Пиши и продавай! |
Подлинность этого опыта, кажется, находит подтверждение. Изначальное сопротивление Магомета призыву ангела сходно с сомнением шаманов, а также многих мистиков и пророков – когда дело касается осознания их миссии. Возможно, Коран не упоминает об онирическом видении в пещере, чтобы избежать обвинения пророка в одержимости джинном. Но другие детали Корана подтверждают истинность этой инспирации 10 . "Диктовка" Корана часто сопровождалась сильными судорогами, приступами жара или озноба. §260. Магомет, "Апостол Господа"Первые три года Магомет сообщал божественные послания лишь Хадидже и нескольким близким друзьям (двоюродному брату Али, приемному сыну Зайду* 31 и двум будущим халифам, Осману и Абу Бакру). Через некоторое время ангельские откровения прекратились, и для Магомета наступил период тревоги и уныния. Но новая божественная весть снова возвратила ему веру: "3(3). Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел (...) В результате видения, произошедшего в 612 г. и повелевшего Магомету обнародовать свои откровения, Пророк начинает свое апостольское служение. С самого начала он подчеркивает могущество и милость Бога, создавшего человека "из сгустка крови", (96:1; ср. 80:17-22; 87:1), научившего его Корану и умению "выражать себя", (55:1-4), сотворившего небо, землю, горы, верблюдов. Он славит милость Божию (ссылаясь на собственную жизнь): "6(6). Разве не нашел Он тебя сиротой – и приютил?" и т.д. (93: 3-8). Он противопоставляет эфемерный характер любого существования вечности Создателя: "26(26). Всякий, кто на ней, исчезнет. Поразительно то, что в своих первых проповедях Магомет нигде не упоминает о единственности Бога, за одним лишь исключением: "51(51). И не устраивайте с Аллахом другого бога: я для вас от Него увещатель явный". Но, возможно, речь идет о более поздних интерполяциях 12 . Другая тема проповеди – неотвратимость Суда и воскресение мертвых: "8(8). А когда затрубят в трубу, Имеются и другие ссылки и аллюзии в более древних сурах, но самое полное описание находится в начале суры позднего происхождения: "1(1). Когда небо раскололось (...) В большинстве сур, надиктованных позже, Магомет развертывает апокалиптические картины: горы сдвинутся и, расплавившись, станут прахом и пеплом, небесный свод даст трещину, а луна и звезды погаснут и осыплются. Пророк говорит также о космическом пожаре и о реках огня и расплавленной меди, которые накроют людей (55:35). Когда труба вострубит во второй раз, мертвые восстанут и покинут свои гробницы. Воскресение произойдет в мгновение ока. За обрушившимся небом возникнет окруженный небесным воинством престол Божий, его будут поддерживать восемь ангелов. Людей соберут перед престолом: праведных справа, нечестивых – слева. Начнется Суд – на основе того, что записано о каждом в Книге Деяний. Древние пророки будут призваны свидетельствовать о том, что они проповедовали единобожие и предостерегали своих современников. Неверные будут осуждены на адские муки 13 . Однако Магомет более склонен описывать блаженства, ожидающие правоверных в раю, – блаженства, по большей части, материального свойства: прохладные реки, деревья с гнущимися под тяжестью "плодов обильных" ветвями, мясное на любой вкус, юноши, красота которых подобна "жемчугу хранимому", разносящие изысканные напитки, гурии, девственные и целомудренные, созданные самим Аллахом (56:26-43 и т.д.). Магомет не говорит о "душах" или " духах", страждущих в аду или ликующих в раю. Воскресение во плоти – это, по сути, новое Творение. Поскольку временной интервал между смертью и Судом – это бессознательное состояние, у воскрешенного будет впечатление, что Суд совершается сразу же после его смерти 14 . Провозглашая: "Нет Бога, кроме Аллаха", – Магомет не предполагал создание новой религии. Он лишь стремился "пробудить" своих сограждан, убедить их почитать одного Аллаха, тем более что они уже признали Его создателем неба и земли и гарантом плодородия (ср. 29:61-63); они взывали к Нему в случае потрясений и великих бедствий (29:65; 31:31; 17:69). "И поклялись они Аллахом, величайшей клятвой" (35:42; 16:38). Аллах к тому же был Господином Каабы. В одной из самых древних сур Магомет просит членов собственного племени курейшитов: "3(3). Пусть же они поклоняются Господу этого дома, Человек слаб |
|
|
|