Пиши и продавай! |
как из замка выходит властитель. Кто я? Мне часто говорят, что я беседую со стерегущими меня свободно, дружески, ясно, будто мой долг—повелевать. Кто я? Мне также говорят, что несчастливые дни я встречаю равнодушно и с гордой усмешкой, как тот, кто к победам привык. В самом ли деле таков я, как обо мне толкуют другие? Или же я лишь то, что сам о себе я знаю? Беспокойный, снедаем тоской, хворый, будто птица в неволе, жадно хватая воздух, словно сдавлено горло, тоскуя по краскам, цветам, посвисту птиц, сгорая от жажды по доброму слову, по близости человеческой, содрогаясь от гнева перед произволом, ничтожной обидой, лишаясь покоя в ожиданье великих свершений, в бессилье тревожась о друзьях в беспредельный дали, опустошенный, без сил для молитвы, для мысли, для дела, в изнуренье готовый со всем распрощаться? Кто я? Тот или этот? Что же, сегодня я этот, а завтра я тот? Или то и другое я кряду? Пред людьми—лицемер, пред собою самим—малодушный нытик, достойный презренья? Или остаток во мне подобен разбитому войску, в беспорядке бегущему от уже добытой победы? Кто я? Не насмешка ли это, в одиночестве мучиться, себя вопрошая? Кто бы я ни был, Ты знаешь меня, ведь Твой я, о Боже! 18.7.44 Наверное, какие-то письма погибли во время воздушных налетов на Мюнхен? Получил ли ты письмо с двумя стихотворениями? * Я отослал его вечером, в нем был кое-какой подготовительный материал на теологическую тему. В стихотворении «Христиане и язычники» есть одна знакомая тебе мысль, ты ее узнаешь. «Христиане с Богом в Его страдании», это отличает христиан от язычников. «Неужели вы не можете пободрствовать час со Мной?»—спрашивает Иисус в Гефсиманском саду. Это отречение от всего того, что религиозный человек ожидает от Бога. Человек призывается к соучастию в страданиях Бога в обезбоженном мире. Он, таким образом, действительно должен жить в безбожном мире и не имеет права пытаться посредством религии как-то прикрыть обезбоженность мира, просветлить ее; он должен жить «по-мирскому», именно так он соучаствует в * «Кто я?» и «Христиане и язычники». страданиях Бога; он имеет право жить «по мирскому», иными словами, он избавлен от ло жных религиозных связей и помех. Быть христиа нином не значит быть религиозным на тот ил1 иной манер, строить из себя по какой-либо мето дике грешника, кающегося или святого; быть хри стианином значит быть человеком; Христос тво рит в нас не какой-то тип человека, но просто че ловека. Христианином человек становится не в ре лигиозном обряде, а участвуя в страданиях Бог в мирской жизни. В этом и заключается «метанойя»,—не думат прежде всего о собственных бедах, проблема? грехах, страхе, но дать увлечь себя на путь Иисус Христа, в мессианское событие, чтобы исполнв лось пророчество Исайи (гл. 53)! Отсюда «веруйт в Евангелие, в Благую Весть» или же (у Иоанне указание на «Агнца Божия, понесшего грехи мв ра» (Ин 1,29). (Между прочим, А. Иеремиас н( давно заявил, что «Агнца» можно переводит с арамейского и как «раба». Здорово, если учест Ис 53!) Это вовлечение в мессианские страдания Бог в Иисусе Христе осуществляется в Новом Заве! различными путями: призванием учеников к сл< дованию за Иисусом; застольным общение] с грешниками; «обращением» в узком значени слова (Закхей); деянием великой грешницы (Лк 7 что совершается без всякого исповедания rpexoi исцелением больных (см. Мф 8,17); принятием д( тей. И пастухи и мудрецы с Востока стоят у ясле не как «обращенные грешники», а просто потом: Никакой религиозной методики, «религиозный акт» есть только часть; «вера» же есть нечто целостное, жизненный акт. Иисус призывает не к новой религии, а к жизни. Но на что похожа эта жизнь? Эта жизнь соучастия в бессилии Бога в мире? Об этом напишу в следующий раз, будем надеяться. Добавлю только: если хотят говорить о Боге не как «религиозные люди», то нужно говорить о Нем так, чтобы тем самым обезбоженность мира не прикрывалась, а напротив, вскрывалась, и чтобы благодаря этому мир внезапно предстал в неожиданном освещении. Совершеннолетний мир безбожнее несовершеннолетнего, но именно поэтому, наверное, ближе к Богу. Начинает обманывать свою совесть |
|
|
|