<<< ΛΛΛ >>>
его способность всегда быть современным, не подлаживаясь под современ-
ность, открытым всем человеческим чаяниям, не будучи зависимым ни от од-
ного из них. Если бы за возвратом к св. отцам стояло чисто формальное по-
вторение их терминологии и формулировок, он был бы таким же ошибочным
6
и бесплодным, как отрицание св. отцов современным богословием из-за их
якобы устаревшего мировоззрения.
Все это имеет самое непосредственное отношение к нашему употреблению
понятия символ. Если мы и подчеркиваем здесь, что оно является центром
таинственного богословия и ключом к его восстановлению, то не только пото-
му, что оно встречается в святоотеческих текстах. Ведь в них можно найти и
много других понятий, в равной степени, если не более, важных для их пони-
мания. Не составит большого труда доказать, что, с одной стороны, понятие
символ чисто терминологически не является ни наиболее распространенным,
ни самым основным, и, с другой стороны, что ни одно слово в святоотеческих
текстах не является абсолютным само по себе, но приобретает свое значение,
свое богословское осмысление только в более широком богословском и духов-
ном контексте. Что же тогда подтверждает, что выбор этого понятия, в пред-
почтение всем остальным, оправдан и что наша интерпретация его верна?
Ведь существует уже его схоластическое толкование, причем в смысле, кото-
рый для нас здесь неприемлем.
В ответ на все эти вопросы скажу, что даже если бы св. отцы вообще не
<<< ΛΛΛ >>>
Родилась из богословскогосомнения в реальности символа таинства познания Идея таинства По существу игнорировались школь ным богословием Мы видим у более поздних богословов Шмеман А. Таинство и символ 7 необходимого
|