Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Есть ещё один вид жертвоприношения - обычно это называется жертва повинности . На иврите это другое слово. И кажется, что оно слегла перекликается по значимости с жертвой за грех. Нам действительно иногда трудно различать жертву за грех и жертву повинности. Мы знаем, что эта жертва приносилась только за отдельных людей, и кровь в этом жертвоприношении играла относительно небольшую роль - она просто выливалась у подножия жертвенника, как это было и во всех прочих жертвах. Одна отличительная особенность жертвы повинности состоит в том, что в этой жертве было необходимо не просто принести саму жертву, чтобы изгладить вину, но также и заплатить 20% штраф. То есть, к примеру, если человек украл 100 рублей, то здесь ему нужно было вернуть 120. Это единственная жертва, требовавшая денежного наказания, денежного взыскания. Мы можем понять, как это происходило, если совершались грехи против других людей. Но также жертва повинности проводилась и в случае грехов, совершённых против Бога или против святилища. И каким образом применялась в таких случаях система денежных взысканий и штрафов - дня нас непонятно. Может быть всё станет чуть яснее, если мы скажем, что жертва повинности была связана с преступлениями настолько же, насколько и с грехами в обычном смысле слова. Конечно, мы скажем, что все преступления есть грехи, ну, конечно же, за исключением того, когда государство требует от нас совершать то, что Бог запретил. Но не все грехи есть преступления, и если мы будем различать между ними, то может быть, это поможет нам понять жертву повинности. Это трудная для понимания разновидность жертвы - мы не можем до конца понять, как это совершалось.

 

Преемственность Ветхого завета в Новом

Помните, я упомянул о соответствии между хлебными приношениями на первом жертвеннике и хлебами присутствия на втором? Но есть и ещё более разительное соответствие между двумя жертвенниками - великим медным жертвенником на внешнем дворе и жертвенником для благовоний прямо перед ступенями, ведущими в святое святых, где в определённые времена воскурялись благовония. Между ними есть ясное соответствие. Это даёт понимание того, для чего вообще были благовония. Они представляли собой саму суть жертвы, сведённую к дыму, который приносился. То есть это всё сводилось до дыма, потому что и сама жертва при сжигании обращалась в дым и возносилась к небесам. И перед тем, как продолжить говорить об этом, я хочу попросить вас задуматься: в какой части во время молитвы вы используете преемственность Ветхого завета? Одно вы используете постоянно - это слово "аминь ", которое значит укреплять , устанавливать . Мы говорим этим словом, что нашу молитву Бог укрепит и установит. Также вы знаете слово "аллилуйя". "халал" - значит восхвалять , образованный от него "халилу " - императив, а "я" - сокращение от Яхве. Поэтому аллилуйя на иврите значит "восхваляйте Господа, восхваляйте Яхве". И хотя современный смысл этого слова несколько другой, тем не менее это тоже чем-то похоже. Следующее слово - "осанна " (в русском переводе Ветхого завета отсутствует вообще). Первоначально это слово значило "спаси нас ныне, просим тебя", или "спаси, пожалуйста". Но община, в уверенности, что Бог ответит на эту молитву верно, вряд ли уже думает о ней как о молитве, но скорее видит в этом благодарение. В ежедневном употреблении мы слышим "осанна" как нечто, значащее то же самое, что и "аллилуйя". Очевидно, такая практика берёт своё начало в Ветхом завете. Есть ещё одно древнееврейское слово, которое мы тоже очень часто используем при праздновании Евхаристии - "саваоф ". Это очень частое выражение - Яхве Саваоф. Мы оставляем древнееврейское слово. Это выражение значит примерно следующее - "Яхве воинств". Здесь, очевидно, не имеются в виду земные армии, а небесные воинства, ведущие битвы на стороне Бога, и главнейшая битва против сатаны и всех его злых ангелов. Если помните, я часто подчёркивал двухуровневое устройство вселенной. Настоящие битвы - это внеземные битвы, это сражения, ведущиеся на втором этаже, на втором уровне, и невидимые Божьи армии сопровождают Израиль в его земных сражениях. Вы это можете видеть во многих местах в Библии. И само название - Яхве воинств - мы видим довольно часто, и эта фраза постоянно встречается в книге Даниила, а также у апостола Павла и в к книге Откровения - даже в Новом завете это есть. Поэтому много богословия и представлений о христианском богословии, как таковом, содержится в этом слове - "саваоф". Мне нравится подчёркивать тот факт, то в этих четырех случаях вы продолжаете использовать древнееврейские слова. Я сомневаюсь, что вы ещё что-то знаете на иврите, но почему мы используем именно эти четыре слова? Тем самым мы выражаем нашу преемственность ветхозаветной церкви, и то, что эти святые едины с нами. Они представляют торжествующую церковь. И здесь восточная церковь выражает это лучше западной. Что касается упоминания святых, естественно, мы не принимаем молитв святым, но, по крайней мере, есть дни церковного календаря, когда вспоминается святой Илия. Естественно, есть дни и других ветхозаветных святых. На западе тоже это есть, но употребляется не так ясно.

 

Благовония в ветхозаветном жертвоприношении

Вернёмся к благовониям. Они часто использовались также и в языческих религиях, которые окружали Израиль. Тем не менее, очень интересно, что иврит практически всегда употребляет другую форму глагола, когда говорит о благовониях для языческих богов, в отличие об благовоний для истинного Бога. Если вы знаете немного иврита, то для языческих благовоний используется глагол породы пиэль, а для ортодоксальных - хифил.

В чём же смысл благовоний в жертвоприношении? Я уже упомянул, что благовония выражают саму суть жертвы. Но здесь нам нужно опять вернуться к тому, что такое жертва. Помните, я сказал, что один из смыслов жертвы, жертвоприношения - это молитва, потому что жертва есть разновидность молитвы. Это молитва, которая не выражена вербально и не произносится словами. С другой стороны, жертвоприношение наверняка сопровождалось определёнными словами. Я наверняка уже приводил этот отрывок: "Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя " (Пс 140:2). Итак, молитва имеет такую жертвенную значимость. Это наше благодарение - мы выражаем благодарение Богу. Но также благовоние имеет таинственную значимость в том, что Бог приходит к нам. И ещё использование благовоний, очевидно, связано с явлением Бога Своему народу в виде облачного столба. Помните облачный столб, сопровождавший Израиля в пустыне? Столб облачный днём и столб огненный ночью? Также, если вы помните относительно скинии и храма тот момент, что когда скиния и храм освящаются, то облако наполняет здание, и это выражает Божье присутствие - то, что Бог действительно присутствует там в форме облака. Описание этого мы можем отыскать в 3-й книге Царств. Также такие слова есть в одном старом английском гимне, где сказано, что благовоние выражает присутствие Бога. Вот, что можно сказать о роли благовоний. Когда мы поклоняемся Богу, мы входим в священное место. Это место не свято само по себе, это не пространство, которое имеет какую-то святость, присущую ему по его природе. Но это место святое, потому что Бог приходит сюда и обитает здесь с нами, приносит нам благо Голгофы и даёт нам это в таинстве. Я бы сказал здесь, что на востоке понимание священного пространства исторически было лучше, чем на западе, и когда вы входите в православный храм, то вы сразу видите по его убранству, что это место выделено для богослужения. Можно войти даже в деревянный храм и сразу понять что это именно церковь. Ещё заметнее это в старых православных храмах, которые украшены очень богато. Вот в чём здесь суть: как Бог может передать нам, что это святое место, что это святая земля? Что касается благовоний, то здесь, очевидно, речь идёт о запахе. Здесь не идет речь о том, чтобы люди время от времени использовали благовония дома. Обычно такие благовония показывают нам, что мы находимся в святом, священном месте. Также здесь задействованы наши глаза - вся архитектура церкви, - распятие, иконы, изображения. Но важнее всего, наверное, такой орган чувств, как слух. Мы слышим Божье Слово, и это самое важное, потому что Евангелие и прощение грехов нужно обязательно проповедовать для того, чтобы была вера в них. Нужно также понимать, что жертва Христа часто сравнивается в Библии с воскурением благовоний. Давайте, я приведу вам пару отрывков. "Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное " (Еф 5:2) - видите, здесь используется слово "благоухание", которое есть явная ссылка на благовоние. "Но благодарение Богу, Который всегда даёт нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?" (2Кор 2:14-16). Перед Богом наши жизни либо благоухают, либо воняют. Я могу привести ещё пример: "я получил всё, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу" (Фил 4:18). Когда я говорил о приятной жертве, то один из примеров этого - то, что на богослужении мы поём нараспев. Однако, что вы подумаете, если вдруг увидите человека, идущего по улице и поющего нараспев? Само употребление распева вместо просто говорения - это способ показать, что мы находимся на святой земле, на священном пространстве. Это можно применить и к другим аспектам литургии.

 

Обрезание в Ветхом завете

В оставшееся время я бы хотел обратиться к теме, которую ещё не затрагивал, но которая также очень важна для Ветхого завета. Это тема весьма трудная и даже иногда неприятная - тема обрезания . Это было "таинством" посвящения в ветхозаветную веру. Обрезание также продолжает совершаться и в современном иудаизме. Можно рассматривать обрезание как образ крещения, которое представляет собой посвящение в христианскую веру. В послании к Колосянам сказано об обрезании как об образе крещения - вспомните наш более ранний разговор о типологии. Обрезание появляется в израильской истории в Быт 15. После того, как был уже заключён завет с Аврамом, Бог является вновь через две главы и заповедует Аврааму обрезать Исаака. И эту заповедь надлежит соблюдать во всех родах после него. До сегодняшнего дня это является отличительной особенностью иудаизма. Возраст этой практики явствует из того, что священники в Ветхом завете не обрезывали, равно как и современные раввины не обрезывают. А также, как тогда это не делали в храме, так и сегодня не делают в синагоге. Это указывает на древность практики обрезания. Сегодня это делают дома те люди, которые подготовлены и знают, как правильно совершать этот обряд. В Америке в связи с этим есть большая проблема, потому что там новорожденные младенцы практически автоматически обрезываются в больницах, когда им всего два дня. Но иудеям нужно, чтобы это делали специально подготовленные люди. А потому там это большая проблема для иудеев. Почему именно этот обряд, а не какие-то другие? Есть много таких "почему" относительно Библии. Почему Бог избрал такое действие, а не какое другое? Библия сама подчёркивает, что это завет по плоти, что это не просто какой-то умственный завет, что туда вовлекается тело, нечто физическое. Всё это очень чётко показывается в обряде обрезания. В то же самое время человек вводится в общину, становится частью Божьей семьи. И тогда, и для современных иудеев это было частью большого празднества. Также не сказано, почему нужно было ждать, чтобы ребёнку исполнилось восемь дней. Есть объяснение этому в современной детской хирургии - дело в том, что только на восьмой день в организме ребёнка начинает правильно работать система свёртывания крови, а потому более раннее хирургическое вмешательство, каким и является обрезание, может принести неоправданный риск для жизни. Однако это уже современное объяснение, не связанное с Писанием. Может быть они думали, что только в то время ребенок был достаточно крепок, чтобы выдержать эту операцию. Нет смысла пускаться в спекуляцию об этом. Совершалось обрезание и среди соседей Израиля. Филистимляне не обрезывались, и о них часто говорится в Библии презрительно как о необрезанных. Но другие народы обрезывались, и для большинства из них это был обряд, показывающий возмужание человека; то, что он становится мужчиной. Обрезание у этих народов совершалось в 12-13 лет, или же непосредственно перед браком. Так, сегодня по-прежнему практикуется обрезание в исламе. Отголосок этого можно видеть в этой странной истории Исхода - помните, Моисей находится на пути в Египет, и Бог там угрожает убить Моисея. Тогда в дело вмешивается Сепфора, его жена, она обрезывает его и затем говорит: "несомненно, ты жених крови для меня". Очень странная история. Но должно быть, здесь как раз эпизод о том, что такова была основная израильская практика, ведь как вы знаете, Моисей жил вдали от собрания.

 <<<     ΛΛΛ   

В ветхом завете почему в ветхом завете нет иудеев единство завета понятие
Четвертая часть жертвоприношения использование крови
Хаммел Г. Христос в Ветхом завете христианских книг 8 христос

сайт копирайтеров Евгений