Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

доход. Другие ордены, которые не причисляют себя к указанной группе обладают правом зарабатывать деньги идущие в церковную казну или на благотворительные цели.
Особое место среди католических монашеских орденов занимал и занимает орден иезуитов, основанный в 1534 г. испанским монахом Игнатием Лойолой. Орден подставляет собой элитарное «государство в государстве» со строгой централизацией (абсолютная власть внутри ордена принадлежит генералу ордена), строгой субординацией и беспрекословным подчинением младших старшим. В настоящее время орден иезуитов руководит 177 католическими университетами и культурными центрами, рассеянными по всему миру, а также 500 школами, которые посещают 1,5 млн. человек. Этот орден, так же как и другие (всего в католической церкви около 140 монашеских орденов), активно занимается религиозно-политической пропагандой, религиозно-воспитательной и другой деятельностью в различных уголках мира. Поразительна миссионерская деятельность католических монашеских орденов Доминиканцы, например, называвшие себя «псами господа» (Domini canes), что было созвучно с именем монаха Доминика, основавшего орден в 1216 г. уже в 1233 г. появились на Руси и основали под Киевом свой монастырь. В 1247 г. они проникли в Монголию, а в 1272 г. в Китай, затем в Японию и другие азиатские страны.
Ордену иезуитов принадлежит «заслуга» создания так называемой униатской церкви среди православного населения в Польше, в Литве, в западных землях Белоруссии и Украины. Потерпев неудачу в нескольких попытках распространить здесь католицизм силой, иезуиты прибегли к хитрости и обману. Они учредили церковь «восточного обряда», где сохранялся православный культ, но считалось обязательным упоминание «патриарха Вселенского Папы римского». В 1596 г. было объявлено о создании Брестской унии, униатской церкви «восточного обряда», перешедшей под юрисдикцию папы Римского. Сразу же на этих землях православие было объявлено вне закона и подвергалось жестоким гонениям. Особенно трагичным было положение православных верующих в Польше. На Украине более 700 храмов были превращены в униатские, а в 1692 г. была принуждена к унии последняя православная епархия Львовская. И только присоединение Украины (Малороссии) к России остановило эту экспансию католицизма на Восток
87


Католическая церковь на протяжении всей своей истории проявляла суровую нетерпимость к инакомыслию. Вопреки духу заповедей Христовых иерархия создала суды инквизиции. Система инквизиции (от лат. - розыск) включала в себя такую последовательность: донос - обвинение следствие - допрос - пытки - приговор - аутодафе (публичное объявление приговора и сожжение на костре). Преступления «святой» инквизиции, совершенные в течение шести веков, сохранялись в тайне и стали известны только в результате завоеваний Наполеона, отменившего инквизицию на территории завоеванных им стран.
3. Католицизм в России. На территории славянских народов католичество стало появляться со второй половины IХв. Папа Григорий VII в ХI в., используя междоусобную борьбу русских князей, попытался расширить сферу своего влияния на Востоке с помощью финансовой и военной поддержки отдельных княжеств, а в ХIII в. Иннокентий III благословил рыцарей-крестоносцев Тевтонского и Ливонского орденов на захват северных русских земель. И хотя князь Александр Невский нанес им сокрушительное поражение, Ватикан и в последующие века не оставлял попыток распространить свое влияние на народы России. Подобные действия Святого Престола обусловили негативное отношение к католицизму в России на протяжении нескольких столетий. Вплоть до XVIII в. в Российском государстве практически не было построено ни одного католического храма, да и католиков были единицы.
Официальные отношения между Россией и Ватиканом стали складываться при Екатерине II и в конце XVIII в. между ними был заключен конкордат. С некоторым перерывом папский нунций, аккредитованный с этою времени в России, находился здесь вплоть до 1917 г. К началу XX в. католическое население Российской империи насчитывало свыше 10,5 млн. человек. В общей сложности действовало более 5 тыс. католических костелов, в которых служило 4,3 тыс. священников. На территории России также действовало 8 мужских и 16 женских католических монастырей, в которых проживало свыше 700 монахов и монахинь. Первыми католическими орденами, получившими распространение в России с 1724 г. стали францисканцы и доминиканцы. Позже появились августинцы, кармелиты, мериане и другие. Члены монашеских католических
88


орденов занимались не только миссионерской, но также просветительской и благотворительной деятельностью созданием школ, больниц, приютов.
В СССР католическая церковь разделила участь всех других церквей. Непросто складывались отношения между Ватиканом и новым государством. Революционные перемены породили у Святого Престола надежду на возможность активизации католической церкви на территории бывшей Российской империи. Однако утрата православием положения государственной религий и уравнение ее в правах с другими религиями не принесли католикам ожидаемых свобод. Католицизм, как и православие, попал под пресс преследования и унижения.
Камнем преткновения в отношениях между Ватиканом и СССР стал вопрос о судьбе грекокатоликов (униатов) верующих, предки которых перешли в конце XVI в. во время русско-польской войны за Украину под духовную власть Римского папы. Эти верующие оказались в СССР в результате воссоединения всех украинских земель в составе УССР в 1939 г. Столкнувшись с беззаконием сталинского режима, некоторые представители униатского духовенства приветствовали гитлеровских оккупантов как освободителей в 1941 г. Однако в конце Великой Отечественной войны лидеры униатства осудили злодеяния фашистов и начали искать согласия с советскими властями. Советская власть, несмотря на все это, подвергла репрессиям почти все униатское духовенство и в 1946 г. под предлогом добровольного желания верующих вернуться в православие распустила саму Украинскую католическую церковь восточного обряда.
Первые деловые контакты между Ватиканом и СССР в послевоенный период был установлены при Н. С. Хрущеве после того как Советский Союз вместе с другими государствами обязался уважать неприкосновенность Ватикана как суверенного государства в случае войны.
После долгого перерыва в 1990 г. в Москве приступил к выполнению обязанностей папский нунций в россии. к настоящему времени Святой Престол установил дипломатические отношения со всеми странами СНГ. В 1990-1991 г. Ватикан приступил к реформированию структуры Римско-католической церкви действовавшей на территории тогдашнего Советского Союза и в России в частности. Папа Иоанн Павел II возвел апостольского
89


администратора Минска епископа Тадеуша Кондрусевича в сан архиепископа и назначил его апостольским администратором для католиков европейской части России с резиденцией в Москве. Апостольским администратором азиатской части России с резиденцией в г.Новосибирске был назначен епископ Иозеф Верт. В настоящее время в России действуют около 200 католических приходов, две духовные семинарии, колледж католической теологии им. Фомы Аквинского. Создано католическое информационное агентство «Истина и жизнь», издается одноименный ежемесячный журнал на русском языке с постоянными рубриками «Москва католическая», «Католичество и Россия», «Русские католики».
3. Проблемы социального развития мира в католицизме. Начало современному осмыслению социального развития мира в католицизме положила энциклика папы Льва XIII «Рерум новарум» («Новые вещи», 1891 г.), имевшая подзаголовок «О положении рабочего класса, или о так называемом социальном вопросе». В этой энциклике содержится анализ социально-экономической ситуации конца XIX в. и определены основные задачи по разрешению конфликтов между рабочими и работодателями.
Отмечая наличие «социального вопроса» и классовой борьбы как реальных фактов, Лев XIII усматривает их причину в ошибочном общественно-экономическом устройстве, при котором рабочие чувствуют себя одинокими и беззащитными. Следовательно, церковь должна выступить в защиту трудящихся, которые подвергаются жестокой эксплуатации. Этому способствует чрезмерная концентрация собственности в руках «немногочисленной горстки богачей» которая держит практически в рабском положении огромное число пролетариев».
Однако, по утверждению папы, еще более порочным и неприемлемым является социалистическое решение проблем, так как оно имеет своей целью ликвидацию частной собственности, которая служит источником бережливости и средством улучшения жизни. Кроме того, ликвидация частной собственности противоречила бы установленному свыше естественному праву - ведь Бог дал земные блага всем людям и дал потому, что они обладают
90


разумом и, следовательно, способностью позаботиться о своих потребностях. По мнению папы, личная собственность является основой свободы человека, в то время как «общая», обезличенная собственность чревата социальным расстройством: она не создает возможности для развития личности, ее таланта, ограничивает инициативу человека, способствует его порабощению. Папа выступает сторонником «здоровой социальной политики», субъектами которой должны быть церковь, государство и профессиональные объединения самих рабочих. Роль церкви в этой сфере выражается в функциях учителя, воспитателя и субъекта практической любви к ближнему.
Дальнейшим развитием социальной доктрины католицизма явились энциклики папы Пия XI «Квадрагезимо анно» («В год сороковой», 1931) и «Дивини редемпторис» («Божественное искупление», 1937), в которых активно пропагандировалась выдвинутая фашистами идея корпоративизма как союза рабочих и работодателей. Папа безоговорочно одобрил тезис фашистских идеологов о необходимости создания такого государственного устройства, которое было бы основано «на мирном сотрудничестве социальных классов, ликвидации социалистических организаций и нейтрализации их поползновений».
После того как фашизм стал в Западной Европе основной антикоммунистической и антисоветской силой, Ватикан превратился в его естественного союзника. В конце 30-х гг. Ватикан всячески подталкивал фашистов к развязыванию войны против СССР. Подобный курс существенно подорвал авторитет католической церкви.
В социальной программе папы Иоанна XXIII (начало 60х гг.) прослеживается стремление устранить существующие противоречия между богатыми и бедными и способствовать развитию рыночной экономики с умеренной регулятивной функцией государства. В начале 70-х гг. с резкой критикой эксплуатации человека труда, колониализма, национализма и расизма, угнетения «богатым Западом» стран «третьего мира» выступил папа Павел VI. По его мнению «в случае очевидной и длительной тирании существенно нарушающей права личности и наносящей вред общему благу», в обществе допустимы социальные революции.
Много нового в социальное учение католицизма привнес понтификат Иоанна Павла II (с 1978 г.). В целом
91


для этого папы характерен пессимистический взгляд на развитие современного мира. Он много говорит и пишет о тех бедствиях, которые обрушились на современную цивилизацию, предупреждает о возможности самоуничтожения человечества, рисует трагедию существования современного человека. В качестве рецепта для разрешения многочисленных проблем, порожденных цивилизацией - угрозы экологической катастрофы и ядерной войны, пороков общества массового потребления, нарушения прав и свобод человека и т.п., - папа предлагает воплотить в жизнь социальное и этическое учение церкви, придерживаться принципов приоритета личности над вещью, духа над материей. В одной из своих последних энциклик - «Центезимус аннус» («Сотый год», 1991 г.) Иоанн Павел II, характеризуя события в Восточной Европе на рубеже 80-90-х гг., пишет: «Можно ли сказать, что после падения коммунизма капитализм является социальной системой, которая его заменит, и что к нему должны быть направлены усилия стран, стремящихся восстановить свою экономику и своё общество? Такую ли модель следует предложить странам Третьего мира, которые ищут путь к подлинному прогрессу в экономике и в гражданском обществе ?» Однозначного ответа на этот вопрос у церкви нет, разъясняет Иоанн Павел II. Это потому, что ни одно земное общественное устройство католическая церковь не считает совершенным.
Иоанну Павлу II принадлежит ведущее место в разработке современного варианта социальной роли и функций церкви. Церковь предстает в его энцикликах как своеобразный надструктурный институт, не связанный ни с каким общественным строем. Она должна выполнить важную миссию, заключающуюся в освобождении мира от социальных, политических и экономических конфликтов несоциальными, неполитическими и неэкономическими методами. С этой миссией церкви связано и представление ее иерархов о церковной политике. Политика церкви истолковывается Ватиканом исключительно как форма духовного пасторства в мире, служения людям с помощью Евангелия. Не случайно Иоанн Павел II многократно обращался к священнослужителям с призывами избегать участия в политической деятельности.
Современное социальное учение католической церкви большое внимание уделяет проблемам семьи
92


нравственной субстанции общества. Кризис семьи, связанный с разрушением ее патриархальных основ и ростом сексуальной свободы, поставил под вопрос существование одного из гарантов нравственного благополучия общества. Тенденция роста разводов наравне с падением привлекательности семьи вызывает нравственное сопротивление церкви, которая активно выступает против проституции, порнографии, распущенности, безграничной сексуальной свободы. Католическая церковь считает преступлением против человека и человечества аборты - самый безнравственный акт, приносящий в жертву новому сексуальному сознанию незащищенную человеческую жизнь.
Одним из самых важных моментов в социальном учении католицизма является его отношение к государству Католическая церковь как надгосударственное образование постоянно боролась против всевластия государства, хотя основной социальный идеал церкви связан прежде всего с государством. Государственная власть, по её мнению, есть начало порядка, она происходит от Бога. В то же время применение насилия вызвано грехопадением человека. В своей главной функции охраны добра и борьбы со злом государство служит задаче спасения человека и образует единство с церковью. Это единство обуславливает естественное сотрудничество между церковью и государством, где государство выступает материальной опорой церкви, а католическая церковь - его духовной опорой.
В социальной доктрине католической церкви большое внимание уделяется проблеме войны и мира. В традиционном истолковании социальной доктрины, основу которой составляет учение Ф. Аквинского, война (справедливая) представляется как средстве самозащиты, как естественное средство восстановления международной справедливости. По мнению папы Иоанна XXIII и его сторонников, в отличие от традиционного представления война в современном мире может перерасти в тотальную, поэтому церковь должна определенно высказаться за пацифизм. Другое направление в католицизме выступает против пацифизма, доказывая что даже сегодня нельзя смешивать такие понятия, как «война» и «тотальная война». Его приверженцы считают, что не всякая современная война может привести к применению оружия
93


массового уничтожения, поэтому можно говорить о «конвенциональной войне», где сохраняет свое значение традиционная трактовка войны, ведущейся, по выражению Ф. Аквинского, на «достаточном основании». В настоящее время в международной политике линия церкви направлена на укрепление силы международного права, на поддержание между странами добрососедских отношений, противодействие тоталитарным режимам, содействие укреплению международного единства вместе с ростом влияния международных организаций, особенно ООН, с правом вмешиваться в разгорающиеся вооруженные конфликты.
Особую позицию католическая церковь занимает в вопросе о развивающихся странах, где конфликт богатства и бедности, социальная несправедливость приобрели особенно острый характер. Церковь призывает развитые страны оказывать действенную поддержку этим странам, избегая при этом политики неоколониализма. Усиленное внимание в последнее время обращено к странам Восточной Европы, восстановление в которых нормальной жизни крайне сложно без помощи извне. В одном из своих выступлений Иоанн Павел II заметил следующее: «Помощь со стороны других стран, прежде всего, европейских, составляющих часть той же самой истории и несущих на себе ответственность, является долгом справедливости.»
В современной социальной доктрине католической церкви находят свое развитие и другие проблемы, такие, как демократия, культура, экология и т.п. Эволюция проблематики осуществляется не только в направлении углубления религиозного ее истолкования, но и с учетом необходимости гуманистического преобразования общества. Многие проблемы социального развития находятся в центре внимания нынешнего папы Иоанна Павла II.
Папа Иоанн Павел II (в миру Кароль Войтыла) родился 18 мая 1920 г. в городе Вадовицы близ Кракова, в семье мелкого служащего. Перед войной поступил в Ягеллонский университет (Краков), где не только изучал философию и польскую филологию, но и создал студенческий театр, для которого сам писал пьесы, где исполнял главные роли. Изза закрытия университета немецко-фашисткими оккупантами был вынужден прервать учебу. До освобождения Польши в 1945 г. работал на химическом
94


предприятии близ Кракова, а затем в каменоломне, одновременно посещая занятия (с 1942 г.) в нелегально действовавшей католической семинарии.
В 1946 г. принял сан священника и в течение двух лет учился в Римском католическом колледже «Ангеликум», где защитил кандидатскую диссертацию. До середины 50-х гг. преподавал в семинариях и на теологическом факультете Ягеллонского университета, а после упразднения этого факультета в 1954 г. работал на кафедре этики Люблинского католического университета. В 1958 г. защитил докторскую диссертацию «Оценка возможности создания христианской этики на основе системы Макса Шелера». Является автором книг «Любовь и ответственность», «Личность и поступок» и около 800 философскотеологических статей.
С 1958г.- епископ, затеи архиепископ (1964 г.), кардинал (1967г.), митрополит Краковский. Принимал активное участие в подготовке документов II Ватиканского собора (1962-1965), 24 октября 1978 г. был избран на высший пост вРимско-католической церкви и взял себе имя Иоанн Павел II. За всю историю церкви это первый папа - не итальянец. При Иоанне Павле IIСвятой Престол установил дипломатические отношения с 40 странами и возобновил прерванные связи еще с шестью.
Папа Иоан Павел II является автором социальных энциклик: «Богатый в милосердии», «Трудом своим», «Забота об общественном» и др. По мнению папы социальные конфликты проистекают в обществе из-за обусловленного грехом разлада в самом человеке и дезинтеграции его с миром.
Католическая церковь сегодня располагает огромными финансовыми средствами, широкой сетью информационных систем, она финансирует и организационно поддерживает множество католических школ, колледжей, институтов и университетов, а также исследовательских центров в системе папской Академии наук. Она продолжает оказывать заметное влияние на духовное состояние народов всего мира.

Основные даты

1204 г. - захват Константинополя крестоносцами;

95


1216 г. - основание доминиканского монашеского ордена;
1225 -1274 гг. - даты жизни Фомы Аквинского, видного католического богослова и философа;
1439 г. - Флорентийская уния, попытка объединить католическую и православную церкви;
1534 г. - основание Игнатием Лойолой ордена иезуитов;
1596 г. - учреждение Брестской церковной унии;
1869-1870 гг. - I Ватиканский собор;
1962-1965 гг. - II Ватиканский собор;
1978 г. - избрание на папский престол Иоанна Павла II;

Основные понятия

Папа(папство), костел, католицизм, индульгенция, инквизиция, понтификат, месса, целибат, ордены, иезуиты, доминиканцы, бенедиктинцы, примас, униатство, реквием, Святой Престол, филиокве, капеллан, кардинал, энциклика, булла, Ватикан.

Вопросы для контроля

1.   В чем состоят особенности католицизма?
2.   Когда и как возникло папство?
3.   Каковы догматические, обрядовые и организационные различия католической и православной церквей?
4.   Что такое инквизиция?
5.   Какие монашеские ордены наиболее известны в католической церкви?
6.   Как католическая церковь рассматривает проблему войны и мира?
7.   Каково отношение к Римско-католической церкви в постсоветской России?

Темы рефератов

1.   Особенности католического вероучения и культа.
2.   Организация Римско-католической церкви.
3.   Ватикан.
4.   Социальное учение католицизма.
5.   Жизнь и деятельность Иоанна Павла II.
6.   Католицизм и глобальные проблемы современности.

96


Темы контрольных работ

1.   Католицизм в современном мире.
2.   Социальные воззрения Иоанна Павла II.
3.   Политическая деятельность Ватикана в XX в.
4.   Место и роль монашеских орденов в католицизме.
5.   Второй Ватиканский собор.
6.   Католицизм в России.

Задания для самостоятельной работы

1.   Определите отличительные особенности католического культа. Кому принадлежат следующие имена: Фома Аквинский, Игнатий Лойола, Иоанн Павел II ?
2.   Охарактеризуйте роль Римско-католической церкви в жизни современного мира.
3.   Дайте оценку современного состояния отношений между Ватиканом и Русской православной церковью.
4.   Решите кроссворд по теме

Католицизм


97


1.   Полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.
2.   Централизованное монашеское объединение, действующее согласно уставу.
3.   Алтарный выступ в христианском храме.
4.   Ягненок, которого использовали как жертвенное животное.
5.   Обязательное безбрачие католического духовенства.
6.   Магические культовые обряды, совершение которых, по церковному вероучению, предает людям сверхъестественную силу.
7.   Подземное царство, местопребывание душ грешников.
8.   Лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов.
9.   Клятвенное обещание, которое верующие дают Богу.
10. Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению.

Литература

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В русской православной церкви   церковнославянский
Независимо от его отношения к религии
Начинается главный общемусульманский праздник ид аль адха
В великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии
Трикирием епископ благословляет во время богослужения верующих

сайт копирайтеров Евгений