<<< ΛΛΛ >>>
человек, благодаря возвращению, снова обретает состояние богосотворенности.
Возвращению, если человек совершает его всей своей душой, ничто не может
помешать, в том числе и грех первых людей. Грех этот изменил исходную
ситуацию, но не помешал свободе и силе Бога, способного преодолеть ее, ибо
творческой воле Бога не может принести ущерба никакое действие сотворенного.
Человек вновь и вновь начинает как творение Бога, хотя отныне и обремененный
грузом человечества, изверженного из внеисторического рая в мир и мировую
историю. Человек странствует в мире и мировой истории, но так как изгнание и
толчок к странствиям произошли одновременно с "судом и милостью", то человек
как носитель исторически растущей ноши по-прежнему и всякий раз заново
способен выдержать испытание перед Богом. То, что человек грешит, -
относится к его ситуации, то, что он возвращается к Богу, - к его
состоятельности в ней. А грешит же он, как и Адам грешил, а не потому, что
Адам Грешил. Исторически человек не находится больше в изначальном положении
и не стоит перед изначальным выбором, но сущностно в такой ситуации каждый
оказывается заново, ибо, согласно учению Талмуда (ВТ, Нидда 31 а), трое
создают всякое дитя человеческое: отец, мать и Бог, - Бог всегда
присутствует при этом, и участие Его достаточно значительно, чтобы грешиику
было возможно вернуться. Никто, однако, не может вернуться, если к нему уже
<<< ΛΛΛ >>>
Бубер М. Два образа веры 5 израиля Далее в результате договора между союзом этих племен Обдумывание замысла есть Бубер М. Два образа веры 12 посредством За кого принимают его ученики
|