Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Курс организован по тематическому принципу и касается сюжетов, относящихся к различным областям гуманитарной науки. Разделы курса являются или индивидуальными темами, которые их авторы намереваются разрабатывать и предложить слушателям, или представляют собой продукт коллективного творчества участников проекта. В любом случае, в обсуждении и подготовке каждой из этих частей будет принимать участие весь коллектив, вне зависимости от индивидуального направления специализации и круга научных интересов. Мы планируем работать как одна команда, хотя, разумеется, каждый из участников проекта будет отвечать за свой специфический участок работы. И хотя само по себе "многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем", – как говорил Гераклит, однако, как продолжает он в другом месте: "Не чая нечаянного, не выследишь неисследимого и недоступного". Поэтому мы решились объединить свои усилия и направить их на реализацию пусть и нового для нас, но очень интересного и актуального проекта. Мы надеемся не только многое понять для себя лично, но и внести посильный вклад в общую копилку знания, тем более что в данной области все еще имеется много проблем, которые являются terra incognita даже для специалистов.

Данный курс призван обозначить некоторые важнейшие черты западной эсхатологии и христианской эсхатологической аргументации, прояснить влияние иудейской и классической традиций на средневековую апокалиптику, а также представить российскую традицию исследования эсхатологических сюжетов. Основной акцент делается на прослеживании взаимовлияния традиций, выявлении общих закономерностей, одновременных пиков апокалиптических настроений и характеристике специфических особенностей восприятия язычниками, иудеями и христианами эсхатологической аргументации.

Главные задачи курса заключаются в том, чтобы:

· дать студентам представление об основных элементах эсхатологии и о некоторых подходах к изучению эсхатологического материала;

· проследить эволюцию эсхатологических идей и ожиданий на средневековом Западе и показать влияния на них предыдущих традиций;

· продемонстрировать важность средневековой эсхатологии для современной мысли;

· познакомить студентов с русской традицией исследований в области апокалиптики.

Новизна подхода состоит в параллельной демонстрации развития и взаимовлияния эсхатологических традиций. При этом под взаимовлиянием понимается не столько восприятие и адаптация идей оппонента, сколько выработка собственных представлений под воздействием межконфессионального диалога, а под эсхатологическими традициями – как канонические и официальные доктрины, так и апокрифические и еретические учения.

Результатом этого курса станет приобретение студентами навыков работы с некоторыми текстами, трактующими об эсхатологических идеях и образах. В данном случае предпринимается попытка выйти за рамки отдельной дисциплины и расширить сферу гуманитарной подготовки слушателей, в то же время сосредотачивая их внимание на чётко очерченной проблематике. Подобная практика позволит им перейти к самостоятельной работе в области средневековых исследований и преподаванию средневековых дисциплин.

Курс рассчитан на студентов гуманитарных факультетов вузов, специализирующихся в области средневековых исследований, но приветствуется участие всех заинтересованных лиц в обсуждении столь актуальных для современности проблем. Он дополняет программу углублённой подготовки медиевистов в области религиозных и богословских исследований. Курс читается на базе философского факультета Новосибирского государственного университета при поддержке Института философии СО АН. В нём принимают участие доцент философского факультета Новосибирского государственного университета Евгений Васильевич Афонасин, старший преподаватель исторического факультета Московского государственного университета Дмитрий Александрович Андреев и доцент исторического факультета Московского государственного университета Вадим Борисович Прозоров.

Курс, читающийся в первом семестре 2002 г., представляет собой серию лекций, сопровождаемых семинарами, на которых читаются и комментируются тексты иллюстрирующие отдельные положения лекций. Основная задача семинарских занятий состоит в том, чтобы помочь слушателям освоить профессиональный подход к работе с историческими памятниками и продемонстрировать владение методами текстуальной критики. Для удобства студентов подготовлена хрестоматия, включающая важнейшие рассматриваемые в курсе тексты. В хрестоматию включены тексты, которые будут обсуждаться на семинарских занятиях. Их предваряет вводная статья, в которой охарактеризованы основные положения данного курса, библейские основания эсхатологии, её место в богословии и истории философии, основные определения и терминология, символика, методологические проблемы, связанные с исследованиями в области эсхатологии.

По завершении курса будет проведён круглый стол, на котором участники подведут итоги и попытаются охарактеризовать следующие проблемы:

1. Основные черты эсхатологических представлений в средние века. Различие в этом отношении Востока и Запада.

2. Что изучение средневековой эсхатологии может дать XXI веку? В чём состоит специфика изучения истории эсхатологических идей в России.

3. В каких направлениях могут развиваться исследования в области эсхатологии и как могут строиться университетские курсы, затрагивающие данную проблематику.

По окончании этой серии лекций планируется издание очерка по заявленной выше теме и подготовленной для курса хрестоматии источников. Эти материалы будут опубликованы в электронном виде на сайтах философского факультета НГУ (www.philos.nsu.ru/classics/) и исторического факультета МГУ.

Об эффективности курса можно будет судить по активности студентов, участвующих в лекционном курсе и семинарских занятиях, их отзывам, на основании развёрнутой программы курса и подготовленных учебных материалов, а также по рецензиям университетских преподавателей.

Основная литература

Произведения классических авторов (Платон, Аристотель, Плотин) и отцов церкви (Климент, Ориген, Григорий Великий и др.) – см. стандартные издания.

Исаак Себастократор. Об ипостасях зла. Пер. И.А. Гончарова. СПб.: Евразия, 2002.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Проблемы историзма являются книги люсьена февра бои за историю
Библейские истоки учения об антихристе2
Отцов православной церкви об антихристе

сайт копирайтеров Евгений