Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Подобные Христу – совершенно (omnino) подобны Ему. Истинно облекшиеся во Христа, изобразили подобие Его в уме своём, во всей жизни своей и во всём поведении своём, в словах, делах, в терпении, в добродетели (virtute), в познании (cognitione), в чистоте, великодушии, в сердце чистом, в вере, надежде, в любви полной и совершенной к Богу. Поэтому, всякий девственник и девственница, если не будут совершенны как Христос, или как те, которые Его суть, – не могут спастись. Ибо всякий девственник и всякая девственница о Господе – святы телом и духом своим, и тверды в служении своём Господу, и в иное не отходят от Него, но всегда служат в чистоте и святости в Духе Божием, да угодят Господу своему чисто и безпорочно, и пекутся, как угодить Ему во всём. Такие не удаляются от Господа своего, но духом своим пребывают с Ним, как написано: “будьте святы, как Я свят”, – говорит ЯХВЕ (Лев. 11:44).

Глава 8

Если кто только по имени называется святым, то такой еще не есть святой; но пусть девственник или девственница будут совершенно святы телом и духом, и всегда с радостью уподобляются ЯХВЕ и Мессии Его и подражают таким. Ибо в таких нет помышления плотского: кто суть истинно верные и в ком живет Дух Христов, в тех не может быть плотского помышления, которое есть блуд, безстыдство, нечистота, идолослужение, волшебство, вражда, зависть, домогательство, гнев, ссора, разделение, ревность, пьянство, пиршество, шутовство, глупые речи, ругательство, смятение, поношение, шептание, огорчение, запальчивость, крик, хула, наглость, злоба, лукавая выдумка, ложь, многословие, пустословие, негодование, скрежет зубов, осуждение, сокрушение, злословие, подкоп, уклончивость, нерадение, роптание, высокомерие, гордость, надутость, род, внешность, место, богатство, мышца тела, хитрость, глупость, любовь к победе, ненависть, неприязнь, ревнование, завистливость, воздаяние злом, расточительность, жадность, клевета, лихоимство, которое есть идолослужение, сребролюбие, которое есть корень всего зла, любовь к украшениям, тщеславие, любовь к первенству, дерзость, гордыня, которая называется смертью, против которой Бог ведет брань. Все такие и им подобные суть люди плоти: ибо “кто рожден от плоти, есть плоть” (Ин. 3:6), и: “сущий от земли – от земли говорит” (Ин. 3:31) и о земле думает, и: “мудрование (desiderium) плотское враждебно Богу, ибо закону Божию не покоряется, и не может” (Рим. 8:7), потому что оно во плоти, в которой не живет доброе, и Духа Божия нет в нём. Поэтому правильно говорит роду такому: “не станет Дух Мой пребывать в человеке (in homine) во век, потому что он – плоть” (Быт. 6:3); и всякий, в ком нет Духа Христова, тот не Его, как написано: “отступил Дух ЯХВЕ от Саула, и томил его дух лукавый, посланный в него от ЯХВЕ” (1 Цар. 16:14).

Глава 9

В ком есть Дух Божий, тот творит волю Духа Божия, и согласуясь с Духом Божиим умерщвляет дела плотские и живет для Бога, подчиняя и порабощая тело своё и умерщвляя его, чтобы, проповедуя иным , самому быть знаменем (signum) и прекрасным образцом для верующих. О таких рабах и сказано, что они достойны Духа Святого, так как они не отвергаются, но будут избранными пред Богом и человеками: ибо в человеке Божием нет ничего из плотских мудрований, особенно в девственниках и девственницах, но все плоды их суть плоды духа и жизни, и они поистине суть град Божий, и дом, и храм, в котором вселяется и обитает Бог, и ходит между ними в обществе святом небесном. Ибо чрез плоды духовные вы являетесь, как светила в мире, содержа слово жизни, и таким образом будет поистине похвала, и слава, и венец увеселения, и радость рабов благих о Господе Исусе Христе. Ибо все видящие вас познают, что вы – “семя благословенное от ЯХВЕ” (Ис. 61:9), семя, воистину славное и святое, царство священников, народ святой, народ наследия, наследие обетований Божиих, которые не нарушаются, ни погибают. “Того глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце человеку не всходило, что приготовил Бог любящим Его и хранящим заповеди Его” (1 Кор. 2:9).

Глава 10

Надеемся же о вас, братья, что вы размыслите о том, что необходимо для вашего спасения. Так говорим мы о том, о чем говорим, по причине дурной молвы и слуха о безстыдных людях, которые живут с девами под предлогом благочестия и подвергают душу свою опасности, и ходят с ними одни, в дороге и пустыне, путем, полным опасностей, соблазнов, сетей и пропастей. Совершенно не подобает так жить христианам и боящимся Бога. Иные же едят и пьют с девами и святыми в возлежании, в отдохновениях и непотребствах многих: это не прилично верным, особенно тем, которые избрали святость. Другие собираются для пустословия, празднословия, смеха, чтобы говорить злое друг о друге и охотиться словами один против другого, и пребывают праздными: с такими заповедуем вам даже хлеба не есть. Иные обходят дома девственников и девственниц под предлогом посещения их, или чтения писаний, или заклинания их, или учения их, поскольку суть праздны и нисколько не трудятся, изыскивая то, что не есть необходимо, и посредством нежных слов торгуя именем Христовым. Таких отвращается божественный апостол по множеству нечестия их, как написано: “терние произрастает в руках праздных, и пути праздных исполнены терния” (Притч. 15:19).

Глава 11

Кто празднен, тот без дела и без пользы. Таковы пути всех тех, которые не трудятся, но охотятся словами и воображают себе, что это праведно и для них полезно. Труды таковых подобны вдовицам праздным и болтливым, которые шатаются и обходят по домам в болтливости своей, и охотятся словами праздными, и переносят из дома в дом в преувеличении многое без страха Божия, и вместе с тем, в безстыдстве своём, говорят разные слова под предлогом научения. О если бы они были учителями истинного учения и были блаженны! Но они надоедливы, не понимая чего хотят, и утверждая, чего нет, поскольку хотят быть учителями и хвастаются знанием того, что говорят, и торгуют нечестием во имя Христово. Это свойственно многим, но не подобает рабам Божиим. Они не слушают говорящего: “пусть не многие будут учителями между вами, братья, и не все будьте пророками. Кто в слове не согрешает, тот – совершенный муж, сильный обуздать и поработить всё тело своё” (Иак. 3:1,2); и: “если кто говорит, пусть говорить в слове Божием” (1 Пет. 4:11); и: “если есть в тебе разумение, преподай слово брату твоему, а если нет, положи руку твою на уста твои: ибо вовремя надо молчать, и вовремя говорить” (Еккл. 3:7). И опять говорит: “кто говорит в своё время, тому благо” (Притч. 25:11). И еще говорит: “да будут речи ваши основаны в благодати” (Кол. 4:6). Дело человека – знать, каким образом предложить слово всякому человеку в своём месте. “Кто говорит что ни попадёт на язык, тот всегда заводит прения, и кто говорит излишние слова, умножает болезнь”; и: “скорый губами своими падает в зло” (Прит. 13:3,18; Еккл. 10:12); ибо “дерзость языка приводит гнев, а неиспорченный хранит язык свой и соблюдает душу свою для жизни” (Притч. 16:26,27;21,23). Tе, которые благословением и благими словами прельщают сердца незлобивых, ублажая их, обманывают их. Убоимся же наказания, определенного учителям, ибо большее осуждение примут учителя, которые учат и не делают, которые носят имя Христово во лжи и выдают себя за истинных учителей, и ходят и бродят безразсудно и превозносятся и славятся в помышлении плоти. Они – как тот слепец , который водит слепца, и оба падают в яму; они носят осуждение, поскольку в болтовне и учении своём учат пустому, мудрости душевной, тщетному заблуждению убедительных слов человеческой мудрости, по воле начал и властей воздушных и духа, который действует в сынах противления, по стихиям мира сего , а не по учению Христову. По складу речи познается человек. Однакоже, если ты получил слово знания, или случай научения, или пророчества, или служения, – благословляй Бога, Который помогает всякому человеку и не завидует, – Бога, говорю, Который дает всякому человеку и не упрекает. Итак – даром, который ты получил от Господа, служи братьям духовным, пророкам, которые знают, что слова, которые ты говоришь, суть слова Господа, – и полученные дары, если они действительно у тебя есть, изрекай в церкви, в назидание братьев во Христе, чтобы эти дары были благими, изобильными и полезными людям Божиим.

Глава 12

Далее – вот что добро и полезно: если кто посещает сирот и вдовиц, особенно бедных, имеющих много детей, наиболее же родных в вере, которые, без сомнения, имеют нужду и любезны и приятны pa бам Божиим, или поистине суть люди истины. Еще же и cиe добро и праведно и прилично братьям во Христе, – чтобы посещать одержимых злыми духами и творить над ними мудрые заклинательные молитвы, приятные пред лицом Божиим, – не многими словами отборными, изысканными и хитро придуманными, чтобы показаться людям красноречивыми и обладающими счастливою памятью. Подобны флейте, издающей звук, или кимвалу звучащему пустословия таких, и они ничем не помогают тем, над которыми совершают заклинание; произнося страшные слова, подобные заклинатели только пугают людей, и не поступают в вере правой по учению Господа, Который сказал: “сей род не исходит, кроме как постом и молитвой” (Мате. 17:20; Map. 9:28) – молитвой постоянной, внимательной. Пусть благоговейно просят и молят Господа, в радости и во всяком бдении и чистоте, без ненависти и злобы. Так да приближаемся к болящему брату или сестре, и да посещаем их, как подобает, без коварства и любви к деньгам, без шума и болтовни, и не в виде чуждом благочестия, и без гордости, но в кротком и смиренном духе Христовом. Итак, постом и молитвами пусть заклинают, – не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания. “Даром приняли, даром давайте” (Матф. 10:8), во славу Божию, в постах и молитвах и непрестанном бдении, вместе с другими добрыми делами: умерщвляйте дела плоти силою Духа Святого. Такой есть храм Духа Святого Божия; сей изгонит демонов и Бог ему помогает. Прекрасно, если кто помогает болящим. Господь сказал: “бесов изгоняйте со многими другими врачеваниями”; и: “даром приняли, даром давайте” (Матф. 10:8). Велика награда от Бога – тем, которые служат братьям своим дарами, данными Господом. Это добро и полезно рабам Господа, да делают по заповеди Господа, Который сказал: “болен Я был, и посетили Меня” (Матф. 25:36); и это добро и прилично, и добродетельно – посещать ближних (vicinos) ради Бога, со всяким благоприличием и почтительностью, как говорит апостол: “кто изнемогает, и я не изнемогаю? и кто соблазняется и я не разжигаюсь” (2 Кор. 11:29)? Всё это сказано относительно любви, какою кто любит ближнего своего. Да пребудем же в этом непреткновенно, и не будем делать чего-либо по лицеприятию, или как будто к стыду других, но возлюбим бедных, как рабов Божиих, и будем прежде всего посещать их. Ибо доброе дело пред Богом и человеками – помнить бедных и любить братьев и странников ради Бога и ради тех, которые веруют в Бога, как научились мы из Закона и пророков и от Господа Исуса Христа о любви братской и гостеприимстве. Это приятно и любезно вам, потому что все вы – ученые Бога, и знаете слова, сказанные о любви к братьям и пришельцам: сильно сказаны слова для всех творящих их.

Глава 13

О братья возлюбленные! Всякий пусть назидает и утверждает братьев в вере, потому что один есть Бог: это ясно и известно. Еще и то хорошо, – чтобы никто не завидовал ближнему своему . Опять и это добро и благопристойно, – чтобы служащие Господу в страхе Божием чествовали и всех, служащих Богу. Итак, надлежит вспомнить, что “жатвы много, а делателей мало”: это ясно и известно, почему будем молиться “Господину жатвы, чтобы вывел делателей на жатву Свою” (Матф. 9:37,38), – таких делателей, которые режут и остро износят слово истины, – делателей не стыдливых, верных, делателей, которые суть свет мира, которые делают не эту “пищу гибнущую, но пищу пребывающую в жизнь вечную” (Ин. 6:27), – делателей, подобных апостолам, делателей, подражающих Отцу и Сыну и Святому Духу, заботящихся о нашем спасении: но не делателей-наемников, не делателей, считающих доходом быть страх Божий и правду , – не делателей, работающих своему чреву, – не делателей, которые “благословением и добрыми словами прельщают сердца незлобивых” (Рим. 16:18), – не делателей, которые подобны сынам света, не будучи светом, но тьмою, которых кончина – погибель, – не делателей, делающих нечестие, непотребство и лукавство, – не делателей коварных, не делателей пьяных и неверных, – не делателей, которые торгуют (negotiantur) о Христе – не обманщиков, не жадных, не враждебных. Поэтому будем взирать на верных и подражать им, чтобы вести себя пристойно о Господе, как прилично и подобает нашему званнию и нашему исповеданию. Так да служим и да угождаем Богу, в праведности и правде, без порока, помышляя доброе и достохвальное пред Богом и человеками. Ибо это добро есть, да славится Бог во всех нас. Аминь. 

Перевод с латинского И.А. “Труды Киевской Духовной Академии”. 1869. Май, стр. 202-215.

Вариант: всякою добродетелью.

Вариант: чтобы никто не насмехался над ближним своим.

Имеется ввиду неправедный прибыток под прикрытием мнимого страха Божия и истины.

Да будет известно вам, братья, каковы были обращения наши во Христе со всеми братьями нашими, в местах, в которые мы ходили, чтобы, если это угодно вам в страхе Божием, и вы также обращались. Мы же, с помощью Божией, так обращаемся. С девами не живем, и не имеем к ним никакого дела, и с ними ни едим, ни пьем, и где спит дева, не спим, и не умывают женщины ног наших, и не помазывают нас, и совершенно не спим там, где спит дева, не принадлежащая мужу, или взрослая дочь, и если она одна в известном месте, там не ночуем. Если же застигнет нас время на каком-либо месте, в поле, или в городе, или в деревне, где встретятся нам и найдутся братья, – входим к брату и созываем туда всех братьев, и говорим с ними слова увещательные и честные. И умеющие между нами говорить говорят бодро и благоговейно слова важные, достопочтенные и трезвенные в страхе Божием, – и чтобы угодить Богу во всём, и чтобы предшествовать им и предварять их в делах благих, и быть во всём без притворства (sine fuco), как прилично и праведно народу Божию.

Глава 2

Если же случится, что мы очутимся далеко от домов и ближних, и склонится день, и наступит вечернее время, и братья, по братолюбию и страннолюбию, побудят нас остаться у них и бодрствовать с ними, чтобы они могли послушать и сотворить слова святые Божии, и напитаться словами Господними, чтобы помнить их, и принесут нам хлеб и воду и что Бог послал, – в таком случае мы соглашаемся переночевать с ними, если там есть муж святой, и идем к нему и остаемся у него. И сам брат этот приготовит нам всё необходимое, и сам будет служить нам, и сам умоет нам ноги и помажет нас елеем, и сам постелет нам ложе, вручая нас покрову Божию, и мы спим. Всё это брат тот святой, находящийся в том месте, где мы остановились, будет делать сам собою и служить братьям: и каждый из братьев, находящихся в том месте, будет служить вместе с ним во всём необходимом для братьев. Женщина же – отроковица или имеющая мужа в то время – да не будет там, хоть богата она, хоть взросла, христианская ли то раба, или язычница; но только одни мужчины с мужчинами. Если же увидим, что надо стать и молиться за женщин и говорить слова увещания и назидания, – созываем братьев и всех сестер святых и дев и всех женщин, находящихся там, со всякою скромностью и благоприличием, чтобы пришли для утешения истинного. И умеющие между нами говорить говорят и увещают их речами, которые Бог дал им. И тогда молимся, и приветствуем мужчины мужчин: жены же и девы окутывают руки своими одеждами, также и мы бодро и со всякою скромностью, благоговейно подняв глаза вверх, и со всяким благоприличием окутываем своей одеждой нашу десницу, и тогда придут и приветствуют нашу десницу, окутанную одеждой . Тогда идем, куда даст нам Господь.

Глава 3

Далее – если придем в такое место, где нет святого брата, но все ведут жизнь супружескую (sunt socii), и примут брата, пришедшего к ним, – все находящиеся там да служат ему и заботятся о нём во всём, тщательно и благосклонно; а этот брат, как равный, да принимает услуги их, как равный. И да скажет этот брат находящимся в том месте людям, ведущим жизнь супружескую: мы, святые, с женщинами ни едим, ни пьем, и не служат нам женщины или девы, и ног не умывают нам женщины, ни помазывают нас, и не обращаются с нами женщины, и мы не спим, где спят женщины, чтобы нам быть безупречными во всём и не быть кому-либо в преткновение или соблазн, но, исполняя всё это, быть без соблазна всякому человеку. Итак, как люди, “знающие cтpax ЯХВЕ, человеков увещаем, Богу же мы открыты” (2 Кор. 5:11).

Глава 4

Если же случится нам удалиться в такое место, где нет мужчины, но все женщины и девы верные, и убедят нас переночевать в том месте, – созываем всех их в одно место, на правую сторону, и спрашиваем их, как они живут, как будто желаем узнать от них что-нибудь, и, видя их образ мыслей, говорим с ними, как прилично, как люди, боящиеся Бога. И когда созванные соберутся все, и мы видим, как они живут, – говорим с ними слова чистоты в страхе Божием, и читаем им Писание, с благоговением изрекая слова краткие и сильные, полные страха Божия, со всяким умилением и душевным вниманием, делая всё к назиданию и утверждению их, и с ними, как с союзницами, говорим о Господе, как подобает. Когда же склонится день и наступит время вечера, чтобы переночевать там, – избираем женщину старую и скромную более всех других, и говорим ей, чтобы дала нам место отдельно, куда бы не ходила ни женщина, ни дева, и принесла бы нам та женщина старая зажженную свечу и всё, что нам необходимо, принесла бы нам, подобно тому как из любви к братьям приносит всё, что необходимо для служения братьям-странникам. Старица же эта – та, которая во многих помышлениях долгим временем усовершилась, если детей воспитала, если странников принимала, если ноги святым умывала. И она, когда наступит время сна, уходит и идет домой с миром.

Главa 5

Если же удалимся в место и найдем там одну и единственную женщину верную, и не будет там никого другого, кроме неё одной, – не останавливаемся там и не молимся там, и не читаем там Писаний, но бежим как от змея и как от сети греховной. Мы нисколько не презираем верную женщину (да не будет, чтобы так мы разсуждали о братьях во Христе), но поскольку она одна, боимся, чтобы кто-либо не наложил на нас иск в словах лжи, – ибо сердца человеков во зле положены и утверждены, – и чтобы не дать повода тем, которые желают обвинять нас и говорить о нас дурное, и чтобы никому не быть в соблазн. Поэтому отсекаем причину желающим на нас причины; поэтому бережемся, чтобы никому не быть соблазном – ни иудею, ни эллину, ни церкви Божией, и не ищем себе одним пользы, но – полезного для многих, чтобы спаслись: ибо и нам неполезно, если кто будет соблазняться нами. Будем же тщательно во всякое время беречься, чтобы не дать преткновения братьям и не подвергнуть их смущению мыслей, будучи для них соблазном. Ибо если ради пищи скорбит брат, или претыкается, или немощствует, или соблазняется, то мы не ходим в любви Божией. Ради пищи твоей губишь того, ради кого Христос умер . Итак, “согрешая в братьев ваших и бия их совесть, которая немощна, во Христа согрешаете. Потому если пищей соблазняется брат, – да скажем верные, – не будем есть мяса во веки, да не соблазним брата нашего” (1 Кор. 8,10-13). Всё это делает всякий, кто истинно любит Бога, кто истинно несет крест свой и облекается во Христа и любит ближнего своего, кто хранит душу свою так, чтобы и ему никто не был соблазном, и им не соблазнился кто-либо и умер – по той причине, что он учащает к девам и живет у них, что неприлично, к разстройству тех, которые видят и слышат эти недобрые отношения, исполненные преткновения и опасности и близкие к смерти, что не подобает христианину. Блажен человек, который бережется и боится всего ради чистоты.

Глава 6

Если же случится нам зайти в такое место, где нет христианина, и побудят нас остаться там на несколько дней, то да будем “мудры как змеи и просты как голуби” (Матф. 10:16), и не будем как немудрые, но как премудрые, во всяком обучении страха Божия, да славится Бог вo всём чрез Господа Исуса Христа, чрез отношения ваши чистые и святые. “Ибо если мы едим, или пьем, или иное что творим, всё во славу Божию да делаем” (1 Кор. 10:31), так чтобы все видящие нас познали, что мы – семя благословенное и святое, сыны Бога живого – во всём, во всех словах, в благоговении, в скромности, в правоте , – ч тобы мы ни в чем не подражали народам, и, верные, не были подобны людям, но во всём отчуждены были от злых, и не бросали святыни псам и бисер свиньям (Матф. 7:6), но во всяком научении и всяком знании и всяком страхе Божием и всякой бодрости ума прославляли Бога. Ибо мы не так служим, как пьяные язычники, богохульствующие в забавах своих, в словах обольщения по причине нечестия своего. Поэтому мы не поем язычникам и писаний не читаем им, да не будем подобны поющим или играющим на арфах, или поющим голосом, или гадалкам, как многие, которые занимаются этим и делают это, чтобы насытиться кусочком хлеба глупости, и ради небольшого приема вина идущие и поющие песни ЯХВЕ на земле чужой , языческой, и делающие, чего не следует. Не делайте так, братья! Просим вас, братья, да не делается этого между вами, но препятствуйте и тем, которые избрали себе это и обращаются в глупости и безразсудстве. Не нужно, братья, быть сему так. Просим же вас, братья правды нашей, да будет это так у нас и у вас в пример верующим, которые имеют уверовать. Да будем в числе овец Христовых, святых и праведных всякою правдою и во всяких отношениях, обращаясь в правоте и святости, как подобает верным, и почитая честных, скромных и святых, прославляя и величая, и украшая собою всех общников в труде. Ибо вы – радость наша и венец наш, и надежда наша, и жизнь наша, если стоите о Господе и если истинно верны и правы во всём о Господе. Аминь.

Глава 7

Итак, братья, рассмотрим и увидим, каким образом обращались все отцы праведные во всё время жизни своей: разыщем и изследуем от Закона до Нового завета. Ибо и хорошо и полезно – знать, сколько и каких людей погибло чрез женщин, и сколько и каких женщин погибло чрез мужчин, – от частого посещения, каким посещали они друг друга. Потом я покажу еще, сколько и каких мужей жили с мужами всё время жизни своей, и даже до конца пребыли во взаимном общении в служении чистоты без порока.

Глава 8

И это явно и известно, что таков был Иосиф – верный, благоразумный, мудрый, праведный и благочестивый во всём. Не восхотела ли женщина красоты его – чистого и правого? И когда он не поддался и не склонился сотворить похоть и волю её, – в похоти она подвергла мужа праведного всякому озлоблению и мучению, даже до смерти, посредством свидетельства ложного. Бог же освободил его от всех бедствий, постигших его чрез негодную супругу. Видите, братья, неутомимость плотского взора этой египтянки, как жег он мужа праведного. Поэтому не будем часто у жен и дев, ибо это не полезно тем, которые хотят видеть чресла свои в истине. Надлежит же любить сестер во всякой святости и чистоте, со всякою сдержанностью мысли, в страхе Божием, не часто с ними обращаясь, да не привыкнет нога наша быть у них во всякий час.

Глава 9

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

7 ибо сказано кто говорит много
6 по любви воспринял нас господь говорит возлюбленные
Двух человек возмутилась против пресвитеров

сайт копирайтеров Евгений