Пиши и продавай! |
21 «У коренов, в Бирме, душа называется « Ieipja » — бабочка, так как бабочки рисуются в их воображении как блуждающие души покойников [224, 277]. 28 Слышано автором в Меленковском уезде, Владимирской губ. Голубь, изображенный на могильных памятниках, у литовцев явля ется знаком отлетевшей души[32, 141]. У германцев же существует поверье, что когда тонет корабль, то души утопших поднимаются из воды и возносятся на небо белыми голубями [19, 13]. сказывать им срок их жизни, и потому, увидя ее, об ращаются к ней с такими словами: «Кукушка, ку кушка, сколько лет мне жить? >> и по числу ее кукова ний, полагая каждое за год, заключают, сколько лет осталось до смерти. Представление души в образе птиц послужило основанием существующего и теперь у кре стьян Курской губ. обыкновения кормить птицу в про должение 6 недель по смерти кого-либо из семьи, с этой целью родственники умершего каждое утро осы пают могилу хлебными зернами [116, 82] 27 . Уподобляя явления природы, особенно дождевые облака, различным животным, древний человек с течением времени, с одной стороны, в силу долговре менного употребления этого уподобления, с другой — в силу привычки, стал принимать метафоры за простые, непереносные выражения. В силу чего, связав представление души с образом животного, он отож дествил ее впоследствии буквально. Между такими образами животных, принимаемых душами, по всей вероятности, более употребительными были у пред ка образы тех животных, которых он чаще встречал. Наследие древних представлений души в образе животных мы на Руси можем усматривать в северной похоронной причети, где плакальщицы, оплакивая по койника, выражаются: Покажись, приди, надежная головушка, Хоть с под кустышка приди да серым заюшком, Из под камышка явись да горностаюшком [18, 19, 218]. Что у наших предков было представление души в образе животных, это подтверждается существованием таковых представлений у родственных славян ских племен — чехов и сербов, которые считают мышь образом души [13, 30]. По словам же Потебни, 27 То же можно встретить и в Покровском уезде Владимирской губ. представление о душе в образе мыши существовало и у всех других славянских племен [148, 171]. С развитием сознания о человеческом достоин стве представление души в своем развитии у предка приняло форму антропоморфическую. Оправдание этого мы находим в похоронной причети, где представления души встречаются то в образе доброго мо лодца, то калеки перехожей, то купца московского. Приди-появись, сердечно мое дитятко, Хоть к крылечку приди добрым молодцем, Хоть незнамой калекой перехожей, Хоть купцом приди московским [18, 104]. Остаток древнего представления души в образе че ловека можно усматривать из духовного стиха «О бед ном Лазаре», где сказано: Возьмите душу вы (ангелы) Лазареву, Несите ее вы под правую руку, Посодъте ее вы во светлом рай [21, 63, 70]. Здесь слова: «несите ее (душу) под правую руку» указывают нам, что душа, как и человек, имеет руки, а такое представление не могло быть в христианстве, где душа признается нематериальной сущностью. Было еще у предка антропоморфическое представ ление души в виде тени, легкой как воздух и неулови мой для осязания. Тени эти у наших предков носили название «навье». В летописи под 1092 г . говорится, что жители Полоцка были избиваемы мертвецами — неуловимыми для взора привидениями: «и не бе их видети самех, но конь их видети копыта, и тако уязв- ляху люди плотьскыя и его (их) область; тем и челове- цы глаголаху, яко навье бьют полочан» [143, 92] i 8 . 28 Африканское племя лоанго верит, что душа есть тень и имеет forma corporis с живым дыханием. Эта тень тесно связана с телом и исхо дит из него по смерти [251, 154]. Ибо здесь видна более простая форма представления частного суда |
|
|
|