Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Существует множество других проблем, связанных с попытками построить библейскую хронологию на основе субъективного анализа археологических данных. Знаменитая археолог Дейм Кэтлин Кеньон, проработавшая многие годы в Палестине, занимаясь раскопками, утверждала: «Хронология в Палестине не может стоять на собственных ногах, если речь не идет о сравнительно поздней эпохе». Трудности археологического определения дат хорошо рассмотрены в двухтомнике доктора Донована Корвилла «Проблема исхода и ее следствия» (см. сноску 31).

Тем не менее, археологические открытия могут быть более авторитетны в более поздних периодах истории Израиля. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Исход. Исследователи Библии предложили два основных периода исхода израильтян из Египта - ранний период (15 в. до Р.Х.) и более поздний период (13 в. до Р.Х.). Для тех, кто принимает четкое хронологическое высказывание в 3 Книге Царств 6:1, вопрос является решенным: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть вторый месяц, начал он строить храм Господу». Четвертым годом царствования Соломона принято считать 966 г. до Р.Х. Это означает, что исход имел место примерно в 1446/5 г. до Р.Х. Но, как отмечали профессоры Джон Дэвис и Джон К. Уитком, «многие исследователи, отказываясь принять историческую точность чисел в Библии, датируют эти события тринадцатым столетием до Р.Х.» Но некоторые утверждают, что археологические данные свидетельствуют в пользу более поздней даты. Однако, на это голословное утверждение хорошо ответил Глисон Арчер.

«Защитники более поздней даты исхода полагаются на археологически выведенную дату падения Лахиса, 1230 г., и практически одновременного с ним истребления Давира, а также Вефиля (который, предположительно, был спутан с Гаем в седьмой главе Книги Иисуса Навина), как указание на возможное время вторжения Иисуса Навина в Ханаан. Это передвинуло бы время исхода на период между 1290 и 1260 гг. (принимая во внимание сорок лет странствий по пустыне). Но это свидетельство в высшей степени неубедительно, так как в Книге Иисуса Навина 10:32 ничего не говорится о фактическом разрушении самого Лахиса (а только об умерщвлении его жителей). Также в Книге Иисуса Навина 10:38 ничего не говорится о сжигании Давира. Что касается Иерихона, не было обнаружено никаких археологических данных ни К. Кеньон, ни другими исследователями, проводившими раскопки в Тель эль-Султане, чтобы опровергнуть находку Дж. Гарстанга, который обнаружил, что кладбище, соединенное с Иерихоном четвертого слоя бронзового века, не содержало скарабеев более позднего периода, чем времен царствования Аменхотепа 111 (1412-1376), или глиняных изделий, датируемых до 1400 г. (из 150 000 глиняных фрагментов только один черепок определенно принадлежал микенскому типу). На самом деле, археологические свидетельства против теории более поздней даты вполне убедительны» [выделено мной - У.Дж.]

В связи с вышеприведенными данными, доктор Зигфрид X. Хорн, преподаватель археологии и истории античности Университета Эндрюса, писал:

«Во время раскопок большого города Асора в северной Галилее, проводимых Йигаэлем Иадином в 1955-1958 гг., на свет появились свидетельства, которые показывали, что этот город был разрушен в течение тринадцатого столетия до Р.Х. Некоторые исследователи, полагая, что исход имел место в этом столетии, истолковали это археологическое свидетельство как подкрепляющее их гипотезу о дате исхода. Однако, библейские хронологические данные указывают на пятнадцатое столетие до Р.Х. как время исхода, и в руинах Асора также были найдены свидетельства о разрушении этого древнего города в этом столетии. Более того, разрушение Асора в течение тринадцатого столетия соответствует истории войны за освобождение, которую израильтяне вели против Асорского царя под водительством Деворы и Барака в 1258 г. до Р.Х. (Книга Судей, главы 4 и 5). Во время этой войны войско Асорского царя Иавина под началом Сисары было решительно разбито и, несомненно, Асор был разрушен. Руины представляют красноречивое свидетельство разрушения именно в период судей» [выделено мной - У.Дж.].

Битва при Каркоре. Надпись, сделанная на камне в древней Ассирии, который хранится теперь в Британском музее, рассказывает о великой битве при Каркоре [Каркаре] на реке Оронтес к северу от Дамаска в 853 г. до Р.Х. Столкновение было между ассирийским войском Салманассара III и коалицией сирийских сил, однако, среди противников Салманассара особо упомянут «Ахав, Израильтянин», который предоставил для этого военного похода 2 000 колесниц и 10 000 воинов. «Данный документ это первое непосредственное хронологическое упоминание отношений между Израилем и Ассирией...» [выделено мной - У.Дж.]. Ассирийская хронология этого периода точно установлена посредством ассирийских эпонимических списков, в которых упоминается солнечное затмение, проишедшее 15 июня 763 г. до Р.Х. Эта информация вместе с той, которую предоставляют летописи Салманассара, а также соответствующими библейскими данными позволяет определить смерть Ахава с относительной надежностью примерно 853/2 г до Р.Х.

Дань Ииуя. Между 849 и 841 гг. до Р.Х. Салманассар III ходил на запад девять раз. Сирия превратилась в вассала. В надписи на Черном обелиске Салманассара III, четырехгранной колонны черного известняка высотой 2 метра, найденной в Нимроде А.Х. Лейардом, ассирийский монарх говорит: «Я получал дань от жителей Тира, Сидона и от Ииуя, сына Амврия». Так как известно, что, согласно ассирийскому эпонимическому списку, это произошло в восемнадцатый год царствования Салманассара, то известно, что Ииуй был на престоле в 841 г. до Р.Х., таким образом, установлена ключевая дата в библейской хронологии. Что интересно, Черный обелиск содержит изображение Ииуя, склонившегося перед ассирийским царем, в то время как слуги-израильтяне подносят ему дары в качестве дани. Ииуй изображен с короткой круглой бородкой, одетым в безрукавку и длинную юбку с бахромой и поясом. На голове у него мягкая шапочка. Это единственное изображение иудейского царя того времени, которое у нас есть.

Нашествие Сеннахирима . В развалинах Ниневии была найдена шестигранная глиняная призма (называемая призмой Тейлора), на которой записан рассказ о нескольких военных походах ассирийского царя Сеннахирима. Призма показывает, что Сеннахирим вторгся в Иуду в 701 г. до Р.Х., что, согласно 4 Книге Царств 18:13, случилось в четырнадцатый год иудейского царя Езекии. Ассирийский царь похваляется, что он покорил сорок шесть укрепленных городов Иуды (ср. 18:13) и осадил Иерусалим (ср. 18:17). О Езекии он говорит: «Его я запер узником в Иерусалиме, его царском городе, как птицу в клетке». В характерной манере он забывает упомянуть о том, почему он не взял Иерусалим! Посланник Господа вышел и в одну ночь поразил 185 000 ассирийских воинов (4 Цар. 19:35,36; 2 Пар. 32:21,22; Ис. 37:36-38). Это исполненное ужаса событие замечательно изображено в эпическом стихотворении лорда Байрона «Поражение Сеннахериба», из которого мы приведем одну строфу:

Ангел смерти лишь на ветер крылья простер

И дохнул им в лицо - и померкнул их взор,

И на мутные очи пал сон без конца,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В четвертый год царствования соломонова над израилем выделено свидетельства
Фрагменты клинописных табличек насчитывали около 26 000 палестине повествования
Она датируется примерно 10 столетием до р

сайт копирайтеров Евгений