Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Велит Господь брега (реки) вместе содвинути, И велит Господь перстием (землей) засыпати, Чтобы не слыхать от грешных голосу. Ни стенания, ни рыдания, Ни ручного восплескания133.

Итак, резюмируя все до сих пор сказанное о загробной жизни на основании заплачек, причитаний, духовных стихов и т. п., мы неизбежно приходим к тому выводу, что в народном сознании по этому предмету отражалось, главным образом, два элемента — элемент язычества и христианства. Первый хотя расходится с последним и даже противоречит ему, однако живет с ним, как наследие предков, и налагает на привившиеся к нам христианские элементы смысл языческий. Народ бессознательно и безотчетно относится с суеверным уважением к прежним языческим верованиям, твердо веря, что всякое отступление от них ведет за собой неминуемое наказание: вследствие этого язычество давностью времени не уничтожается окончательно, а только осложняется новыми приращениями, продолжая существовать в народном сознании рядом с христианством. Христианство насколько очищает или вовсе подавляет его, настолькои проливает ясный свет на народные представления о загробной жизни, но этого оно достигает не вполне, а только отчасти; больше же всего в них отражается сплав разнородных и разновременных мировоззрений и религиозных наслоений, в чем, конечно, нельзя не видеть оправдания исторического закона, по которому, как мы раньше говорили, всякое старое верование, смененное новым, не уничтожается окончательно, а долго живет с последним, пока через ряд взаимных уступок не образует новый организм.

Ввиду этого желательно, чтобы наши пастыри и учителя церкви в деле проповедования слова Божия не ограничивались, как было в старину, одними голословными обличениями остатков язычества, а старались выяснять перед своими пасомыми и слушателями их действительное происхождение и смысл, сопоставляя их, конечно, вместе с тем, с чисто православным учением о подобных предметах, — особенно, чтобы они всегда имели в виду, что главное препятствие к утверждению и полному торжеству христианства в нашем отечестве заключается в теоретических представлениях нашего народа и его языческом понимании тех или других элементов христианской религии.

Я. К. Генерозов

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА О СМЕРТИ И ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

1. Агапкина Т. А. Славянский обычай «греть покойников» // Эт-

ногенез, этническая история и культура славян. М., 1985.

С. 43 - 46.

2. Актуальные проблемы суицидологии. М., 1987

3. Амбрумова А. Г. Свел счеты с жизнью // Сельская жизнь 1989.

4. Амбрумова А. Г. Постовалова Л. И. Мотивы самоубийств //

Социол. исследования. 1978. № 6.

5. Антоненко В. 3. Социальная природа эволюции религиозных

представлений о посмертном существовании. М., 1986.

6. Балто-славянские этнокультурные и археологические древно

сти. Погребальный обряд: Тезисы докладов. М., 1985.

7. Бердяев Н. А. О самоубийстве. М., 1992.

8. Борисов С. Б. Личные документы как источник суицидальной

информации. М., 1993.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В народном сознании по этому предмету отражалось
Земляных поклонов

Потом это представление было перенесено на людей

сайт копирайтеров Евгений