Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Гальбиати Э. Пьяцца А. Трудные страницы Библии. Ветхий Завет

Предисловие к первому изданию

Предисловие к пятому изданию

Введение

Библия - трудная книга?
(Библия и наука - Библия и история - Незавершенность и постепенность нравственных наставлений в Ветхом Завете - Религия Израиля - плод Откровения)

Глава I
Литературные жанры в Библии

Что такое «литературный жанр»
(Мир Древнего Востока - среда, в которой появилась на свет Библия - Литературный жанр как отношение между формой повествования и реальностью выражения)

Библейские литературные жанры и истинность Библии
(Различие между "предметом" и "способом" повествования)

Литературное выражение духовной реальности
(Трудности в выражении духовности и трансцендентности Бога)

Глава II
Историческая действительность и литературные жанры

Различие между содержанием исторического факта, сущностью деталей и литературной формой

Историческая действительность и приемы редактирования
(Проблема синтетического повествования)

Историческая действительность и художественные каноны
(Параллелизм - Число)

Историческая действительность и образный язык

Литературное единство и цитируемые документы. Вопрос о Пятикнижии
(Происхождение Пятикнижия с точки зрения истории литературы - Действительно ли Пятикнижие принадлежит Моисею? - Проблемы, связанные с разнородностью библейских текстов)

Заключение
(Разнообразие литературных жанров в Ветхом Завете)

Глава III
Библейский рассказ о сотворении мира и наука

Библейский рассказ
(Быт I, 1-2, 4)

А.- Обоснование нашего экзегетического принципа

Существование двух рассказов о сотворении мира

Стилистическая форма первого рассказа о сотворении мира

Построение второго рассказа о сотворении мира. Заключение

Б.- Библейское учение о происхождении мира

Идеи, предшествующие библейскому рассказу

Библейское учение и его изложение

В.- Библейское учение о происхождении человека

Книга Бытия, гл. 1-2

Г.- Творение и эволюция

Эволюционная гипотеза

Эволюционизм и библейский рассказ

Происхождение женщины

Глава IV
Первородный грех.

Библейский рассказ
(Быт. 3)

Богословское учение и историческое содержание
(Быт 3)

Состояние прародителей

Причина и форма искушения и падения
(Грех не в половой сфере)

Сатана-искуситель

Распространение первородного греха
(Католическое понятие о "Церкви" как средство постижения Божественных замыслов - Путь восхождения к конечной цели не был закрыт для человечества)

Полигенистская гипотеза
(Предварительные замечания - Терминология - Научные гипотезы - Два вопроса, которые полигенизм ставит перед богословами - Ответы богословов)

Представления Древнего Востока

Литературный жанр Быт 3
(Дерево жизни - Дерево познания добра и зла - Змей-искуситель - Райский сад)

Быт. 2-3: Спор о происхождении зла
(Быт 2-3 как писание мудрых)

Глава V
Толкование Быт. 1-3 и церковное предание

Состояние вопроса

Эпоха отцов Церкви

Новейшая эпоха
(1909 г.: первый документ Библейской Комиссии - Другие документы Магистерия - Соборная конституция ("О Божественном Откровении") 1965 г.)

Глава VI
Ветхий Завет и доисторическое время

Доисторические эпохи:
( а) Нижний палеолит - б) Средний палеолит - в) Верхний палеолит - г) Мезолит - д) Неолит - е) Энеолит - ж) Бронза и железо)

Доисторическое время и книга Бытия

Древность человеческого рода и библейские генеалогии
(Возраст доисторических персонажей Библии - Каким временем датировать происхождение человека? - Возраст человека должна установить наука - Проблема библейских имен доисторического периода

Прогресс человеческой цивилизации
(Разум - Религиозные и нравственные идеи - Техника и сведения о каинитах - Технический прогресс человечества сопровождается потерей нравственного чувства)

Географические рамки и эпоха потопа
(Всемирность потопа - Относительная всемирность потопа - Потоп и праистория)

Подробности и смысл библейского потопа
(Подробности - Соотношение между месопотамской традицией и библейским рассказом- Литературный анализ библейского рассказа - Из документа а) [Священнический [Р]] - Из документа б) [Ягвистский [S]] - Смысл библейского потопа - Оптимистичность библейского рассказа о потопе)

Вавилонская башня
(Вавилонская башня: замысел человека побежден замыслом Бога)

Глава VII
Ветхий Завет и история

Исторические документы и библейский рассказ

Эпоха Царей и более поздний период
(Анализ некоторых встречающихся трудностей)

Эпоха от Моисея до Давида
(Сколько Евреев вышло из Египта)

История патриархов
(Несостоятельность воззрений многих историков на историю патриархов - Библейская истории патриархов правдоподобна и объективна - Авраам - орудие Провидения для всеобщего признания единого Бога)

Глава VIII
Чудеса в Ветхом Завете

Общие замечания. Существование чудес в Ветхом Завете

Чудо и намерение рассказчика
(Манера повествования)

Распределение чудес

Анализ некоторых чудесных событий. Казни Египетские
(Исх. 7-10)

Переход через Красное море
(Исх 14)

Манна
(Исх 16, 1-36)

События книги Исхода - пророческий образ Искупления

Чудо с солнцем в гл. 10 кн. Иисуса Навина

Глава IX
Истинная религия и Ветхий Завет

Понятие о Боге

Кары Господни

Наказания невинных
(Бог справедлив и милосерден)

Бог - причина грехов?

Учение о воздаянии

Загробный мир в древнейших книгах Ветхого Завета

Коллективное воздаяние

Проблемы индивидуального воздаяния

Воздаяние в загробном мире

Внешние проявления религии Израиля

Глава X
Нравственность и Ветхий Завет

Уважение к врагу

Закон возмездия

Ненависть к враждебным народам

Войны на истребление
("Херем" - Это не приказ)

Развод и полигамия

Предусматриваемые законом случаи нечистоты

Повествования о грехах и свобода речи

Глава XI
Мессианство

А.- Общие сведения

Объем термина "мессианство"

Литературное выражение мессианской действительности
(Поэтический, язык - Историческая оболочка - Пророческая перспектива - Пророчества с двойным объектом - Пророчества о земных благах и эсхатологическая перспектива - Мессианские пророчества и, судьба израильского народа)

Б.- Мессия и мессианское дело

Доизраильское мессианство
(Протоевангелие - Благословение Сима)

Израильское мессианство
(Мессианство благословений патриархов)

Мессианство в исторических установлениях Израиля
(Царство и Мессия-Царь - Будущий культ и Мессия-Первосвященник - Новый Союз (Завет) и Мессия-Союз (Завет) - Будущее освобождение и Мессия-Искупитель - Мессия-Пророк и Жертва за грехи)

Заключение

 

Как соотносятся между собой библейское повествование и научные данные о сотворении мира и человека? Какие события из жизни человечества стоят за рассказом о первородном грехе? Что необыкновенного в ветхозаветных чудесах? Так ли жесток ветхозаветный закон?

Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в книге известных итальянских библеистов Э.Гальбиати и А.Пьяцца, выдержавшей не одно издание в Италии и переведенной на многие языки.

Адресована книга как специалистам - библеистам. богословам, религиоведам и священнослужителям, так и широкому кругу читателей, интересующихся религией и Книгой книг - Библией.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

В Библии немало трудных страниц. По прошествии двадцати веков страстных исканий, которые питались верой или просто уважением к самой почитаемой из книг, составляющих мировую литературу, многое стало яснее, но далеко не все.

Не будь Библия книгой Самого Бога, можно было бы позволить себе не понимать ее, но перед лицом божественного слова равнодушие и инертность выглядят просто бессмыслицей. Вот почему каждое христианское поколение имеет свое «библейское призвание», т. е. призвано читать и усваивать божественную книгу, используя все те особенности религиозной и культурной жизни, которые составляют отличие и своеобразное богатство каждой эпохи.

Следует признать, что современный мир не уклонился от этой обязанности. Больше того, в настоящее время повсюду, и в католической среде, и в протестантской, говорят о «возвращении к Библии»1.

Это быстрое возобновление библейских исследований в послевоенные годы, которое ознаменовалось появлением многочисленных и замечательных по качеству изданий, открывающих новые горизонты, в значительной степени объясняется энергичным поощрением со стороны МагистерияI Церкви.

В самом деле, в последние годы он не ограничивался, как это часто случалось в прежние времена, вынесением авторитетных суждений о достижениях литературной и исторической критики в области изучения Библии, но смело указывал новые пути и побуждал экзегетов идти по ним свободно и осмотрительно, соблюдая подобающее уважение к подлинному католическому Преданию и к указаниям церковных властей.

Изданные за последние восемь лет в Ватикане три следующих документа, наиболее значительные в области библеистики, проникнуты этим духом мудрого новаторства и горячего поощрения: энциклика «Divino afflante Spiritu», «Послание секретариата Папской библейской комиссии кардиналу Сюару», архиепископу Парижскому, об источниках Пятикнижия и историчности одиннадцати первых глав книги Бытия, энциклика «Humani generis».

* * *

Энциклика «Divino afflante Spiritu»2, направленная вселенской Церкви в разгар войны, 30 сентября 1943 г., стремится прежде всего напомнить о другом документе, энциклике «Providentissimus Deus», которую опубликовал Папа Лев XIII 18 ноября 1893 г.

Пий XII называет этот документ «великой хартией библеистики». Действительно, он содержит в высшей степени разумный план работы в тот момент, когда католическую экзегезу словно бы застало врасплох массированное наступление рационализма, который пользовался громадными ресурсами, заключенными в последних достижениях литературной и исторической критики, для того, чтобы решительно покончить с верой в непогрешимость и, соответственно, в божественное происхождение Библии.

Папа рассматривает крупные католические библейские начинания за последние пятьдесят лет, вдохновительницей которых следует считать энциклику «Providentissimus Deus»: создание Библейской комиссии (1902), основание Папского библейского института (1909), Комиссии по пересмотру Вульгаты (1907), устроение бенедиктинского аббатства св. Иеронима в Риме (1933), учреждение академических ученых степеней в области библеистики (1904) и многочисленные увещания и наставления, побуждающие к оживлению изучения Библии в семинариях.

Вторая часть энциклики является программной. Это настойчивый призыв (каких мало бывало в прошлом) к более интенсивной и разумной работе. Папа предупреждает тех, кто отождествляет веру с безмятежной интеллектуальной жизнью, что в области библеистики предстоит сделать еще очень многое, даже если уже проделанная работа представляет наследие неисчерпаемой ценности.

Напомнив о необходимости с помощью текстологического анализа восстановить первоначальный текст священных книг, о примате буквального смысла и о долге экзегета прояснять главным образом религиозное содержание священного текста, Папа констатирует, что наша эпоха, если и нагромождает новые трудности, то, по милости Господней, предоставляет и новые орудия и средства для экзегезы.

 ΛΛΛ     >>>   

Торжества человечества над змеем так как победа змея над женщиной была нравственного порядка
Избранность династии господь царства
И воззвал господь бог к адаму
Соединены со христом благодаря тому
Все это убедило нас в необходимости вновь выпустить в свет трудные страницы
Карев А., Мицкевич А., Попов В. Экзегетика

сайт копирайтеров Евгений