения. И ещё один важный момент - это избрание Авраама в и то, что из него следует (Быт 12 и далее). Ключевое слово в этом повествовании это то, что Бог избрал Авраама, выбрал его, заключил с ним завет. Слово "завет" там выражено непонятным словом, но нам лучше понимать завет как усыновление . Он ввёл в Свою семью тех людей, которые изначально в неё не входили. И конечно же, часть этого завета составляло обетование , то самое слово, которое особенно предпочитает использовать апостол Павел. Обетование находит своё высшее выражение в смерти и воскресении Иисуса Христа. Слово "избрание" можно использовать чтобы ёмко выразить единство Ветхого и Нового завета. Итак, если Бог избрал Авраама и его семя, то о Христе часто говорится как об избранном в единственном числе. Христос в определённом смысле слова и есть Израиль, сведённый к одному. И сами христиане, следуя примеру Христа, воспринимают себя как избранный народ. Мы не родились христианами. Мы были избранны, были крещены, были усыновлены, и через всё это стали частью Божьей семьи, семьи Христа. И потому мы называем себя избранным народом, и это название не то, что мы что-то заслужили сами и могли бы этим хвалиться. Это сущий дар благодати тем, кто её не заслужил. Если бы здесь у меня была доска, то я мог бы нарисовать что-то в виде такого креста или скорее буквы "Х"._И слева был бы Ветхий завет, который сводился бы к одному Христу, находящемуся в центре, на пересечении линий. В правой части уже было бы расширение и распространение христианской церкви. Именно благодаря Христу мы говорим о народе Божьем не только в Ветхом, но и в Новом завете. И мы есть часть этого народа. Итак, такое ощущение истории, как истории именно спасения, крайне важно для понимания христианской веры. Это можно противопоставить мистическим и неисторическим взаимоотношениям с Богом, для которых нет никакой необходимости ни в прошлом, ни в будущем.

 

Имена Христа в Ветхом завете

Во-первых, я бы хотел обратиться к некоторым именам, под которыми мы можем увидеть Христа в Ветхом завете. Я думаю, что вы понимаете, что это одна из начальных трудностей - вы не увидите имени "Христос" в Ветхом завете, а потому, как мы можем называть его христианской книгой? В Ветхом завете очень много говорится о Боге и о Господе, но важно помнить, что это слова общего характера. Они могут относиться к любому божеству, которому поклоняются люди той или иной религии, независимо от характера этого божества. Даже в Новом завете Павел пишет, что на земле "есть много богов и господ много" (1Кор 8:5). Так что появление одного слова "бог" или "господь" ещё ни о чём не говорит. Наученные христиане будут, естественно, связывать это слово с истинным Богом и Господом, но это неочевидно само по себе. Я думаю, что здесь кроется некоторая опасность, особенно когда мы говорим друг с другом или когда произносится проповедь. В этом случае нужно быть очень аккуратными, чтобы не использовать имя "бог" или "господь" только в общем смысле. Нам умышленно нужно быть конкретными, может быть даже более, чем это необходимо, и отчётливо определять, в какого же Бога мы верим. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Тот, о Котором мы говорим как о Троице: Отце, Сыне и Святом Духе. Вы можете, конечно же, уловить взаимосвязь и понять, о каком Господе говорится в Ветхом завете на основании сходства имён.

В Ветхом завете появляется в русском переводе имя Иисус, или Иешуа. "Иисус" - это просто арамейская форма древнееврейского имени "Иешуа". И оба имени просто означают "спаситель". Они звучат почти одинаково. Также есть и не очень похожие слова, например, "Осия". Это то же самое слово, хотя это и не сразу видно. И помните, именно такое имя было дано сыну скептика Иосифа, который думал, надо ли ему жениться на женщине, которая уже понесла. И Бог говорит Иосифу: "...и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их" (Мф 1:21). А само имя на самом деле именно это и значит.

Имя же "Христос" здесь несколько более трудное. "Христос" - это греческий эквивалент слова "мессия", которое у нас звучит так. Само это слово - очень общее по природе. Оно просто означает "помазанник" или "помазанный". В Ветхом завете это слово применяется к поставлению священников, которые обычно помазывались на служение и также к поставлению царей. Но также это слово используется и образно, особенно относительно тех, кто был назначен Богом. И неважно, использовался при этом елей или нет. Но даже в Ветхом завете слово "мессия" нигде не используется как личное имя. Об этом стоит помнить. Употребление слова "мессия" с большой буквы уже характерно для времени Нового завета, но это уже технический момент. Значимость этого слова применительно ко Христу выявляется из первой проповеди Христа в Назарете (Лк 4:16-20). Там Иисус использует текст пророка Исайи, где сказано: "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное... " (Ис 61:1-2). И в конце своей проповеди Он сказал: "ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лк 4:21), "Я есть Тот, о Ком Исайя пророчествовал в этом тексте". И помните, люди взяли тогда камни чтобы изгнать его из синагоги? Итак, к настоящему времени имя "Христос" уже практически стало для нас таким же личным именем, как "Иисус", хотя фактически это не имя, а титул, который описывает действование Христа, Его миссию. Может быть, стоит вспомнить, что Сам Иисус в Евангелиях отказывается называть Себя Мессией, и отчасти из-за того, что иудеи того времени имели неправильное представление о роли Мессии: они думали, что это военный руководитель, который принесёт им спасение от римлян. Иисус же учит, что Его господство не такое. Он Царь совершенно другого царства, не политического. Если бы у нас было больше времени, мы могли бы поговорить о том, что церковь тоже часто страдала из-за того, что неправильно понимала свою миссию, и во время ведения военных действий многие хотели загнать Бога в свой угол. Бог и христианство зачастую просто делались оправданием национализма.

Сам Иисус предпочитал называть себя именем "Сын человеческий". Этот термин в Ветхом завете появляется в видении Даниила: "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему" (Дан 7:13).

И наконец, третье имя, может быть самое важное из всех, но и самое сложное - это слово "Господь". В русском языке слово "господь" может быть выражением почтения перед благородными людьми. То есть название "господь", "господа", может быть отнесено к людям высокого происхождения или почётной должности. И в Ветхом завете слово "господь" также встречается в таком широком смысле. Это просто титул, относящийся к земному правителю. Но чаще всего этот титул относится к Царю царей, Господу господствующих. Особенно важно то, что этот титул в Ветхом завете часто связан с личным именем Бога. Мы с уверенностью на 99,75% можем утверждать, что этим именем Бога в Ветхом завете было "Яхве". Но также часто встречается фраза "Господь Яхве". Что же здесь такого непонятного? Дело в том, что уже очень давно, за столетия до Нового завета, иудеи перестали произносить это имя вслух. И поэтому вместо него они вставили древнееврейское слово "господь" - "адонай". Чтобы показать, что при чтении Торы вслух нужно произносить "адонай" вместо написанного "Яхве", иудеи поставили под согласными слова "Яхве" гласные от слова "адонай". Искусственное слово, которое получается в результате такого синтеза, звучит как "Йехова" или "Иегова", согласно синодальному переводу. (Первая гласная слова "адонай" представляет собой т.н. шва, или короткий неопределённый звук, который при подстановке в слово "Яхве" произносится уже как "е", а не как "а" - прим. ред). Хотя это слово и можно так прочитать, оно, тем не менее, никогда не произносилось вслух и служило лишь техническим знаком или пометкой в тексте, указывающей на то, что здесь нужно произносить "адонай" вместо написанного. Когда Ветхий завет был впервые переведён на другой язык - на греческий, а это случилось в III-м веке до нашей эры, греческие переводчики, очевидно, использовали при переводе греческий аналог еврейского "адонай" - "кюриос". И поскольку русская Библия была основана на этом переводе Ветхого завета, то это слово "кюриос" использовали чтобы сказать о Боге Ветхого завета. И здесь возникает очевидный вопрос: а каково отношение между этим "кюриос" и Христом? И возможно самый ясный текст, ответ на этот вопрос, появляется в 1Кор 12:3. Многие считают, что это один из наиболее ранних символов веры, предвестник Никейского символа. В греческом там стоит только два слова: - "Господь Иисус", и из контекста этого стиха явствует, что Иисус там не просто один из многих господ, а единственный, воплощение Яхве. Я уже также упомянул о стихе из книги Откровения, где Иисус описывает Себя как Того, Кто был, есть и грядёт, а это и есть ссылка на имя Яхве.

Я надеюсь и молюсь о том, что когда вы будете впоследствии читать Ветхий завет, это будет для вас самим собой разумеющимся. Подготовленные христиане, читая о Боге в Ветхом завете, разумеется, имеют в виду истинного Бога, а когда читают о Господе - они читают о Христе. Это делается почти бессознательно, и так и должно быть. Но мы должны отдавать себе отчёт, что до какой-то степени так нужно поступать намеренно, сознательно. Это не является очевидным само по себе обычному, рядовому читателю Писания. Это статья веры, дар от Святого Духа. Мы должны подчёркивать это, чтобы показывать связь между Ветхим и Новым заветом.

И ещё одна мысль перед тем, как я закончу разбор имён: в крещении нас называют по имени, и зачастую во многих языках это имя называется христианским именем. Часто мы об этом забываем. Наше общество было настолько секуляризировано, что мы уже почти забыли об этом, но если где-то используется такая фраза как "христианское имя", то это подразумевает, что наши имена должны быть свидетельством того, что мы крещены. И в будущем, если подходить к этому законнически, нужно сказать, что эти имена должны быть только именами людей, которые появляются в Библии и играют там важную роль. Лютеране, однако, никогда не были такими законниками. Лютеранские родители могут дать ребёнку то имя, которое им хочется. Моё имя (Гораций) также свидетельствует о том, что мои родители не очень заботились о том, чтобы имя непременно было взято из Библии. Я не знаю, совершается ли это в ваших церквях, но в Америке во время хода литургии обычно спрашивается, у кого сегодня день рождения, и потом идёт молитва об этих людях. В этом, по сути, нет ничего неправильного, но всё-таки в церковь мы ходим не для этого. Древняя церковь считала, что празднование естественного для рождения это языческая практика. Может быть это потому, что мы не знаем точно, когда родился Христос. Мы празднуем Рождество 25-го декабря, но это случайная дата. Уже позднее люди стали обращать внимание на обычные дни рождения в церкви. Очень полезно для пасторов и для вообще всех христиан обращать внимание на дни крещения людей, когда люди были названы по имени в крещении и получили там свои христианские имена. Я не знаю, слышали ли вы об этом, но есть много церквей и групп, которые много говорят о возрождении и о том, как надо возродиться. Основная идея возрождения - по-глубокому христианская. И я не буду сейчас вас подвергать испытанию, но тем не менее, если бы я спросил вас сейчас, кто из вас точно помнит дату своего крещения, то я думаю, поднятых рук было бы не очень много. И мне кажется, что это один из хороших способов того, как нам стоит напоминать себе о важности крещения. И этот способ говорит о той роли, которую играет имя в жизни человека. Имя подчеркивает суть человека. Но более всего здесь стоит отметить, что большинство имён в Ветхом завете это своеобразные символы веры. Например, Нафанаил , - "-ил" в конце есть сокращённая форма от "элохим" или Бог. Или есть та или иная форма имени Яхве. Такое имя обычно можно перевести как "Яхве делает то или другое", и само имя уже представляет собой описание или символ веры. В этом не было никакого магического действия. Это не означало, что люди всегда жили согласно этим именам.

 

· Зависит ли жизнь человека от звезды, под которой он родился? А как насчёт употребления имён людей в колдовстве?

Зависит ли жизнь человека от того, под какой звездой он родился? Сам Ветхий завет не вдаётся в подробности, но очевидно, что в то время налицо были мистические культы. Я думаю, что на ваш вопрос был бы ответ "да". Другое дело, что нам совершенно не нужно, и даже опасно идти дальше в этом направлении и пытаться выяснить, каким же именно образом выражена эта зависимость.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

К отдельным христианам
Мы говорим о заместительном искуплении
Конечно

сайт копирайтеров Евгений