Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

Характерный для П.Тиллиха дух систематизма и идеалистической диалектики сближает его воззрения с немецкой классической философией. Агапе, божественная любовь, примиряет и опосредствует противоречия земного опыта любви. Будучи философом ХХ века и понимая неизбывный трагизм человеческого существования, он видит их примирение лишь в Царстве Божием, то есть не в действительности, а в мысленном идеале. В настоящую публикацию входит фрагмент, в котором рассматривается сущность высшего качества любви, непосредственно связанного с Богом. Хотя эта сторона концепции Тиллиха и неприемлема для атеистического сознания, его мысли позволяют глубже и полнее осознать реальные противоречия любви и тем будут интересны читателю.

Онтологическое понимание любви лежит и в основе этики Тиллиха, выступающей продолжением христианской традиции. Он глубоко убежден в исключительной моральной ценности любви в меняющемся мире, где нравственные нормы обнаруживают свой относительный характер. П.Тиллих пишет: "Только любовь может меняться в соответствии с конкретными требованиями всякой индивидуальной и социальной ситуации, не теряя при этом своего вечного характера, а также непреходящего достоинства и безусловной ценности"*.

1. См.: Спиноза Б. Этика. М.;Л., 1932. С. 216.

2. См.: Мр. 12, 29-З1; Левит 19, 18; Второзак. 6, 4-5.

3. Для обозначения качеств любви П.Тиллих использует древнегреческие слова-синонимы, обозначающие различные оттенки любви.

Эпифюмия - вожделение, чувственное влечение, страстное желание, томление. В русск.церковном переводе Библии это слово переводится как "похоть", в латинском переводе Библии - concupiscetntia. П.Тиллих использует его как синоним латинского слова "либидо" и рассматривает как "vital drive"

* Tillich P. The protestant Era.

Chicago: The Univ. of Press, 1963.

P. 155.

 

(Tillich P. A history of Christian thought from it's Judaic and Hellenistic Origins to Existenzialism. N.Y., 1968. P. 497).

Эрос - стихийная, страстная любовь, часто включающая момент преклонения перед объектом любви. Эрос - бог любви в древнегреческой мифологии. П.Тиллих рассматривает эрос как творческую любовь к добру, истине и красоте, осуществляющую себя прежде всего в сфере культуры (ibid).

Филия - любовь - дружба, предполагающая глубокую приязнь, близость и простоту в отношениях. Древнегреческое слово (друг) происходит от местоимения "свой". П.Тиллих также трактует это качество любви (ibid).

Агапе - впервые широко используется в Новом Завете с целью избежать употребления слова "эрос". Оно применялось для обозначения общей трапезы у ранних христиан. Агапе - это христианская любовь к "ближнему". По мнению Тиллиха, в ее основе - благосклонное отношение к личности, опирающееся на принцип справедливости (ibid).

4. См., например: Кьеркегор С. Наслаждение и долг. 1894. С. 296.

5. См.: Фрейд З. Избранное. Лондон, 1969. Т. 1. С. 25, 48-49, 74-75. Тиллих обоснованно критикует теорию либидо Фрейда за натурализм. Однако сам Фрейд считал вопрос о природе первичных побуждений более сложным, чем это представляется П.Тиллиху. Взгляды З. Фрейда на указанную проблему в работе "По ту сторону принципа наслаждения" (Там же. С. 23-75).

6. Действительно, С.Кьеркегор не утверждал, что эстетическая, этическая и религиозная стадии должны последовательно сменять друг друга в развитии личности. Личность сама выбирает какое начало в ее жизни является господствующим - этическое, эстетическое или религиозное. Кроме того, выбрав, например, этическое начало, человек может сохранить для себя относительную значимость эстетического. См., например: Кьеркегор С. Наслаждение и долг. С. 248249.

7. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 229-231.

8. Здесь под глубинной психологией П.Тиллих имеет в виду прежде всего идеи З.Фрейда и его последователей. Из всех представителей этой школы ему наиболее близки были воззрения К.-Г.Юнга.

 <<<       >>>   

Качества

сайт копирайтеров Евгений