Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

"Чистым   очам   Твоим   несвойственно   глядеть   на  злодеяния,   и  смотреть   на притеснение   Ты   не   можешь;   для   чего   же   Ты   смотришь   на   злодеев   и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?" (ст. 13). Аввакум прекрасно знал о прегрешениях Иудеи, однако поведение его соотече­ственников, особенно праведного ядра, не могло идти ни в какое сравнение с поведе­нием вавилонян. Очевидно, судьба врагов Вавилона была общеизвестна, и Аввакум содрогается при мысли о безжалостном опустошении Иудеи и Иерусалима. Разверну­тый   речевой   оборот   в   ст.    14-17,   сравнивающий   вавилонян   с   бессовестным рыболовом, который удит рыбу, получая удовольствие от убийства своей добычи, -это самая страстная мольба против бесчеловечности, которая только может быть в Ветхом Завете21. Аввакум не сомневался в суверенитете Бога над вражеским народом, однако это лишь усугубляло проблему. Как мог праведный Бог воздерживаться от вмешательства?
(4)  Божий ответ (гл.2).  Аввакум, задавая эти вопросы, руководствовался не
праздным любопытством или стремлением вмешиваться в Божественные дела. Он
был честным и благочестивым правдоискателем. Бог удостоил его ответом. Его
сторожевая башня (ст. 1) была, по-видимому, местом уединения, где он, как один из
стражей Божиих (ср. Ис.21.8; Иез.33.7-9), мог, не отвлекаясь, слушать голос Божий.
19   Мольба Аввакума имеет много параллелей в Псалмах, в частности, в тех, которые выра­
жают личные и общественные жалобы (напр., 7.10; 12.2-5; 22.2-6; 43.24-27); обратите особое
внимание на возгласы "доколе?" "для чего?" Несколько уместных наблюдений о суде см.в
Lewis, Reflections of the Psalms, J),pp. 9-19.
20СМ., напр., Пс.П: жалоба (ст.2-5); спасительная речь (ст.б); слова спасения (ст.7); молитва
о защите (ст. 8-9).
21В одной ассирийской надписи Асархаддон говорит о том, что он поймал царя Сидона, как рыбу, и отрезал ему голову, а на стеле, найденной у Зинджирли в северной Сирии, описы­вается, как он же держал Тиртака Египетского и еще одного неназванного правителя на при­вязи с кольцом, продетым через губы; см.Parrot, Nineveh, p.64f.


412.                                                 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Первая часть Божиего ответа, начинающаяся объявлением о видении (ст.2-3), успокаивает тревогу пророка по поводу Божественного осуждения: праведный остаток будет сохранен (ст.4-5). Точный смысл этих стихов понять трудно, однако основная мысль ясна - резкое различие между верными праведниками и гордыми, развращенными и кровожадными вавилонянами. Поведение каждой группы опреде­ляет их участь: вавилоняне падут, праведные останутся жить. "Вера" (евр. 'типа) в ст.4 означает верность и надежность. Праведные полагаются на Бога, Который, в Свою очередь, может полагаться на них.
Божий ответ продолжается в форме насмешливой песни, которой угнетенные народы будут насмехаться над своими угнетателями (ст.б-19). Пять "проклятий" (ст.6, 9,12,15,19) вплетены в это зловещее обращение: осуждение Вавилона утверждено22. Особое ударение делается на Божественном законе воздаяния; вавилоняне должны получить меру за меру (ст.б-8, 15-17). Бог поругаем не бывает, и вавилоняне - не исключение из закона посева и жатвы (Гал.6.7) Ирония убийственна, особенно в про­клятии за идолопоклонство:
"Горе тому, кто говорит дереву: "встань!" и бессловесному камню: "пробудись!"
Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в
нем нет" (ст. 19).
Дело Вавилона обречено не только из-за его порочности, но и из-за бессилия его богов. В противоположность этому, Бог Израилев правит землей из Своего храма и требует, чтобы вся земля стояла в молчании перед Ним (ст.20). Возможно, этот стих был для Аввакума не только утешением, но и упреком: утешением, потому что он лично столкнулся с Властителем Вселенной; упреком, потому что он протестующий пророк, часть "всей земли", которая должна подчиняться власти Божией.
(5) Ответ Аввакума (гл.З). Откровение о Божием плане относительно праведного остатка и порочных угнетателей, и особенно о Нем Самом в Его суверенном величии, заставляет умолкнуть протестующие голоса. Как и Иов, Аввакум может отреагиро­вать на Божий ответ лишь молитвой и исповеданием своей веры23. Он начинает с объявления веры и прямого призыва к Богу повторить дело искупления, которое Он совершил во время Исхода:
"Господи! услышал я слух Твой, и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди
лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости" (ст.2).
Пророк как бы стоит между прошлым и будущим- оглядываясь на Исход и смотря вперед на день Господень. Однако, ни прошедшее, ни будущее вмешательство
2"Обзор структуры и предлагаемых вариантов фона пророчеств горя см. в W.E.March "Prophecy", p.l64fin J.H.Hayes, Old Testament Form Criticism (San Antonio: 1974).
R .H.Pfeiffer (Introduction, p.597) и многие другие рассматривают гл.З как приложение, взятое из сборника гимнов. Указание на то, что это молитва для пения (ст. 1); употребление selah (ст.З, 9, 13) и музыкальные указания в ст. 19 поддерживают эту теорию. Хотя, по-види­мому, первоначально не связанная с пророчеством, эта песнь своим призыванием Божествен­ного вмешательства и своей уверенностью в Его праведности является отличной кульминацией для данного пророчества. Заглавие в ст. 1, приписывающее эту песнь Аввакуму, не следует отбрасывать; трудно было бы найти причины для включения этой главы в Книгу, если бы она не была его произведением. В.Ф. Олбрайт не находит причин, "почему бы эту Книгу нельзя было рассматривать как единое целое и датировать ее между 605 и 589 гг. до Р.Х."; "The Psalms of Habakkuk", p.2 in H.H.Rowley, ed.,, Studies in Old Testament Prophecy. Его статья является тщательным исследованием текста и поэтической структуры.


НАУМ И АВВАКУМ                                                      413
не дают ему облегчения: он жаждет проявления Божественной силы здесь и сейчас. Эта молитва выливается в яркое, образное изложение могучих дел Божиих (Богоявления; ср.Пс.76.16-21; 77.9-16). Используя целый арсенал стилистических приемов, включая гиперболу (ст.б), иронию (ст.8), персонификацию (ст. 10) и сравнение (ст. 14), этот гимн соединяет различные события в высокое, эмоционально заряженное описание искупительных дел Божиих, которое напоминает кине­матографический монтаж. Эпизод громоздится на эпизод - переход с Синайского полуострова (ст.3-4), казни (ст.5), путь по пустыне (ст.б), переход через море и Иордан (ст. 8-10), долгий день Иисуса Навина (ст. 11), - воссоздавая перед глазами пророка события Исхода и Покорения Ханаана.
Переживания побед прошлого воодушевляют Аввакума и переполняют его чувст­вами. Этот свежий взгляд на спасительные действия Божий воспламеняет его муже­ство в преддверии вражеского нападения. Вторжение может означать опустошение и лишения24, однако твердая вера Аввакума остается непоколебимой. Как и Павел, он научился быть довольным тем, что у него есть (Фил.4.11), потому что он видел живого Бога. Точно так, как он молил о Божественной милости (3.2), он заканчивает свою книгу исповеданием уверенности в заветном Боге, однако с воодушевлением, зажженным Богоявлением:
"Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи; хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах; но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (ст. 17-18).
Богословские взгляды. (1) Жизнь верных. Бог показал Аввакуму, что осуждение Иудеи, хотя и широкое, не будет полным. Он подтвердил обещание сохранить остаток, чтобы он продолжил искупительную миссию и послужил основанием для обновленного народа. Ответом на отчаяние Аввакума о судьбе праведных (1.13) стало Божественное обещание, что они выживут в ужасный день. Основанием для выживания станет их верность, твердость и незатухающая надежда.
Этот принцип будет положен *в основу доктрины Павла об оправдании верой. Коренное переосмысление апостолом Ветхого Завета в свете своего собственного обращения заставляет его сконцентрировать внимание на двух местах: Быт. 15.6 и Ав.2.4. Перевод еврейского слова етипа ("верность") греческим pistis ("вера" или "верность") создал полезный мост между взглядами Аввакума на "жизнь через вер­ность" и доктриной Павла. В том, что Аввакум признал Божественным принципом действия во время вавилонского вторжения, Павел богодухновенно увидел Божий вселенский принцип спасения. В этом смысле послание Аввакума стало стратегиче­ской подготовкой к новозаветному Евангелию (см. Рим. 1.17; Гал.3.11; Евр. 10.38-39).
(2) Понимание через искреннее сомнение. Как явствует из судьбы Иова, честное сомнение может быть более правильным религиозным отношением, чем поверхност­ная вера. Как и Иов, Аввакум не использовал свои вопросы ни для того, чтобы укрыться от моральной ответственности, ни чтобы избежать Божественных требова­ний к его жизни. Он был искренне озадачен непредсказуемостью того, как Бог обошелся с ним. Он ведь протестовал потому, что был очень высокого мнения о Боге
24 Осажденный народ должен был обращать земледельцев в воинов, а нападающие армии питались плодами трудов поверженных.


414                                                 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗА BETA
и жаждал увидеть Божию праведность отмщенной, а не только свою. Божественное откровение рассеяло призрак сомнений пророка и зародило в нем еще более чистую веру; Бог-Искупитель использовал его вопросы как источник милости, чтобы приблизить Аввакума к Себе еще ближе.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ:
Наум
Cathcart, K..J. Nahum in the Lingt of Northwest Semitic. Biblica et orientalia 26. Rome: 1973.
Haldar, A.O. Studies in the Book of Nahum. UUA 46-47. Uppsala: 1947.
Maier, W.A. The Book of Nahum: A Commentary. Grand Rapids: 1959. (Консервативный лютеран­ский подход.)
Mihelic, J.L. "The Concept of God in the Book of Nahum". Inter? 2 (1948): 199-207.
Van der Woude, A.S. "The Book of Nahum: A Letter Written in Exile". OTS 20 (1977): 108-126. ("Датирует Книгу 660-630 гг.; Наума производит из северной Галилеи.)
Аввакум
Brownlee, W.H. "The Historical Allusions of the Dead Sea Habakkuk Midrash". BASOR 126 (1952):
10-20. (Рассмотрение кумранских комментариев к гл. 1-2). Easton, J.N. "The Origin and Meaning of Habakkuk 3". 2AW46 (1964): 144-171. (Филологический
и мифологический анализ.) Gowan, D.E. The Triumph of Faith in Habakkuk Atlanta: 1976. (Экзегеза и толкование.)
Irwin, W.A. "The Mythological Background of Had. 3". JNES 1 (1942): 10-40. (Сравнение с
хананейской мифологической поэзией.) Lloyd-Jones,  D.M.  From Fear to Faith:  Studies in  the Book of Habakkuk.   London:   1972.
(Консервативное толкование.)

ГЛАВА 34
АВДИЙ
Книга Авдия - самая короткая в Ветхозаветном каноне- всего 21 стих. Почти ничего неизвестно об авторе, и ученые не могут прийти к согласию относительно даты пророчества, что делает сложным определение исторической ситуации, которая вызвала его появление. Все же некоторым исследователям, доводя критический анализ до крайностей, удалось разделить работу на Прото и Второ-Авдия или даже найти в ней три или четыре источника.
Тем не менее, Книга Авдия - часть Слова Божия; верующие сочли, что она имеет Божественный авторитет, и включили ее в канон. Поэтому мы должны стараться услышать Бога, Который говорит через этого пророка.
ПРОРОК И ПРОРОЧЕСТВО
Общепризнанно, что Авдий происходит из Иудеи, хотя в надписании (ст. 1) не упо­минается ни имени его отца, ни его родины. Предания, согласно которым он был прислужником царя Ахава (Talmud Sank. 39b) или Лже-Епифана, или что он был капитаном в армии Охозии, безосновательны и потому отвергнуты большинством ученых.
"Видение" касается Едома (ст. 1) - древнего врага Израиля. Анализ пророчества указывает на две основные части:
Видения, касающиеся Едома (ст. 1-14) Предсказание падения Едома (ст. 1 -4) Полнота опустошения {ст.5.9) Причина: жестокость по отношению к "брату" Иудее (ст. 10-14)
День Господень (ст. 15-21)
Суд над всеми народами (ст. 15-16) Избавление Иудеи (ст. 17-20) Царство Господа (ст.21 )
Существуют поразительные параллели между Книгой Авдия и Иер.49.7-22. Дж.Муленбург отмечает: "То, что рассматриваемое место в Книге Иеремии вторично, получило в настоящее время почти всеобщее признание"'. О. Эйсфельдт соглашается с этим, полагая, что эти отрывки — поздние вставки в Книгу Иеремии2. Дж.А. Согин,
' Obadiah, Book of, IDB 3:579. 1Old Testament, p.403.


416                                             ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
однако, настаивает на том, что обе Книги цитируют более ранний источник3. Параллели существуют также между Книгами Авдия и Иоиля; поскольку дата Иоиля (см.гл.32) так неопределенна, то не существует единого мнения относительного того, кто из пророков оказал влияние на другого4.
Эти свидетельства указывают на то, что Авдий пользовался большим уважением среди своего народа, особенно среди пророков. Высказывание против Едома от­ражает другие речи, обычные среди пророков Яхве (см.Ис.34; 63.1-6; Иез.25.12-14; 35; Ам.1.11-12; Мал.1.2-5). Некоторые ученые видят в таких пророчествах крайние формы национализма, значительно более низкие, чем у классических пророков (см. ниже).
Различные исследователи представляли и защищали даты от 889 до 312 гг. до Р.Х. Напряженность между Исавом (Едомом) и Иаковом (Израилем) отражена в не­скольких местах Ветхого Завета, начиная от Быт.25.23; 27.39-40. В течение периода Монархии Едом находился под властью царей Израиля и Иудеи5. Зафиксированы отдельные войны (обратите внимание на 2 Цар.8.13-14, 3 Цар. 11.14-17; 4 Цар.14.11; 16.5-6). Когда вавилоняне вторглись в регион, Едом быстро сдался и помог им в разрушении Иерусалима (Плач.4.21; Иез.25.12; 35.10). Общепризнанно, что пророчество в Авд. 11-14 относится к этому событию, следовательно, оно требует даты немногим позднее того события. Впоследствии наватеи оттеснили едомитян с их территории, и последние заняли Неджеб (южную пустыню) и Иудею вплоть до Хеврона на севере. Позднее они известны под своим греческим именем - Идумеи -характерным представителем которых был Ирод Великий.
Географические детали. Гора Исава (ст. 19) - одна из самых высоких гор к югу -юго-западу от Мертвого моря; возможно, это У мм ел-Баййарах, расположенная вблизи Петры (Селы; ср. "расщелины скал", ст.З; с англ.пер.RSV - "Села").      Феман

Кн.Авдия

Иер.49

Кн.Авдия

Кн.Иоиля

CT.I

ст. 14

СТ. 10

3.19 [МТ 4.19]

ст. 2

ст. 15

СТ. 11

3.3 [МТ 4.3]

ст.За

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Достойны внимания
Образует основную структуру пятикнижия ветхого истории
Ла Сор У., Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого Завета библиологии 12 падение
Господь долготерпелив

сайт копирайтеров Евгений