Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

г) Бульшая часть позитивных законов не определяется по своему содержанию естественным правом, а подчинена общему требованию естественного права — служить общему благу, например, большинство определений гражданского права, процессуально го права, уголовного права, налогового права и т.д. В силу их исторической, политической и экономической обусловленности эти законы совершенно различны в разные времена и у разных народов;

д) Позитивные законы, которые представляют собой однозначное нарушение основных норм естественного права, являются недействительными . Закон, который отрицает, например, за каким-то определенным народом право на жизнь (скажем, предписывает убийство еврейских детей) — недействителен, и судья, который вершит «правосудие» по этому закону, или палач, который исполняет этот приговор, являются преступниками, причем во все времена и во всех типах культур. Когда во время боксерского восстания в Китае в 1900_1901 гг. возник призыв: «Пощады не будет», профессор Берлинского университета Фридрих Паульсен писал: «Не найдется ни одного немецкого офицера, который приказал бы совершить такое кровавое злодеяние (убийство пленных), и ни одного немецкого солдата, который бы это исполнил... А что должно быть с ранеными? Должны ли мы взять за правило, чтобы сыновья нашего народа... убивали раненых? Я по-прежнему убежден, что само отвращение к подобным кровавым деяниям противилось бы этому приказу» 35. Действия, которые противоречат «естественному международному праву и его всеобщим принципам», являются, согласно учению Второго Ватиканского Собора, «преступлением», так же, как и «приказы, которые предписывают эти действия; и ссылка на слепое подчинение не может снять вину с тех, кто их исполняет», например, при истреблении целого народа или национального меньшинства (GS 79).

§ 4. Черты естественного права

Естественное право как существенное право обладает тремя чертами: всеобщностью, неизменностью и познаваемостью.

1. Всеобщность . Поскольку естественное право вытекает из общей всем человеческой природы, оно обязательно для каждого. Утверждают, правда, что иррациональная, непознаваемая и творческая стороны политического решения исключают государствен ного деятеля — подобно художнику — из массы остальных людей, а тем самым и из сферы права. По христианскому учению этот тезис не только неверен, но и опасен по своему воздействию для народа и для человечества. Без всеобщности естественное право не было бы естественным правом.

2. Неизменность . В то время как позитивные законы в силу их зависимости от конкретных условий подвержены изменениям и при определенных условиях должны быть вообще упразднены, основные нормы естественного права неизменны, поскольку они покоятся на постоянстве человеческой природы. Они не могут быть ни отменены, ни аннулированы, ни смягчены привилегиями и разрешениями. Правда, в средние века некоторые теологи пытались обосновать естественное право не сущностью созданного Богом человека, а волей Бога, которая может, не меняя природу человека, менять по своему усмотрению нормы естественного права и предписывать, например, «ненависть к Богу, воровство и нарушения супружеской верности» (Уильям Оккам, ум. в 1349 г.).

Этот тезис позитивистской морали, который прозвучал и у Пьера Абеляра (ум. в 1164 г., так в тексте — Прим. перев.), и у Иоанна Дунса Скотта (ум. в 1308 г.), не принимает во внимание онтологический фундамент естествен ного права, который в конечном счете покоится на сущности, а не на воле Бога.

Неизменность естественного права ни в коей мере не противоречит историчности человека, т.к. естественное право покоится на вневременной, метафизической составляющей сущности человека. Историческому изменению подвержены отдельные люди и живущее во времени и пространстве человечество, но не метафизическая природа человека. Так, например, вытекающие из права человека на жизнь и обоснованные естественным правом притязания на жизненно необходимые предметы первой необходимос ти, принимают у младенца другую форму, чем у взрослого, но в обоих случаях это то же самое естественное право. Институты естественного права, приспособившиеся к конкретным социальным условиям, обычно меняются вместе с этими условиями, как, например, в случае с частной собственностью. Но принципы естествен ного права действуют вне времени и поэтому они неизменны.

3. Познаваемость . Нередко утверждают, что естественное право якобы содержит «только формальные положения» (Иоанн Заутер), которые с трудом могли бы быть лишь дополнительно конкретизированы. На самом деле человек осознает существенные положения естественного права первоначально и непосредственно «в базисной социальной ситуации сообщества семьи» (Йоханнес Месснер), идет ли речь о большой патриархальной семье прежних типов культур или о состоящей из двух поколений семье индустриального общества. Итак, нельзя сказать, что основные принципы естественного права сначала постигаются формально, а затем раскрываются содержательно, все происходит наоборот: в семье, в которой раскрываются существенные элементы права, они изучаются и переживаются с детства в конкретной и предметной форме, так что познание принципов и онтологического содержания едино уже изначально.

То, что у многих народов обнаруживаются ошибочные толкования естественного права, не является аргументом ни против естественного права, ни против его познаваемости. Как учит история, восприятию даже основных норм мешают заблуждения. Если, например, во всех типах культур право на жизнь признано в принципе, это право все же в определенных случаях затемнялось (принесение людей в жертву, умышленное оставление людей без помощи). Еще чаще ошибочные представления возникали в сфере так называемого прикладного естественного права, в котором принципы естественного права связаны с конкретными условиями. Найти истину здесь, как пишет Фома Аквинат — является не «делом каждого, а задачей мудрых людей»36. Расшифровать «суть закона», которую Бог вписал «в сердцах» (Рим 2, 15), а также его точности — это зачастую сложное, грозящее ошибками дело. Глубинным основанием незнания и ложного толкования естественно го права является ограниченность человеческого ума и его затемнение первородным грехом. Эти заблуждения нередко усиливаются и закрепляются ложными теориями и общественным мнением. Утешает то, что Христос, как учит Второй Ватиканский Собор, дал поручение своей Церкви, «учительнице истины», «авторитарно разъяснить и утвердить принципы нравственного строя, вытекающие из сущности человека» (DH 14) — поручение, которое относится к церковным указаниям, а не к душепопечительской деятельности Церкви, как считает Якоб Давид37.

1 Thomas von Aquin, S. th. II_II 58,5.

2 См. J. Hoffner, Nicht toten — sondern helfen. Koln 81977 (Themen und Thesen 6).

3 Thomas von Aquin, S. th. I_II, 96,2.

4 BGHSt 6, 52.

5 Сартр Жан Поль. Экзистенциализм — это гуманизм // Тошнота: Избр. произведения. — М. 1994, с.438_439.

6 O. v. Gierke, Naturrecht und deutsches Recht. Frankfurt a.M. 1883, 13.

7 K. Bergbohm, Jurisprudenz und Rechtsphilosophie. I. Leipzig 1892, 118,227,228,280,396, 479,532.

8 H. Kelsen, Allgemeine Staatslehre. Berlin 1925, 335 f.

9 G. Radbruch, Vorschule der Rechtsphilosophie. Gцttingen 1948, 108 f.

10 Pius XII., 13.11.1949 (UG 382_386).

11 M. Horkheimer, Die Sehnsucht nach dem ganz Anderen. Hamburg 1970, 60 f.

12 A. Gehlen, Urmensch und Spotkultur. Bonn 1956, 116 f.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Все государства вооружаются
Таинственное жизненное сообщество
В ущерб необходимому единому управлению предприятия активное участие всех в организации предприятий
Естественно правовой характер государственной власти 2
Обращаются к человеку как целому общество общества

сайт копирайтеров Евгений