Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

­

ок. 50%

ок. 50%

____________
* В том числе греко­католики (униаты).

Аббат (лат.  отец)  титул настоятеля некоторых католиче­ских монастырей в западной Европе. Первоначально аббат выбирался монахами и утверждался епископом. В церковной иерархии занимает место непосредственно после епископа. В настоящее время наимено­вание «аббат» употребляется в католицизме при обращении ко вся­кому молодому лицу духовного звания, еще не получившему сана.
Агностицизм  идеалистическое философское учение, утвер­ждающее, что для человеческой души невозможно познание как сверхчувственного, так и объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и, следовательно, невозможно богопознание. Всякое познание, по мнению агностиков, приобретается только по­средством органов чувств, познанием явлений. Следовательно, пред­метом человеческого познания может быть лишь то, что доступно этим чувствам, т.е. один чувственный мир. Создаваемые человеком нравственные принципы и представления о высшем существе, о Боге, суть не более чем результат того же опыта и деятельности души и ее естественного стремления найти вездесущую и всепроникающую си­лу, которая обусловливает и сохраняет мировой строй. Термин "агно­стицизм" был введен в 1869 г. английским естествоиспытателем Т.Гексли. Основные идеи агностицизма можно найти уже в античной философии, в частности в софизме и скептицизме. Учение агности­цизма было создано английскими философами, которых делят на аг­ностиков "старых", или доэволюционистов (Джон Стюарт Милль), и "новых", т.е. эволюционистов (Герберт Спенсер). Основное различие между ними заключается в том, что первые видят образование в че­ловеке нравственных принципов делом личного опыта, а вторые  наследственного опыта. Последовательный агностицизм представлен в учениях Джона Беркли и Дэвида Юма. Иммануил Кант, положив в основу своей теоретико­познавательной концепции разграничение "вещи в себе" и "вещи для нас", фактически принял позицию агно­стицизма. Позиции агностицизма характерны для различных школ позитивизма, неопозитивизма, критического реализма. Изначально агностицизм относился исключительно к возможности познания бога, однако вскоре был распространен и на возможность познания объек­тивного мира в принципе, чем сразу противопоставил себе многих
193 естествоиспытателей и философов. В XX в.
представление об агно­стицизме было несколько видоизменено, преимущественно под влия­нием его критики, в основном социалистами и коммунистами, пропа­гандирующими диалектическую познаваемость мира. В настоящее время одним из характерных выражений агностицизма является по­зиция конвенционализма.
Агнец  жертвенное животное. Мессия, Христос тоже изо­бражается как Агнец Божий.
Ад (Шеол)  от греческого слова hades, которым в Библии пе­реведено еврейское слово "шеол". По греческому словопроизводству, оно обозначает место, лишенное света, или нечто невидимое. Древ­ние греческие писатели обозначали мир духов или царство, обитали­ще умерших, находящееся под управлением Плутона.
Еврейское слово "шеол" означает место, которое всех к себе требует, всех поглощает, ничем не насыщается. В Священном Писа­нии "ад" и "шеол" употребляются в нескольких значениях. В одном случае этими словами обозначается гроб или могила, в другом  ме­сто и состояние, общее для всех умерших, без различия праведных и грешных. При этом это место изображается то в виде некоего всепо­глощающего чудовища, то в виде страны, лежащей в глубине земли и исполненной мрака и сени смертной, то в виде подземного царства, где смерть владычествует над умершими как над пленниками.
В некоторых местах Священном Писании "ад" и "шеол" пред­ставляются местом, хотя и общим для всех умерших, но с некоторым различием для праведников и грешников. Первые здесь наслаждают­ся покоем, ожидают избавления и получают таковое, вторые  покры­ты вечным стыдом и не имеют никакой надежды на будущее.
Христос во время крестных страданий сошел в ад, кратковре­менно приобщился к общему для всех умерших загробному состоя­нию и разрушил ветхозаветную силу ада, владычествовавшего над всем человечеством. Учение о сошествии Спасителя в ад является одним из твердых догматов церкви и основывается на свидетельстве Священного Писания.
Иногда "ад" и "шеол" обозначают состояние только одних не­честивых и грешников. В новозаветных книгах слово "ад" использу­ется для обозначения вечного осуждения, вечного мучения, на кото­рое осуждены грешники. Таким образом, по библейскому учению, ад
Краткий словарь по религиоведению 194
является загробным состоянием души после смерти. По учению со­временной христианской церкви, сформировавшемуся в средние века, ад является загробным состоянием грешных душ, которые в этом со­стоянии находятся во власти дьявола и духов зла.
Понятие ада или близкое к нему присутствует в большом ко­личестве религий.
Адвентизм  течение в протестантизме, возникшее в 1833 г. в США под влиянием эсхатологических и милленаристических идей ривайвелизма. Основатель течения Уильям Миллер, исходя из проро­ческих книг Библии, предсказал второе пришествие Христа и после­дующий конец света сначала в 1843  1844 гг., а затем в 1847 г. Не­смотря на провал пророчества, учение о близком втором пришествии остается центральной идеей адвентизма. Библия рассматривается ад­вентистами как Слово Божье и является единственным источником вероучения.
Течение адвентистов создано в результате проведенного по­следователями Миллера  миллеритами  в 1845 г. съезда в г.Олбани (штат Нью­Йорк), на котором была создана Ассоциация тысячелетне­го пришествия и выработаны догматы адвентизма. Адвентизм близок к баптизму, от которого сохранил водное крещение взрослых погру­жением и омовение ног.
Согласно представлениям адвентистов, мир будет уничтожен огнем, а для верующих будет создана новая земля. Скоро состоится второе пришествие, которое будет сопровождаться воскрешением праведников. После тысячелетнего царства Христа воскреснут и не­праведные. Для того чтобы заслужить царство, нужно вести правед­ную жизнь в соответствии с нравственными заповедями Библии.
В ходе споров по вопросам догматики адвентисты расколо­лись не несколько течений. Самое крупное из них  адвентисты седь­мого дня (АСД), образовавшееся в 1844 г. в Нью­Гемпшире (США). Основой раскола адвентистов служило, как правило, признание суб­боты или воскресения. В 1847 г. основана и в 1888  1889 гг. офици­ально признана созданная английскими иммигрантами церковь бога. В 1860 г. в Сейлеме группа адвентистов, отвергнувшая учение о бес­смертии души, основала адвентистскую христианскую церковь. В ре­зультате отхода части верующих от этой церкви возникла так назы­ваемая первозданная адвентистская христианская церковь.
195 Ортодоксальные миллериты практически
исчезли в начале XX века. В результате разногласий в адвентизме, возникших в связи с отношением к службе в армии в начале I мировой войны и смертью лидеров АСД Эллен Уайт, в 1926 г. в Готе (Германия) была создана организация адвентистов­реформистов.
Адвентисты ведут активную проповедническую и миссионер­скую деятельность в различных странах мира. В России активная дея­тельность адвентистов началась в конце XIX  начале XX вв., и про­должается до настоящего времени. В советский период деятельность адвентистов в России частично проводилась в подпольных условиях.
Аллилуйя  евр. «Слава Иегове»  прославление Богу.
Алтарь (лат.  возвышенное место)  место, служащее для жертвоприношения, первоначально в первобытных и политеистиче­ских религиях имел форму очага. В раннем христианстве, позднее  у католиков и протестантов  стол, на котором совершается евхаристия. В православном храме  его передняя часть, отделена от остального пространства иконостасом.
Амвон  место в православном храме, с которого во время бо­гослужения священник произносит проповедь, а диакон  ектении (прощения) и читает Евангелие.
Аминь  евр. «Да будет так».
Ангел  небесное существо, находящееся на службе у Бога. Ангел значит посланный.
Англиканская церковь  одно из основных направлений в протестантизме. Зародилось в Англии во время Реформации в резуль­тате разрыва местной католической церкви с Римом. В 1534 г. по спе­циальному акту произошло подчинение церкви королю. В 1534 г. Генрих VIII разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церк­ви. Реальной причиной конфликта с папской властью было желание короля разорвать брак. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным. В 1562 г. была провозглашена доктрина новой церкви, приближающаяся к протес­тантской, хотя многие ее ритуалы остаются близкими к католиче­ским. Новая реформированная церковь была названа англиканской.
С 1571 г.  Символ веры состоит из 39 членов. Сохранены: церковная иерархия (с епископатом и безбрачным духовенством), пышный культ, литургия, таинственное понимание евхаристии и т.д.
Краткий словарь по религиоведению 196
Англиканство ближе всего к католицизму и православию, особенно  так называемая Высокая Церковь. Низкая Церковь  более типичный протестантизм. Широкая Церковь  более экуменична.
"Реформация сверху", совершенная по политическим сообра­жениям, первоначально не вызывала каких­либо перемен в принци­пах церковной организации, а также доктрине и обрядности. Культ и догматика в ней остались в основе католической, но епископов на­значал король, а с зависимостью от папы было покончено. Как спе­цифическая разновидность христианства, англиканская церковь сло­жилась в течение продолжительного периода в результате серии ре­форм как протестантского, так и контрреформационного характера.
В истории англиканской церкви с самого начала большую роль играл кальвинизм, а в дальнейшем его влияние все больше уси­ливалось. Под его идейными знаменами в XVII в. произошла Англий­ская революция.
Окончательный облик англиканства сложился во время царст­вования Елизаветы I во второй половине XVI вв. виде "срединного пути" между классическим католицизмом и континентальным протестантизмом. В этот период была завершена разработка "Книги общих молитв" и 39 документов, содержащих основу англиканского вероучения.
Англиканство сочетает католический догмат о спасающей си­ле церкви с протестантским учением о спасении личной верой.
Характерной чертой англиканской церкви является ее еписко­пальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность.
В области догматики и обрядности примечательно разделение на два течения  "высокое", тяготеющее к католицизму, и "низкое"  протестантское. Эта особенность позволяет англиканской церкви вступать в экуменические контакты как с католической церковью, так и с протестантскими течениями.
Англиканства придерживается ряд церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организацион­ном единстве с Кентерберрийской епархией. В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организа­ций. Высшие иерархи этих фактически независимых церквей встре­чаются на периодических Ламбертских конференциях.
197 Английская англиканская церковь
является одной из государ­ственных церквей Великобритании наравне с пресвитерианской цер­ковью Шотландии. Ее главой выступает монарх. Архиепископы Кен­терберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Часть епископов за­нимает места в палате лордов парламента.
Антихрист  в христианской мифологии противник Христа и Бога, который (согласно Апокалипсису) должен явиться перед кон­цом света, незадолго до второго пришествия Христа, для борьбы с христианской церковью. Он возглавит темные силы, выступающие против Христа, но, в конце концов, будет побежден: его погубит оч­ная встреча с явившимся Христом.
Антихрист согласно новозаветным текстам  это "человек греха", посланник сатаны, действующий по его наущению и вопло­щающий в себе абсолютное отрицание христианской веры.
Общий срок творимых антихристом гонений  42 месяца, т.е. три с половиной года, что в зеркальном отражении отвечает продол­жительности проповеди Христа. Все это время на земле будет царст­во антихриста  царство морального зла, в котором "люди будут се­бялюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, непослушны родителям, неблагодарны, нечестивы, немилостивы, неверны слову, клеветники, невоздержны, безжалостны, чужды любви к добру, пре­датели, наглы, напыщенны, любящие наслаждение больше Бога".
Царство антихриста "в некоторой мере равнозначно возвра­щению к Хаосу": оно будет отмечено полным отрицанием общест­венных, моральных и религиозных ценностей и окончится сражением Бога и Дракона.
Средневековые толкователи (Блаженный Августин, Феодорит Кирский, Григорий Великий и др.), комбинируя новозаветные тексты с различными ветхозаветными пророчествами, "выстраивали развер­нутый сюжет жизни антихриста". Обычно предполагалось, что анти­христ будет иудеем из колена Данова; а наряду с этим существовало также очень древнее (но сохранившееся вплоть до XVIII в.) представ­ление об антихристе как об ожившем и чудесно возвратившемся им­ператоре Нероне, известном своими гонениями на христиан (по од­ной из распространенных версий, именно его имя было зашифровано под "числом зверя"  666). Местом рождения антихриста считали Ва­
Краткий словарь по религиоведению 198
вилонию, так как, во­первых, по преданию, именно туда ушло Даново колено, а во­вторых, Вавилон был популярным библейским символом мятежа против Бога. По некоторым версиям, антихрист должен ро­диться либо от блудницы, принимаемой за девственницу (пародия на девственное, "непорочное" зачатие Христа), либо от монахини, нару­шившей свой обет (как будущее воплощение отступничества), либо от кровосмесительной связи. Антихрист будет стремиться к власти, и, распространив славу своих мнимых добродетелей и чудес, победив на войне трех царей  египетского, ливийского и эфиопского, он захва­тит мировое господство и сделает себя предметом поклонения либо в оскверняемых христианских церквях, либо в восстановленном специ­ально для этой цели Иерусалимском храме. Помощником антихриста будет лжепророк. Когда антихрист придет к власти, почти все люди отступятся от веры и предадутся греху. И только горстка оставшихся верными укроется на Масличной горе (место Гефсиманского сада  последнего приюта Христа). Когда же придет срок, воинство анти­христа падет, и будет оно гибнуть от третьего часа (около девяти ча­сов утра) до вечера, и долина между Масличной горой и Иерусали­мом наполнится кровью. По некоторым версиям, антихрист, спасаясь от приближающегося Христа, поднимется на высокую гору и затем бросится вниз.
В разные времена "библейский образ антихриста соотносился с обликами исторических лиц, деятельность которых влекла не столь­ко бедствия народной жизни, сколько резкие и непонятные, угро­жающие "вере отцов" и устоявшемуся традиционному укладу жизни перемены". Фактически, начиная с XVII в., государство воспринима­лось значительной частью населения как "царство антихристово".
Апокалипсис  откровение Иоанна Богослова. 1) В обще­библейском понимании  любое откровение, пророчество, как прави­ло, о судьбе избранного народа. Изучением откровений и пророчеств в аспекте их отношений к избранному народу занимается апокалиптика. Первым апокалипсисом является Книга пророка Да­ниила. Важными апокалипсисами являются Книги Еноха, Варуха, Ездры, книги Сивиллы. 2) В христианском каноне завершающая кни­га Нового Завета. Основная часть Апокалипсиса написана, очевидно, на острове Патмос с середины 68 до начала 69 гг. Иоанном Богосло­вом. Ряд добавлений относится к 95­96 гг.
199 Основное содержание книги 
пророчества и видения будуще­го, открывшиеся автору через Бога. Согласно Апокалипсису челове­чество ожидает период бедствий, голода, болезней, после которых произойдет битва между армией Сатаны и небесным воинством во главе с мессией. Христианская церковь однозначно идентифицирует апокалиптического мессию с Иисусом Христом, хотя в тексте Апока­липсиса он выступает как "агнец", и его облик не отождествляется с принятым церковью обликом Христа.
В результате последней решительной битвы (Армагеддона) небесное воинство одержит победу, что будет сопровождаться вос­кресением святых мучеников, которые войдут в тысячелетнее царство божье. Армагеддон ознаменует конец земной истории. После этого произойдет воскресение всех когда­либо живших людей, которые предстанут перед божьим судом.
Апокалипсис отражает антиримские настроения ранних христиан. Будучи хронологически самым ранним каноническим христианским текстом, Апокалипсис отражает начальный этап фор­мирования вероучения. В нем отсутствует евангелическая мораль и преобладает дух социального протеста.
С превращением христианства в государственную религию многие идеи Апокалипсиса были объявлены еретическими, а сам текст было запрещено использовать в церковной практике. Интерес к Апокалипсису оживился в период Реформации, и многие его идеи были взяты на вооружение протестантами.
В бытовом значении Апокалипсис  Конец света, Страшный суд.
Апостол  человек, призванный Иисусом Христом для служе­ния.
Армянская Апостольская Церковь  входит в состав Древне­Восточных Церквей. По преданию, восходит к апостолам Фаддею и Варфоломею. Исторически образована в 320­е гг. трудами святого Григория Просветителя (ум. 335 г.), сын и преемник которо­го, Аристакес, был участником I Вселенского собора.
В период с 491 по 536 гг. окончательно отделилась от единст­ва Вселенской Церкви.
В настоящее время имеет епархии в пределах Армении и не­сколько других в Америке, Азии, Европе и Австралии.
Краткий словарь по религиоведению 200
Архиеспикоп  первоначально архиерей, глава крупной цер­ковной области, объединяющей несколько епархий. Впоследствии архиепископы стали называться архиеремиями, управляющими круп­ных епархий. В настоящее время в РПЦ  почетный титул, предшест­вующий титулу митрополита.
Атеизм (лат.  отрицание бога, безбожье)  представляет со­бой систему воззрений, отвергающих существование Бога. Атеизм отвергает веру в сверхъестественное (духов, богов, демонов, загроб­ную жизнь, бессмертие души и т.д.). Противопоставляет религии убеждение о естественно­закономерном бытии и развитии природы, общества и человека, о способности человека без какого­либо сверхъ­естественного вмешательства достигнуть мира, справедливости и благополучия.
Аум Синрикё (Религиозная корпорация "Аум Синрикё", Учение истины АУМ)  синкретическая секта, базирующаяся на буддизме ваджраяна. Название в переводе с японского означает "Путь к истинной энергии познания". Основана японцем Секо Асахара (на­стоящее имя Тадзуо Мацумото) в июле 1987 г. после восьми лет прак­тики буддизма в Гималаях. Догматические положения Аум Синрикё основаны на личности самого Секо Асахары, который именуется Ду­хом истины и рассматривается как Будда, Христос, Индра, король асу­ров, строитель всех мировых пирамид, основатель цивилизации камен­ного века, воплощение всех человеческих знаний, слуга Шивы. Кроме того, почитаются буддийские и индийские божества, среди которых особо выделяется Шива. В вероучении секты присутствуют элементы других направлений буддизма, а также даосизма и христианства. Веро­учение основано на сочинениях Секо Асахары "Инициация", "Махая­на­сутра", "Учение истины", "Татхагата Абидамма", а также самостоя­тельных переводах книг палийского канона. Учение считается эзотерическим и состоит из 20 ступеней секретных техник. Основным методом пропаганды является раздача листовок. Космогония секты основана на обще­ваджраянистских идеях, однако имеются и опреде­ленные расхождения. Первопричиной бытия считается столкновение трех Гун и произошедший вслед за этим Большой взрыв, давший тол­чок эволюции. Достижение нирваны считается возможным только для членов секты. Допускается прижизненное достижение состояния бодхисаттвы. Формально соблюдается принцип строгой ахинсы. Счи­
201 тается, что близок конец света и весь мир
погибнет в атомной войне, которая будет развязана Японией против США.
Духовная практика в основном заключается в пробуждении мистической энергии кундалини, которая дремлет в каждом человеке в районе соответствующей чакры. Для пробуждения кундалини нео­фит проходит непрерывный 60­часовой семинар с прослушиванием специальной музыки. Такие семинары (меньшей продолжительности) в дальнейшем проводятся еженедельно. Домашняя духовная практика состоит в поклонении алтарю с изображениями Асахары, Шивы и ближайших учеников Асахары, чтении мантр, медитации и прослу­шивании специальной музыки. Члены секты делятся на монахов, жи­вущих в общежитиях, и мирян, живущих дома и посещающих ежене­дельные собрания­семинары. Для вступления в секту достаточно за­полнить анкету и заплатить вступительный взнос (обычно $10). Пер­вую ступень посвящения неофит получает бесплатно, последующие  путем набора баллов (в основном за количество розданных листовок). Инициация ("вхождение в поток истины") занимает три дня. Кроме того, неофит подвергается "крещению огнем и духом" шактипатту, во время которого нажатием пальца учителя на лоб неофта от учителя передается энергия. Члену секты вменяется в обязанность либо ак­тивное жертвование (измеряемое в конкретных долларовых суммах), либо работа на секту. Поощряется миссионерская деятельность. К членам секты, покинувшим ее ряды, применяются меры воздействия вплоть до физической расправы.
Центр секты находится в Токио, штаб­квартира  в Фудзи. Филиалы в крупных городах Японии, на Цейлоне, в США, Германии и России. За все время существования секты ее численность достига­ла максимум 30 тысяч человек (из них 10 тысяч  в России). С марта 1995 г. деятельность секты запрещена во всех странах мира за орга­низацию террористического акта в токийском метро с применением боевого отравляющего вещества "зарин". Количество членов секты после запрета уменьшилось, но она продолжает функционировать, базируясь на частных квартирах.
Аятолла (араб.  знамение Аллаха)  высший духовный титул шиитских богословов, которые имеют право выносить религиозно­юридические заключения (фетву).
Краткий словарь по религиоведению 202
Белое братство (Великое белое братство, Юсмалос)  Тотали­тарная неохлыстовская синкретическая секта. Официально основана в 1990 г. в России, в Донецке, Мариной Цвигун и Юрием Кривоноговым.
Вероисповедание секты объединяет в себе элементы христианства, оккультизма, гностицизма и некоторых идей супругов Рерихов.
Догматика секты основана на убеждении, что небесный бог сочетает мужское и женское начало (соответственно Иисус Христос и Святой Дух) в едином лице и может сойти на Землю в том или ином виде. Марина Цвигун рассматривается как монада­эксплантация Иисуса Христа и Святого духа в одном человеке. Юрий Кривоногов выступает в виде пророка Иоанна Крестителя под именем Юоанн Свами. Оба руководителя секты якобы излучают особую энергию Живого Бога  фохат, с помощью которой совершаются чудеса, про­изводится крещение и уничтожаются инакомыслящие.
Большую часть догматики занимают эсхатологические моти­вы. Конец света был назначен руководством секты на 24 ноября 1993 г., и в этот день 144 тысячи сторонников секты должны были возне­стись на небо к божественной Дуаде (Марии Дэви Христос и Юоанну Свами) вершить Страшный суд над землянами. Избранные юсмалиа­не должны были составить седьмую расу Нового Иерусалима.
Адептам секты внушается, что время существования челове­чества завершается, и в этот период необходимо стойко сопротив­ляться Антихристу: не учиться, не работать, не участвовать в общест­венной жизни, не держать дома электроаппаратуру, не вступать в брак, чтобы не отдавать детей Антихристу. Разработана идея кодиро­вания разума через различные виды пищи, которые также запрещены к употреблению: грибы, мясо, яйца. Предписывается усиленный пост, постоянные молитвы, покаяния и ночные молебны. Для причащения используется "живая вода".
В 1993 г. в секте произошел раскол. Марина Цвигун прокляла Юрия Кривоногова, объявив его Антихристом, который совращал ее паству, запрещая им есть мясо. Часть сектантов остались вегетариан­цами, другие употребляют в пищу мясо.
10 ноября 1993 г. сектанты проникли в Софийский собор в Киеве, пытаясь провести там свою службу. Руководители секты были задержаны, деятельность ее запрещена. Часть секты ушла в подполье.
203 Секта крайне враждебно относится к
другим конфессиям, особенно к Русской Православной Церкви, которая именуется "невес­той сатаны". "Белое братство" имеет своих приверженцев в крупных городах Украины, Белоруссии и европейской части России. Макси­мальная численность сектантов в период расцвета секты достигала 7 тысяч человек, на конец XX в. составляет от 3 до 4 тысяч человек.
Основными источниками вероучения секты являются книги "Агни­йога", "Евангелие эпохи Водолея", "Третий завет", "Юсмалос".
Библия (греч.  «книга»)  библиотека древних идеологиче­ских, исторических и литературных памятников, созданных на Ближ­нем Востоке, на протяжении пятнадцати веков (XIII в. до н.э.  II в. н.э.) множеством авторов. Представители разных конфессий вклады­вают в это понятие не одинаковое содержание. Иудаисты считают ее комплексом из 39 книг, отобранным как священные из прочей лите­ратуры комиссиями древнееврейских ученых­богословов и сохра­нившимся до наших дней на древнееврейском языке. Эти книги иудеи и христиане объявляли каноническими, т.е. правильными. Для иудеев этим и ограничивается вся Библия. Для христиан (католиков и право­славных) они составляют лишь ветхозаветную ее часть. Для них обя­зателен и наиболее важен Новый Завет комплекс из 27 специфиче­ских христианских книг, написанных в I­II вв. н.э., дошедших до нас на эллинистическом греческом языке.
Бог  верховная сверхъестественная сущность, как правило, наделенная свойствами высшего разума и всеведения. Во многих религиях Бог является творцом мира и сущностью, определяющей судьбу этого мира и всех его обитателей.
В политеизме каждый из богов имеет верховную власть над какой­либо частью мирового целого. В монотеизме верховное боже­ство обладает свойствами абсолютного совершенства и всемогущест­ва, а также полной властью над всем миром.
Приближенность бога к человеку в воззрениях конкретной религии является важной характеристикой как самой религии, так и степени ее гибкости и приспособляемости к изменяющимся услови­ям.
В древних античных политеистических религиях боги были максимально приближены к человеку. Они не только имели анало­
Краткий словарь по религиоведению 204
гичный человеческому быт, но и постоянно общались с людьми, вступали в родственные отношения, торговали и т.п.
В монотеизме происходит качественный скачок в понимании бога. Бог переходит в полуабстрактную сферу (Теизм). Он может проявляться в виде человека, со всеми присущими человеку свойст­вами, но это скорее исключение из правил и никоим образом не ото­бражает реальной сущности бога. Сущность его во всех монотеистических религиях двояка  он и творение, и творец, он из НИЧЕГО создает ВСЕ, во всем присутствует и является ВСЕМ. В бо­лее ранних проявлениях монотеистических религий (например, буддизм и иудаизм) бог является максимально отстраненным, он где­то вне сферы человека. Постепенно, с гуманизацией общества, начи­нают проявляться идеи родства с богом как частного с общим. Это отражается в развитом христианстве, исламе и наиболее сильно в протестантизме, который в большинстве своих проявлений вообще отвергает необходимость церкви как промежуточного звена между богом и человеком (широко известен протестантский лозунг "Бог в тебе"). Это же относится и к некоторым направлениям в старообрядчестве.
Большинство богословов (особенно христианских) утвержда­ет принципиальную непознаваемость Бога человеческим разумом.
Вопрос о необходимости веры в бога для существования религии остается спорным. Некоторые направления восточных рели­гий, в частности, буддизма, отрицают существование бога, оставаясь при этом религиозным направлением.
Брахманизм  религиозная система, предшествовавшая и фактически являющаяся второй стадией формирования хинду­самая. Развивалась преимущественно на территории современной Индии в I в. до н.э. Брахманизм явился результатом приспособления к ведической религии местных культов индийского автохтонного насе­ления. Верховные божества  Брахма, Вишну и Шива. Большую роль в культе играли анимистические представления и почитание предков. В основе философии брахманизма лежат концепции сансары и кармы, исходящие, в свою очередь, из добрахманистско­ведических пред­ставлений. Брахманизм отличает сложный ритуал, обрядовая регла­ментация жизни. Аскетические подвиги рассматриваются как средст­во улучшения кармы.
205 Буддизм (Букке)  религиозно­
философское учение, которое возникло в Индии в VI  V вв. до н.э. Входит в Сань цзяо  одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма  индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного. Буддизм возник на северо­востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм бы­стро распространился по всей Индии и достиг максимального расцве­та в конце I в. до н.э  начале I в. н.э. Буддизм оказал большое влия­ние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытес­нен индуизмом и к XII в. н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освящен­ному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III в. до н.э., он охватил Юго­Восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
Уже в первые столетия своего существования буддизм разде­лился на 18 сект. Разногласия между сектами вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г. до н.э., в Вайшави в 367 г. до н.э., в Паталирут­ре в III веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буд­дизма на две ветви: хинаяну и махаяну.
Хинаяна утвердилась в основном в юго­восточных странах и получила название южного буддизма, а махаяна  в северных стра­нах, получив название северного буддизма.
Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых об­разует так называемую буддийскую культуру.
Философские концепции буддизма основаны на главных иде­ях брахманизма и, частично, ведизма. В буддизме хорошо развита теория реинкарнации, кармы, дхармы и нирваны.
Характерной особенностью буддизма является его этико­практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего, ритуализма, но и против абстрактно­догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско­ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута про­блема бытия личности.
Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих поло­
Краткий словарь по религиоведению 206
жений и, в частности, заключенному в них представлению об автоно­мии личности, посвящены все построения буддизма.
Страдание и освобождение представлены в буддизме как раз­личные состояния единого бытия: страдание  состояние бытия про­явленного, освобождение  непроявленного. То и другое, будучи не­раздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма  как космическая реальность.
Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее  угашение их страстности. Буддий­ский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомен­дует избегать крайностей  как влечения к чувственному удовольст­вию, так и совершенного подавления этого влечения.
В буддизме, в нравственно­эмоциональной сфере господ­ствующей оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязатель­ными и могут быть нарушены. В буддизме отсутствует понятие от­ветственности и вины как чего­то абсолютного, отраженьем этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами рели­гиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычной форме.
Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное не­причинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности.
В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавлива­ется практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостно­сти бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуг­лубленность. Практика созерцательного размышления служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из ос­новных средств преобразования психики и психофизиологии лично­сти. В качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия  положительный эк­вивалент угашения желаний  есть освобождение, или нирвана.
207 В основе буддизма лежит утверждение
принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразно­го психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противопо­ложности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивиду­ального и космического, психологического и онтологического и од­новременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно­материального бытия. Творческим нача­лом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его рас­пад: это волевое решение "Я", понимаемого как некая духовно­телесная целостность. Из неабсолютного значения для буддизма все­го существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созида­тельных стремлений у личности в буддизме следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку и миру, с другой  что в буддизме нет надобности в боге как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира.
Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. При этом произошло отожде­ствление высшей реальности буддизма  нирваны  с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превратился в его личное во­площение, став, таким образом, высшим объектом религиозных эмо­ций. Одновременно с космическим аспектом нирваны возникла косми­ческая концепция Будды, сформулированная в доктрине трикаи. Буд­дийский пантеон начал разрастаться за счет введения в него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начи­ная от семейно­бытовой и заканчивая праздниками, особенно услож­нился в некоторых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Очень рано в буддизме появилась сангха  монашеская община, из которой с течением времени выросла своеобразная религиозная организация.
Наиболее влиятельная буддийская организация  созданное в 1950 г. всемирное братство буддистов.
Краткий словарь по религиоведению 208
Литература буддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмер­ском, китайском, японском и тибетском языках.
Термин "буддизм" практически не имеет синонимов, за ис­ключением Японии, где он называется "Букке".
Буддизм распространен преимущественно в Китае, Таиланде, Японии, Бирме, Вьетнаме, Корее, Шри Ланке.
Ваххабизм  религиозно­политическое течение в суннитском исламе. Появилось в конце XVIII в. Название получено от имени Мухаммеда ибн Абд аль­Ваххаба, выступившего с пуританской про­поведью среди бедуинских племен в Неджде.
В начале XIX в. ваххабиты под руководством Саудидов обра­зовали в Неджде самостоятельное государство, влияние которого распространилось на большую часть Аравийского полуострова.
В 1818 г., в результате походов египетских войск, государство ваххабитов было ликвидировано. В течение долгого времени вахха­биты были под властью Рашидидов, вассалов Турции. В 1902 г. эмир Абд аль­Азиз ибн Сауд захватил Эр­Рияд. В 1924­1925 гг. ваххабиты завоевали Хиджаз и в 1927 г. образовали ваххабитское государство (современная Саудовская Аравия).
Ваххабиты проповедуют восстановление чистоты изначально­го ислама и единобожия, отвергают культ пророков, святых, палом­ничество к святым местам, отрицают суеверия, требуют от мусульман ведения аскетического образа жизни.
Ваххабиты преимущественно распространены в Саудовской Аравии, других странах Аравийского полуострова, в значительно меньшей степени  в Индии, Индонезии, Средней Азии, Кавказе, Се­верной Африке.
Великие праздники Русской Православной Церкви. К наи­более важным праздникам Русской Православной Церкви относятся:
а) двунадесятые праздники:
1. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи).
2. Вознесение Господне (в 40­й день по Пасхе).
3. Троица (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апо­столов (в 50­й день по Пасхе).
4. Крещение Господне  19 января.
5. Сретенье Господне  15 февраля.
209 6. Преображение Господне  19 августа. 7. Воздвижение Креста Господня  27
сентября.
8. Рождество Христово  7 января.
9. Рождество Богородицы  21 сентября.
10.Введение во храм Богородицы  4 декабря.
11.Благовещенье Пресвятой Богородицы  7 апреля.
12.Успение Пресвятой Богородицы  28 августа.
б) недвунадесятые праздники:
Обрезание Господне  14 января.
Покров Пресвятой Богородицы  14 октября.
Рождество Иоанна Предтечи  7 июля.
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла  12 июля.
Усекновение главы Пророка, Предтечи и крестителя Господня Иоанна  11 сентября.
Пасха к числу великих праздников не относится, т.к. считает­ся праздником праздников.
Веротерпимость  1) признание со стороны государства за гражданами права на исповедание любой религии (свобода вероиспо­веданий), уважительное и равное отношение ко всем религиям и церквам, действующим в соответствии с установленным законом по­рядком; 2) терпимость и взаимоуважительное отношение между рели­гиозными объединениями (конфессиями, церквами, деноминациями), между верующими различных религий, между верующими и неве­рующими.
Викарий (лат.  заместитель, наместник)  заместитель ду­ховного лица.
Голгофа (евр.  череп, круглый холм)  гористая возвышен­ность, где согласно Евангелиям был распят Иисус Христос.
Государственная религия  религия, законодательно при­знанная в качестве официальной идеологии государства, выполняю­щая роль духовно­идеологического основания его политики, являю­щаяся одним из обязательных элементов государственной системы образования и воспитания. В многоконфессиональном обществе го­сударственная религия пользуется исключительным приоритетом и поддержкой государства. Соответствующая ей религиозная ор­ганизация (церковь, мечеть и т. д.) принимает участие в решении
Краткий словарь по религиоведению 210
важнейших вопросов государственной жизни, полностью или ча­стично содержится за счет государственного бюджета.
Государственно­церковные отношения  совокупность ис­торически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей ме­жду институтами государства и религиозными организациями, одна из составных частей внутренней и внешней политики государства. В основе государственно­церковных отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и церкви в жизни обще­ства, их функциях, сфере деятельности и компетенции всех объектов этих отношений. Государства нормируют и закрепляют свои отноше­ния с религиозными объединениями, как правило, в конституциях и в специальном законодательстве о свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях. В последнем оговариваются социально­политические и организационные вопросы взаимодействия государ­ства и религиозных объединений, условия их хозяйственной, благо­творительной, просветительской деятельности, мировоззренческий аспект школьного и вузовского образования, возможность или невоз­можность функционирования религиозных структур в армии, пени­тенциарных и иных государственных учреждениях и т. д.
В мировой практике известны случаи, когда эти нормы под­крепляются двусторонними соглашениями между государством и конкретными церквами, либо международными конфессиональными центрами, например, конкордатами­специальными соглашениями между Ватиканом и правительствами тех или иных государств о по­ложении и правах верующих­католиков и католической церкви в этих странах.
Грузинская Православная Церковь. Входит в состав Церквей Вселенского православия. Первоначально подчинялась Ан­тиохийскому Патриархату. С 487 г.  автокефальная Церковь с цен­тром в Мцхете (резиденция верховного Католикоса).
При Сассанидах (VI  VII вв.) выдержала борьбу с персид­скими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI  XVIII вв.)  с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку Грузинского Православия. Следствием тяжелого политического по­ложения страны было вступление ее в состав Российской империи (1783 г.). Грузинская Церковь перешла в ведение Святейшего Синода на правах экзархата, а звание Католикоса было упразднено. Экзархи
211 же назначались из русских, что в 1918 г, явилось
причиной церковно­го разрыва с Россией. Однако в 1943 г. Московская Патриархия при­знала автокефалию Грузинской Церкви как самостоятельного Патри­архата. Возглавляет Грузинскую церковь Католикос.
Далай­Лама (монг. тиб.  «океан­учитель»)  титул полити­ческого (до присоединения в 1951 г. Тибета к КНР) и духовного гла­вы тибетского народа. Считается воплощением бодхисаттвы Авало­китешвары  бодхисаттвы милосердия. Всего насчитывается 14 таких земных воплощений. В настоящее время существует Далай­Лама XIV (Агван Лобсан тенцин­гьяцо, род. 1935), после 1959 г. проживающий в г. Дхармасале (Индия) и осуществляющий духовное руководство буддистами Тибета и других территорий, оказавшихся в сфере влия­ния тибетской культуры и тибетского буддизма (Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува и др.).
Даосизм  религиозно­философское учение, считается одной из трех главных религий Китая наряду с конфуцианством и буддиз­мом. Принципы философии даосизма изложены в книге «Дао дэ цзин», авторство которой приписывается основателю даосизма Лао­цзы. Философское учение складывалось на протяжении нескольких веков (IV­III вв. до н.э.). Даосизм как религия сформировался в нача­ле первых веков нашей эры.
Основным содержанием учения является понятие «дао», яв­ляющееся сущностью и первопричиной мира. Это естественный «путь», по которому следуют все люди и весь окружающий мир, за­кон спонтанного возникновения, развития и исчезновения Вселенной. Соблюдение принципа следования дао тесно связано с понятием «увэй»  «недеяние», приводящее к совершенству, полной свободе, успеху и процветанию. Всякое деяние, не соответствующее дао, при­водит к неудаче и гибели. Истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, не печалится о жизни и смерти, пребывает в спокой­ствии и гармонии.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Появление буддизма в юго­восточной азии центров основание
Зеленков М. Мировые религии история и современность религиоведения 1 религии
Буддизм

сайт копирайтеров Евгений