Пиши и продавай! |
>
Эсхатология. История и современность
Авторский коллектив: Прозоров В.Б., Афонасин Е.В., Андреев Д.А.
Расписание занятий на философском факультете НГУ
Ср., 04.12.02, 16.00, 408 гл. Чт., 05.12.02, 16.00, 408 гл. Пн., 09.12.02, 11.00, Институт философии СО РАН Пн., 09.12.02, 16.00, 417 гл. Пн., 09.12.02, 17.45, 417 гл. Ср., 11.12.02, 14.15, 408 гл. Ср., 11.12.02, 16.00, 408 гл. Пт., 13.12.02, 17.45, 417 гл. Пн., 13.12.02, 19.20, 417 гл.
Предварительные замечания Данная программа подготовлена специально для философского факультета Новосибирского госуниверситета, который осуществляет подготовку магистрантов и аспирантов по различным отраслям философии и политической науки. В настоящее время на факультете учатся более 70 магистрантов и аспирантов. Философский факультет НГУ обладает большим научно-исследовательским потенциалом. Специально историей философии занимаются более десятка преподавателей факультета, аспиранты и магистранты. На факультете проходят (постоянно действующие) научные семинары, летние философские школы и конференции. При факультете создан Центр изучения классической традиции. Центр ставит перед собой как образовательные, так и исследовательские цели. Основной целью, несомненно, является изучение и перевод классических источников. При этом к сотрудничеству привлекаются исследователи классической традиции и студенты, интересующиеся историей философии. По замыслу авторов, курс должен явиться дополнением к стандартным университетским курсам по истории и философии. Однако его значение, как будет показано ниже, этим не ограничивается. Основное содержание курса составляет изучение позднеантичной и средневековой культуры (включая византийскую и славянскую), поэтому следует сказать несколько слов о специфике этой предметной области. Учебные курсы, посвященные какому-либо аспекту средневековья, на наш взгляд упускают из виду одно важное обстоятельство. Именно, следует иметь в виду, что медиевистика и византинистика в последнее время – к добру ли к худу? – выделились в почти самостоятельные дисциплины, со своим предметом исследования и своей методологией. Это обусловлено, прежде всего, спецификой самого предмета, а также является результатом общей культурологической установки, доминирующей в настоящее время в западной науке, которая предписывает исследовать социальное явление «в целом», комплексно. В результате сложилась ситуация, когда все многообразие проблем, которые касаются истории и философии средневековья изучается только узкими специалистами и студентами очень специализированных кафедр, на остальных же кафедрах средневековую историю и философию всего лишь «проходят» неглубоко и вскользь. Мы убеждены, что гуманитарное знание по сути своей едино. Разделение его на различные дисциплины – историю, филологию, философию и др. носит не принципиальный, но методический характер и связано почти исключительно с удобствами изложения или преподавания материала. Однако иногда такое деление наносит ущерб предмету исследования. Полноценная история философии невозможна без разработки истории древних языков, а последняя, в свою очередь, предполагает штудии по палеографии, кодикологии и текстологии, не говоря уж о том, что все эти дисциплины нормально могут существовать только на фоне общей истории культуры. И наоборот, невозможно изучать историю языка, не учитывая культуру, мировоззрение и условия жизни тех, кто им пользовался. Таким образом, объединение в рамках одного курса тем, традиционно относящихся к философии, истории и филологии не случайно и представляется нам позитивным явлением, призванным способствовать расширению сферы гуманитарного образования. Возможно, эту задачу можно соотнести с тем, что сейчас иногда называют задачей «глобализации» образования. Разумеется, в нашем случае глобализация не означает расширение географии наших выступлений или увеличение количества изучаемых тем и предлагаемых курсов. Скорее наоборот, мы предпочитаем относительно точную фокусировку и вся наша работа будет сосредоточена вокруг одной проблемы. Однако тема эта будет рассмотрена действительно с различных точек зрения. «Глобальность» же эсхатологической проблематики, простите за трюизм, в обосновании не нуждается. Именно такому – универсальному, но в то же время профессионально выдержанному и точному подходу – учат на факультете Медиевистики Центрально-европейского университета, выпускниками которого мы имеем честь являться. Эсхатология на фоне церковной |
|
|
|