Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Систематизаторская деятельность. "О началах" Оригена: раскрытие вопросов, связанных с бытием Божием, бесплотными духами, творением мира, природой и будущим души, а также с истолкованием Св. Писания. "Большой катехизис" свт. Григория Нисского: о вере, о Св. Троице, о Боговоплощении, об Искуплении, таинствах и эсхатологии.

"Монографическая" деятельность - исследование отдельных фундаментальных богословских тем: "О Св. Духе" Василия Великого, "Об устроении человека" свт Григория Нисского (ок. 379), "О Троице" бл. Августина (399 - 419)43.

Эпистолярное (пастырские послания и частные письма) и экзегетическое (библиологические толкования и проповеди александрийцев и Отцов Церкви) наследие. Пять константинопольских "Богословских слов" свт. Григория Богослова (380) - авторефлексия богословия как познание самого богопознания и его границ.

Внешняя граница начального периода теологии. "Платонова теология"и "Начала теологии" Прокла (+ 485) - "эллинистический ответ" христианскому богословию и имитационно-оппозиционная (в результате "пародийная") реакция на христианское "присвоение" эллинской тео-логии.

Церковность основных видов богословской деятельности - и катхизаторской, и преподавательской. Неизменная, хотя и неоднообразная связь с церковными институтами и Преданием Церкви на стадиях раннего, патристического и схоластического периодов. Богословие как особое церковное служение "народу Божьему"(ср. деятельность преп. Максима Исповедника, преп. Иоанна Дамаскина, Альберта Великого, Фомы Аквинского и других), синергийное пасторскому44 и основывающееся на Апостольском Предании, но направленное в большей мере за исследование истины, чем за ее хранение (равная необходимость новаторства и консерватизма). Определение о. И. Конгара: "Теология - это дискурс, через который верующие развивают и выражают содержание своей веры как она исповедуется Церковью; с этой целью теолог использует ресурсы культуры и сосредоточивается на тех вопросах, которые перед ним ставит время"45.

2.3. Существует ли теология за границами христианства? Позиция 1): существуют в двух других теистических религиях (иудаизм, ислам); позиция 2): существуют во всех религиях в том или виде (движение "компаративной теологии" в рамках борьбы "религиеведческого интернационализма" за "глобальный плюрализм во всем мире"). Корректная постановка вопроса: в какой мере можно говорить о параллелях вышеприведенным компонентам теологии в инохристианском мире?

Ислам. "Калдм": параллели лексические (букв. "речь, рассуждение") и фукциональные - рассуждения на религиозно-философскую тему, с дальнейшим делением "рассуждающих" (муттакаллимы) на направление 'илм ал-калам (толкование вероучительных положений на основании разума)46 и талкид (на основании следования авторитетам). Параллели в видах деятельности "рассуждающих" - религиозное преподавание и ведение дискуссий по проблематике богословского содержания с заявкой диспутантов на "правоверие" в рамках недискуссионного вероучения (о единобожии и пророчестве Мухаммеда). Основные предметы дискуссий мутазилитов, первой школы калама, с VII - VIII вв. в хронологической последовательности: проблема верховной власти в мусульманской общине и ее происхождения ("социального" или божественного); проблема "границ общины" (в какой мере тяжко согрешившие могут оставаться "правоверными"); проблема степени предопределенности всей жизнедеятельности человека волей Аллаха (фаталисты и их оппоненты); проблема соотношения сущности Божества (аз-зат) и его атрибутов (позиции признающих реальность атрибутов и отрицающих их); проблема сотворенности Корана ( зависимость ее решения от решения предыдущей, так как признавать "авторство" Аллаха - значит признавать его атрибуты). Параллели в формулировках "основоположений веры" - с IX в.. Параллели в создании не только полемических сочинений, но и "компендиев по основам религии" (усул ад-дин), ср. "Учения мусульман" Ал-Ашари (Х в.). "Догматизированные" позиции ашаритов. Основные различия. Отсутствие Церкви, от лица которой мог бы говорить теолог. Отсутствие, вследствие этого, церковной институциализации его деятельности и возможности церковного признания признаваемых им "догматов" и его собственного вероизложения (метафоричность в применении к исламу самих понятий "ортодоксия" и "ересь"). Начало деятельности иудейских мутакалимов с Х в. (Саадья бен Иосиф) - фактическая имитация теологической деятельности в исламе. 13 приницпов иудаизма (начиная с единобожия) у Маймонида (XII в.). Наличие указанной "теологической неполноты" ислама и в иудаизме.

Принципиальная неприменимость понятия "теология" к религиозному дискурсу за пределами конфессиональных - вероучительных и вероисповедных - религий. Культурологическая безграмотность в расширении объема понятия "теология" до "теологии подразумеваемой" в архаических и этнических религиях. Логическая противоречивость в применении самого термина "теология" к "атеистической" религиозности буддизма, конфуцианства или даосизма. Религиеведческая некомпетентность в словоупотреблениях типа "индуистская теология", или, даже более аккуратно, "вишнуитская теология", "шиваитская теология", "тантристская теология" (за отсутствием в приведенных случаях аналогов не только церквей, но и "общин")47.

ЛЕКЦИЯ 3

РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ ТЕОЛОГИИ

Определение теологии a posteriori и возможность уточнения границ теологии и "смежных" областей знания и форматов мысли. Основные составляющие полученного ориентирующего определения теологии [Лекция 2.2]: 1) выражение содержания наличной уже веры; 2) соответствие этой веры церковной конфессиональности; 3) разработка ее и средствами рационального дискурса; 4) обращение к "ресурсам культуры" с целью решения "вопросов, поставленных временем" (задачи апологетические и духовно-просветительские) как критерии разграничения.

3. Истолковательный дискурс в изучении истории церкви. Оправданность, при аналогии с библиологией и патрологией, различения "герменевтики церковной истории" и конкретных установок, применимых к ее "прочтению".

Двуединая задача "богословия церковной истории": 1) рассмотрение того, как Предание реализуется в эмпирической истории и 2) "понимание истории через Предание и ради Предания"48. Выявление истины о Церкви как " училища истины для руководствуемых, и храма для их освящения, и духовного царства (курсив мой - В.Ш.), в котором каждому члену назначено свое место" (А.В. Горский)49 в изучении церкви исторической и осмысление "фактов" (жизненных и литературных) последней в соответствии с ее идеально-нормативным "эйдосом".

Догматические основы "герменевтики истории церкви". Экклесиология - учение о сущности Церкви - как ключ к истолкованию истории церкви. Богочеловеческая природа Церкви [Лекция ] в соответствии с Халкидонским догматом о "неразлучности и неслиянности" Божественной и человеческой природ в применении к "исторической экклесиологии" как условие богословской истины в интерпретации церковной истории. Экклесиологическое арианство, монофизитство и несторианство [Лекция ] в "прочтении" церковной истории (игнорирование божественной природы Церкви, человеческой или синергии Промысла и свободы).

Богословский дискурс при осмыслении и решении конкретных проблем истории церкви. Догматические и канонические "узлы" периодизации церковной истории: история раскрытия апостольского Предания в вероучительном, иерарахическом, богослужебном устроении церкви. Особая значимость истории церковных соборов (до Вселенских Соборов, период Вселенских Соборов и период после Вселенских Соборов). Диалектика конфессионального и критического подходов в оценке событий церковной истории. Необходимость различения Предания и преданий, непредвзятого отношения к эмпирическим событиям, избежания как "фальшивого конфессионализма" (В.В. Болотов50), так и неосмысленных историко-церковных "разочарований".

Востребованность раскрытия понятия "нераздельной Церкви" и стремления к следованию "царскому пути" в вопросах об определении ее границ для осмысления ее истории. Перспективы исторического православного экуменизма.

3.1. Теология и религиеведение. Религиеведение как собирательное обозначение социологии, психологии, культурологии, истории, а часто также феноменологии и философии религии51. Сопоставимость: общая предметность как система составляющих религии - как в "субъективных", так и в "объективных" аспектах см. [Лекция 1.3]. Несопоставимость: 1) несовместимость предметной аморфности религиевдения (ср. антропология, культуроведение и другие "дисциплины" знания, областью которых является "все"), при размытости границ "науки о религии" с другими областями знания ("растворимость" социологии религии в социологии, психологии религии в психологии, культурологии религии в культурологии и т.д.)52 с "иноприродной" и значительно более конкретной структурой традиционного теологического знания53; 2) невозможность для теологической рефлексии, осуществляемой всегда в рамках конкретного конфессионального традиционализма, быть изучением религиозного опыта "извне", в духе "объективного знания" или даже "сочувственного нейтрализма", на которые претендует религиеведение (помимо проблематичности самих этих претензий)54.

Религиеведение в свете христианской апологетики как одной из областей теологии. Две позиции в зависимости от направленности и качества соответствующего "теоретического религиеведения".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Писании многое сказано
Дисциплинарную структуру
Греческой философии

сайт копирайтеров Евгений