Пиши и продавай! |
Человечество Иисуса О внутреннем шаге Жизнь в Церкви Роль Церкви в современном мире Пасхальная Тайна Церкви Власть Церкви Беседа об искуплении Встреча с Христом воскресшим Последняя беседа -------------------------------------------------------------------------------- Предисловие Книга состоит из пяти циклов лекций и бесед священника Александра Меня. Первые четыре из них представляют собой тексты публичных выступлений О. Александра в последний период жизни. Пятый цикл составляют домашние беседы конца 1970-х - начала 1980-х годов. Темы этих циклов разнообразны: духовные учения Древнего мира, Библейское откровение, догматы христианства, библейские мотивы в мировой литературе, русский религиозный ренессанс начала XX века, Церковь в истории и современном мире. На первый взгляд соединение этих циклов в одном сборнике представляется чисто внешним. Однако, это не так. Оно так же не случайно, как не случайным является и то, что сам о.Александр прочитал их в совокупности. Вдумавшись в нее мы можем увидеть, что эти циклы бесед о.Александра сплетаются в единый венок циклов, также как и двадцать его книг, они представляют собой части единого строения. A слово, которое выражает это единство, - Христос. Всю свою жизнь о.Александр проповедовал Евангелие Христа. Он делал это в проповедях, беседах, книгах. Собрание циклов бесед, вошедших в этот сборник, и есть Евангелие, как его возвещал о.Александр, причем данное в достаточной полноте. Особенностью его провозвестия является удивительно глубокое и многообразное видение истории мира и человека. Отец Александр не повторяет традиционных схем, но дает захватывающее зрелище религиозных поисков смысла мироздания, и показывает ответное действие Слова Божия в библейской истории Израиля, высшей точкой которого является приход Богочеловека, и, наконец, описывает новый уже христианский период исканий и прорывов к Истине в литературном и философском творчестве и в церковной жизни в присутствии живого Христа. Первый цикл лекций дает драматическую картину "путешествия по кругам миросозерцаний ... к вершине, к тому сверкающему горному леднику, в котором отражается солнце и который называется христианством". Второй цикл лекций говорит о христианском учении. В нем О. Александр подчеркивает, что не столько Его учение, сколько Сам Христос является основой христианства. Ибо "христианство - не новая этика, а новая жизнь", жизнь со Христом, которая "приводит человека в непосредственное соприкосновение с Богом, это Новый Союз, Новый Завет". В третьем цикле о.Александр рассказывает о библейском влиянии на мировую литературу. Ибо Христос через Библию и Церковь оставляет неизгладимую печать на всей современной культуре. "Готические соборы и древнерусские иконы, Рафаэль и Рембрандт, Данте и Мильтон, Палестрина и Бах - все это свет Библии, преломленный в многообразии культур и видов творчества". Следующий цикл лекций - о деятелях русского религиозного возрождения начала ХХ века, осуществивших прорыв ко Христу сквозь мертвящую религиозную казенщину. Русская религиозная философия преодолела многовековой разрыв между новой европейской культурой и христианством, между трагической социальной действительностью ХХ века и Церковью. Но для этого ей пришлось дойти до сути христианства, как богочеловечества, как религии Союза Бога и Человека, как Философии Свободы, как Огня, низведенного с Неба на землю. Вот почему о.Александр, начиная этот цикл лекцией о Владимире Соловьеве и его предшественниках завершает его (за неделю до своей смерти) рассказом о матери Марии, которая кончает свой "евангельский подвиг" в газовой камере фашистского лагеря. "Святыми нашей культуры", "мужественными свидетелями Истины, исповедниками Евангелия" - называет о.Александр представителей русской религиозной философии. Христианский персонализм самого о.Александра и его художественный дар проявляются в этом цикле особенно ярко. Он не просто излагает учения выдающихся мыслителей, но одновременно живо рисует их образы. Христос и его Церковь - тема последнего цикла, который в отличие от четырех предшествующих состоит не из публичных лекций последних двух лет, а из сокровенных домашних бесед в узком кругу учеников в катакомбных условиях застоя. В них о.Александр говорит о самом главном для сегодняшних христиан: конца ХХ века, о встрече с воскресшим Христом и о жизни в Церкви, о Церкви, которая не есть только организация, общественный институт, но Тело Христово, Экклесия - собрание верных, призванных осуществлять Таинство присутствия Христа среди людей, свидетельствовать и проповедовать о Нем. Чтобы выполнить эту задачу, христиане должны научиться жить в Вере, Надежде и Любви, быть открытыми миру со всеми его проблемами, а не огораживаться от него, сделать следование за Христом не декламацией, а жизненной позицией и "углублять свой опыт таинств так, чтобы наше свидетельство было не свидетельством об идеологии, а о живом присутствии Бога в нас". Природы чин вещает существ естества |
|
|
|