Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

нец, Фортуна, приносящая счастье, увлекает ласками сбившихся с пути от истинного блага, враждебная - обычно тянет крюком оступившихся к истинным благам. "Об утешении" 2:8
В книге 3 они обсуждают природу истинного счастья. Они видят, что только Бог может дать истинное счастье. Человеческая проблема состоит в том, что "природа удовлетворяется малым, в то время как ничто не может насытить жадность" (3:3).
В 4-й книге Философия отвечает на вопрос Боэция о том, почему в мире, управляемым добрым Богом, всеведущим и всемогущим, зло остается ненаказанным? Философия не отрицает Божье всемогущее Провидение, божественный разум, лежащий в основе всего сущего и управляющий им. Все происходит в соответствии со справедливостью, несмотря на кажущуюся несправедливость этой жизни. Добрые люди вознаграждаются доброй судьбой или дисциплинируются злой судьбой, так, как сочтет необходимым Провидение. Злые люди исправляются злой судьбой, а добрая судьба не приносит им истинного счастья. Поэтому:
Если любая Фортуна, благосклонная или несущая страдание, награждает добрых или наказывает и исправляет порочных, то всякая участь есть благо, поскольку она или справедлива, или полезна.
"Об утешении" 4:7
В 5 книге Философия согласовывает Божье предвидение с человеческой свободой воли. Божье знание - это не "какое-то пред

видение будущего, но знание непреходящего". "Бог все сущее видит как настоящее" (5:6). Таким образом. Божье вечное знание всех моих действий не противоречит свободе воли.
"Об утешении философией" по праву считается одним из величайших духовных классических трудов, И все-таки это произведение порождает один вопрос. Почему перед лицом смерти Боэций находит свое утешение в философии, а не в богословии? Его книга - книга безграничной преданности Богу, но в ней нет ничего собственно христианского. В ней нет упоминания о христианстве, Иисусе Христе, откровении, благодати, вере, прощении грехов или церкви. Суть книги можно выразить словами: спасение через философию неоплатонизма. Что же это такое?
Некоторые предполагали, что Боэций неискренне заявлял о своем христианстве, он делал это только для того, чтобы добиться высокого поста. Однако эта теория не согласуется с тем, что известно о его жизни. Другие высказывали предположение, что в конце жизни Боэций отказался от христианства и избрал неоплатонизм. Однако в книге "Об утешении философией" нет ничего откровенно антихристианского и -нет даже и намека на отказ от христианства. Третьи считают, что здесь вообще нет никакой проблемы. Боэций писал труд по философии, а не по богословию, и читатель не должен ожидать открытого изложения христианской позиции в этой книге, как нелепо пытаться найти сведения по геологии в труде по музыке. Однако от этой проблемы не так легко отмахнуться. "Об

утешении философией" - это духовная автобиография, отчет о том, как Боэций встретил свою кончину. Факт остается фактом;
свое утешение он нашел в философии.
"Проблема" эта порождена широко распространенной тенденцией представлять философию (неоплатонизм) как нечто противостоящее христианству. Ко времени Боэция философия и христианство в достаточной степени слились воедино. В неоплатонизме Боэция нет ничего нехристианского. *Августин мог бы подписаться практически под всем, что написал Боэций. Отличие Августина в том, что для него не стоит вопрос о центральном положении Иисуса Христа и откровении Божьем. Нет причины подвергать сомнению искренность Боэция в христианской вере, однако в его случае, похоже, неоплатонизм занимает более центральное место, чем христианство. Августин и Боэций были оба "христианизированными неоплатониками", однако у Боэция обращение в христианство было поверхностным, в то время как у Августина - полным.
Влияние Боэция в средние века было огромным. Именно он передал классическую философию последующим поколениям. До тринадцатого века знание Аристотеля на Западе ограничивалось логическими трудами в переводе Боэция. Боэций был по праву назван последним римлянином и первым схоластом. Он отметил собой конец классической римской эпохи и помог передать средним векам некоторые ее ценности. В то же самое время он собрал материал для первых схоластов и даже предвосхитил некоторые из их методов.

ОРАНЖСКИЙ СОБОР (529)
Учение *Августина о благодати и предопределении столкнулось с оппозицией на юге Галлии (Франции). Монахи решили, что акцент на благодать Божью и человеческую неспособность поощряет лень. Они считали, что необходимо показывать, что мы можем сделать, и держаться сделанного. Они верили, что Бог помогает жить по-христиански, но считали также, что первый шаг должен сделать сам человек. Что касается праведности, то грешник - это больной человек, но не мертвый; а больной человек сам берет инициативу в свои руки и первый просит врача о помощи. Если попросим, то дано будет нам, если будем искать, то найдем, если будем стучать, то отворят нам. Вкратце их учение может быть выражено девизом: "Бог помогает тем, кто помогает себе". Эта точка зрения получила названия полупелагианство (этот термин появился приблизительно в 1600 году).
К полупелагианам относились и известные личности того времени, как, например, Иоанн Кассиан из Марселя, один из величайших представителей Западного монашества.
В конце своей жизни Августин написал две работы, направленные против них: "Предопределение святых" и "Дар упорства". Он относился к ним с уважением как к заблуждающимся братьям, но не как к еретикам. Полупелагиан-ские взгляды были распространены в церкви и до Августина, и сам он придерживался их, когда был новообращенным христианином. После смерти Августина его дело в Галлии продолжил Проспер Акви-

танец. Спор длился целое столетие, различные соборы принимали различные решения. Конец спора был положен на Оранжском Соборе (Arausio onis - Аравсион, город в Нарбоннской Галлии, ныне Оранж) в 529 году, руководимом Цезарем Арльским, получившим поддержку папы Феликса IV.
Собор опубликовал двадцать пять канонов - кратких доктринальных постановлений, завершавшихся заключением. Кроме прочего, отвергалось и полупелагианство. В тринадцати из двадцати пяти канонов говорится о том, что человек не способен первым обратиться к Богу и что благодать Божья должна быть "предшествующей" (то есть предшествовать нашему обращению к Богу). Потому что падение Адама изменило человеческую природу (душу и тело) в худшую сторону. Предшествующая благодать необходима для того, чтобы начать христианскую жизнь, а последующая благодать - чтобы продолжать идти по христианскому пути.
Каноны провозглашают нашу нужду в благодати, однако эта благодать связана с таинствами. Свободная воля восстанавливается через благодать крещения. Благодать крещения, помощь и сотрудничество Иисуса Христа дают нам силу сделать все необходимое для спасения, если мы того пожелаем. К тому времени было принято крещение младенцев, поэтому учение о благодати относилось ко времени несознательного младенчества. Практическое значение состояло в том, что крещенный христианин был способен совершить все необходимое для спасения. Собор провозгласил некую разновидность августинизма, свя-

занную с католицизмом системой таинств, где делался акцент на добрые дела. Именно эта форма преобладала в средние века. И наконец, собор осудил не доктрину Августина о предопределении ко спасению, а идею о предопределении ко злу.
Если кто отрицает, что весь человек, а именно тело и душа, были "изменены к худшему" через грехопадение Адама, и верит в то, что свобода души остается незатронутой и только тело подвержено разложению, то такой человек был соблазнен заблуждением Пелагия.
Канон 1
Если кто придерживается мнения, что Бог ожидает нашей воли, чтобы очиститься от греха, но не исповедует, что даже наше желание очиститься приходит к нам через сошествие и работу Духа Святого, тот сопротивляется Самому Духу Святому, Который, как говорит Соломон, есть "Воля, приготовленная Господом" (Притчи 8:35 в переводе Септуагинты).
Канон 4
Возрожденный и обращенный (как и необращенный) также должен всегда стремиться к помощи Божьей, чтобы подойти к доброму концу или упорствовать в добрых делах.
Канон 10
Бог любит нас за то, кем мы будем по дару Его, а не за то, кем мы будем по нашим заслугам.
Канон 12
Свобода воли, разрушенная в первом человеке, может быть вос-

становлена только благодатью крещения. Канон 13
Добрые дела, если совершаются, заслуживают вознаграждения, но благодать, которая не заслуживается, предшествует им и помогает им совершаться.
Канон 18
Грех первого человека настолько затронул и ослабил свободу воли, что никто после этого не может любить Бога как должно, или верить в Бога, или творить добрые дела ради Господа, пока не будет ему предшествовать благодать Божья... В соответствии с католической верой мы также верим, что после получения благодати через крещение, все крещенные имеют способность совершить с помощью и сотрудничеством Христа все необходимое для спасения души и ответственны за это. Мы не только не верим, что кто-то предназначен ко злу силой Божьей, но также утверждаем, что если и есть такие, кто хочет верить в это, то будет ему анафема.
Заключение

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ
Устав для монахов
Единственный источник биографических сведений о Бенедикте - это "Диалоги" папы "Григория I. Бенедикт родился приблизительно в 480 году в Нурсии, в Центральной Италии. Он отправился изучать науки в Рим, но был поражен тамошним низким нравственным уровнем. После этого он удалился от мира, приблизительно в 500 году, став отшельни-

ком. В свое время к нему присоединились еще люди, и он основал несколько небольших монастырей в той местности. В 529 году он был вынужден покинуть это место и переехать вместе с некоторыми своими учениками в Мон-те-Кассино, где основал монастырь. Там он оставался до самой своей смерти.
Бенедикта помнят в основном за его "Устав". В своем труде он^ опирался на работы предшественников: Василия Великого (одного из *каппадокийских отцов), Иоанна Кассиана Марсельского и в особенности на ранний "Устав руководителя", из которого он заимствовал особенно много материала. Однако это не лишает оригинальности работу Бенедикта. Он переосмыслил первоисточники и создал труд исключительной гениальности, один из наиболее влиятельных документов в европейской истории. В первое время он не очень широко использовался, однако в восьмом веке Бенедикт Анианский помог его широкому распространению. В 817 году собор в Аахене, столице империи Карла Великого, сделал "Устав" Бенедикта официальным документом для всех монахов. Несмотря на то, что "Устав" был принят повсеместно, он не был единственным в своем роде. Монашество в различные времена опиралось и на другие источники откровения.
"Устав" Бенедикта сочетает в себе лаконичность с широтой охвата различных проблем. Бенедикт придерживался политики умеренности. Монастырь видится ему семьей, в которой настоятель выполняет роль отца. Аскетизм должен быть умеренным. Жизнь монаха не должна слишком отли-

чаться от жизни современного ему крестьянина. Оставлялось даже место для некоторых человеческих слабостей. Бенедикт подходил реалистично к людям: целая глава посвящена увещеванию монахов не бить друг друга.
Центральной темой "Устава" было послушание. Монах должен подчинить себя послушанию Христу, "Уставу" и настоятелю, указания которого он должен принимать как от Самого Бога. Послушание - первый шаг к смирению. Это должно быть послушание от всего сердца, без медлительности, холодности, ворчания или неохоты.
У монаха должно было быть три главных вида деятельности: физический труд, "божественное" чтение (чтение и размышления над Библией и другими духовными трудами) и "труд Божий" (литургия).
Монахи должны были совершать служение Богу семь раз в день, в соответствии с Псалмом 118:164.
Послушай, сын мой, увещевания господина и приблизь ухо сердца своего. Добровольно прими и преданно исполняй назидания твоего любящего отца. Ибо трудом послушания ты возвратишься к Нему от того места, от которого отпал через непослушание... Если мы желаем избежать мук ада и прибыть к жизни вечной, то тогда... мы должны поспешить делать сейчас то, что будет полезно для нас в вечности. Стало быть, цель наша - установить школу служения Божьего.
Пролог
Первая ступень смирения - следует постоянно помнить о страхе

Божьем. Постоянно помнить заповеди Бога и знать, что те, кто презирает Бога, будут гореть в аду за свои грехи, а для тех, кто имеет страх Божий, приготовлена жизнь вечная...
Вторая ступень смирения - нельзя следовать своей собственной воле и исполнять свои желания...
Третья ступень смирения - ради любви Божьей нужно подчинить себя своему начальнику в полном послушании...
Четвертая ступень смирения - если в ходе послушания придется столкнуться с трудностями, противоречиями или даже ранением, нужно принять это с терпением, со спокойной совестью и не сдаваться или огорчаться...
Пятая ступень смирения - не скрывать от настоятеля никаких дурных мыслей, овладевающих сердцем, ни тайных грехов, но в смирении исповедать их...
Шестая ступень смирения -довольствоваться самым малым и худшим и во всем, что поручено, считать себя худшим и бесполезным работником...
Седьмая ступень смирения - не только исповедовать себя наименьшим и недостойным, но и верить в это в своем сердце...
Восьмая ступень смирения - не делать ничего, что не было бы позволено общими правилами монастыря или примером старших.
Девятая ступень смирения - удерживать свой язык от разговора, хранить молчание, пока не зададут вопрос...
Десятая ступень смирения - не смеяться с готовностью и легкостью...
Одиннадцатая ступень смирения - говорить мягко, без смеха, в смирении и серьезно. Слова должны

быть немногими и разумными и не следует повышать голоса...
Двенадцатая ступень смирения - показывать смирение, и не только в своем сердце, но и в поведении.
Глава 7
Порок частного владения должен быть искоренен из монастыря. Никто не должен получать или отдавать что-либо без согласия настоятеля и не хранить ничего собственного: книг, дощечек для письма, перьев и ничего другого.
Глава 33
Лень - враг души, и поэтому в определенное время братья должны заниматься физическим трудом или чтением духовных писаний.
Глава 48
Все гости должны приниматься как Сам Христос... Когда прибывают они или отъезжают, почести Христу (Которого поистине принимают как гостя) должны оказываться с помощью наклона головы или даже распростершись перед ними на земле.
Глава 53
Мы написали это правило для того, чтобы, сохраняя его в монастыре, мы могли бы показать себя как имеющие некоторые добродетели и начатки святости. Те же, кто стремится к святой жизни, должны читатьучение святых Отцов... Кто бы ты ни был, спешащий к небесной стране, соблюдай, с помощью Христа, это небольшое правило для начинающих. В конце концов, с защитой Божьей, вы прибудете к величественным вершинам доктрины и добродетели, которую описали мы выше.
Глава 73

Необычно высоко оценил "Устав" современный евангельский руководитель Дейвид Уотсон, отметивший, что многих проблем в современных церквях можно было бы избежать, если бы "Устав" Бенедикта был более известен людям и ему следовали бы более старательно.

ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ
"Служитель служителей Божьих"
Григорий родился в 540 году в Риме. Он происходил из благочестивой и аристократической семьи. Его предок был папой Феликсом III. В 572/73 он был назначен префектом Рима - весьма высокий пост для молодого человека. Вскоре после этого умирает его отец. Григорий основывает шесть монастырей на территории семейных владений в Сицилии и Риме. В римский же монастырь он поступает простым монахом. Однако вскоре после этого папа назначает его одним из семи дьяконов и посылает его на пять лет (578-83) в качестве своего представителя в Константинополь. Время, проведенное на Востоке, убеждает Григория, что папы должны проводить политику независимости от Восточных императоров, мало помощи оказывающих Западу. По возвращении в Рим он становится настоятелем монастыря. В 590 году умирает папа и Григория избирают его преемником. Принял он этот пост с искренней неохотой, однако затем с ревностью принялся за решение новых задач. Он известен как Григорий Великий, так как был не только великим руководителем, но и поистине святым человеком. Умер он в 604 году. Он

считается последним из четырех Основателей латинской церкви после *Амвросия, *Иеронима и *Августина.
Григорий был способным организатором и сумел увеличить влияние папства на Западе. Он взял на себя некоторые обязанности, до этого выполнявшиеся Восточными императорами. Это был ход, приведший впоследствии к тому, что в центральной Италии возникло папское государство. Его помнят за заботу об англичанах ("не англов, но ангелов"). Именно Григорий в 596 году послал Августина в Англию, который стал там первым архиепископом Кентерберийским.
Сочинения Григория изучались в средние века.
"Послания". До нас дошли некоторые из 850-ти посланий Григория. Они очень многое рассказывают нам о самом Григории и о его времени.
"Диалоги". В них описываются жизнь и чудеса *Бенедикта и других латинских святых. Похоже, что в данном случае Григорий не смог отличить фактов от легенд.
"Книга морали, или толкование книги Иова". Это самый длинный из трудов Григория. Он толкует книгу Иова тремя различными способами: в историческом значении, аллегорическом (истолковывая с позиций Иисуса Христа и Его церкви) и моральном, т. е. нравственном значении.
"Проповеди". Он написал проповеди по книге Иезекииля и Евангелиям.
"Пастырское правило". Это величайшая работа Григория, ставшая учебником для средневековых епископов:

Есть некоторые, кто исследуют духовные заповеди с искусным тщанием, но приобретенные знания они опровергают своей жизнью. Они сразу же учат тому, что узнали во время своих занятий, а не то, что они применили на практике. Своим поведением они уничижают то, что проповедуют.
"Пастырское правило" 1:2
Руководитель должен быть всегда чист в помыслах, нечистота не должна загрязнять его, человека, занявшего свой пост ради уничтожения пятен грязи в сердцах других.
"Пастырское правило" 2:2
Руководитель должен быть для всех доброжелательным соседом, и прежде всего - возвышенным в созерцании... То же самое око сердца, которое возвышает он к невидимому, склоняет он в сострадании к тайнам тем, кто подвержен слабости...
"Пастырское правило" 2:5
Высшее правило соблюдается верно, когда господствующий господствует над пороками, а не над своими братьями... Мягкость должна быть сплавлена со строгостью. Никогда не следует огорчать подчиненных излишней жесткостью или расслаблять излишней терпимостью.
"Пастырское правило" 2:6
Руководитель должен понимать, как часто пороки выдают себя за добродетели. Скаредность часто выступает под именем бережливости, а расточительность часто выступает под именем щедрости. Иногда излишняя мягкость ошибочно выдается за любящую доброту, а

необузданный гнев видится как добродетель духовной ревности. "Пастырское правило" 2:9
Каждый проповедник должен говорить более своими делами, нежели своими словами. Должен он своею доброй жизнью оставлять следы, по которым последуют люди, а не просто словами указывать им путь.
"Пастырское правило" 3:40
Учение Григория было смесью августинизма с католицизмом, преобладавшим в средние века. Он еще подробнее разработал доктрину о чистилище, возведя ее в ранг догмы. Он верил, что души в чистилище могут быть освобождены из него через жертвоприношение мессы. Он также поощрял некоторые особенности своего века, например, почитание мощей. Однако по вопросу икон он занял серединную позицию между теми, кто готов был уничтожить их, и теми, кто готов был им поклоняться. Позднее в Восточной церкви это привело к ожесточенному конфликту, рассмотренному на *Никейском соборе 787 года.
До наших ушей дошло, что вы [Серен Марсельский], увидев людей, поклоняющихся образам в церквях, разбили эти образа и выбросили их вон. Мы хвалим вас за вашу ревность против поклонения сделанному руками человека, однако вы не должны были разбивать эти образы. Цель образного изображения в Церквях состоит в том, чтобы неграмотные могли прочесть, посмотрев на стены, то, что они не могут прочесть в книгах.
"Послание" 9:105

Одно - поклоняться образам, другое же - узнать через историю образа то, чему поклоняешься. То, что представляет книга для читателя, то же самое представляет и образ для неграмотного обладателя. В образе даже невежественные видят то, за чем необходимо следовать. Через него неграмотный может читать. Итак, образы занимают место книг, в особенности для варваров (которые читать не могут).
"Послание" 11:13
Григорий был вовлечен в спор с епископом Константинопольским, который присвоил себе титул "вселенского патриарха". Григорий жестко боролся против этого "отвратительного и богохульного предположения". Такой "высокомерный и глупый титул" есть отрицание смирения, "грех легкомыслия". Григорий утверждал (ошибочно), что собор в *Халкидоне предоставил титул "вселенского патриарха" римским епископам, однако ни один из них не согласился его принять. Петр был первым из Апостолов, и ему были доверены ключи от царства небесного. Однако все Апостолы находились в подчинении у главы, Иисуса Христа, и ни один из них не пожелал называться "вселенским". Притязание на такой титул есть дьявольский грех, как о том и написано в Ис. 14:13. Епископ Константинопольский "предпринял попытку дьявольской узурпации", что является свидетельством того, что пришествие антихриста близко. "Теперь я с уверенностью заявляю, что если кто пожелает называться вселенским священником, то, по своему лег-

комыслию, он есть предтеча антихриста, так как гордо ставит себя выше других".
Григорий возражал не потому, что желал присвоить этот титул себе. Когда епископ Александрийский назвал его "вселенским папой", то Григорий отверг этот титул. "Прочь (от меня) со словами, возбуждающими тщеславие и вредящими благодеянию" (Послание 8:30). Григорий считал, что каждый из "патриархов (Рима, Константинополя, Александрии, Ан-тиохии и Иерусалима) правит в своей области и ни один из них не должен пытаться доминировать над остальными. Для самого себя он предпочитал титул "служителя служителей Божьих". Его преемники на папском престоле сохранили за собой этот титул и в то же время притязали на титул вселенского главы церкви.

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА
Богослов Темных веков
Эриугена, Иоанн Скот Эригена был ирландцем, родился в 810 году. Он был величайшим интеллектуалом эпохи каролингского возрождения и поистине единственным оригинальным мыслителем Темных веков. Он стал руководителем дворцовой школы в Париже во время правления императора Карла Лысого. Отваги и остроумия ему было не занимать. Когда император (персонаж ирландских шуток) перегнулся через стол и спросил Иоанна, что отделяет ирландца от ведра (по-английски это два похожих слова), то Иоанн ответил "вот этот стол"! Умер он приблизительно в 877 году. Иоанн был одним из немногих

жителей Запада того времени, знавшим греческий язык. Он перевел труды Дионисия Ареопаги-та и комментарии Максима Исповедника к ним. Его перевод оказал сильное влияние на многих средневековых богословов, таких, например, как *Фома Аквинский.
Иоанн участвовал в двух горячих богословских дебатах своего века. Первый касался доктрины о предопределении. В девятом веке также разгорелся спор о присутствии тела и крови Христовых в евхаристии. Иоанн написал по этому вопросу трактат, который впоследствии был утерян. По всей видимости, он выступал за более духовное истолкование присутствия Христа. Верующие вкушают Христа "не зубами, а сознанием".
Главный труд Иоанна - "О разделении природы", в котором он истолковывает христианство с точки зрения радикального неоплатонизма. Он выдвигает четырехступенчатое разделение "природы" (всего сущего): природа несозданная и творческая - Бог-Творец; природа сотворенная, но творческая - небесные идеи (в определении, данном Платоном), по которым создается все творение; природа сотворенная, но не творческая - вселенная (включая человека); природа несотворенная и нетворческая - Бог как Конечная Причина.
Иоанн стремился уравновесить "положительный" путь с "отрицательным" путем Дионисия Арео-пагита. Например, положительный путь говорит нам, что Бог мудр, но отрицательный подход - что Бог не мудр, в том смысле, что Его мудрость превосходит всю человеческую мудрость. Таким образом, высказывание о том, что

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таким образом
Францисканский орден
Третья ступень смирения ради любви божьей подчинить себя своему начальнику в полном послушании
Его второе пришествие во славе отца для завершения всего
Симеона нового богослова

сайт копирайтеров Евгений