Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

О символизме жилищ в неолитической культуре Янцзы: R.A. Stein. Architecture et pensee religieuse en Extreme-Orient. – Arts Asiatiques, 4 (1 957): 177 sq.; см. также: Eliade. Chamanisme, p. 213 sq.

О классификации и ритуальной дихотомии, о различных типах антагонизма и противоположностей: Eliade. La Nostalgie des Origines (1971), pp. 249-336. §13

Об археологических свидетельствах из Иерихона и их интерпретации: Kathleen Kenyon. Digging Up Jericho (L., 1957); К. Kenyon. Archaeology in the Holy Land (L., 1960); J. Garstang and J.B.E. Garstang. The Story of Jericho (L., 1948); E. Anati. Palestine before the Hebrews, p. 273 sq.; R. de Vaux. Histoire ancienne d'Israel, p. 41 sq.

О неолитических религиях Сирии и Палестины: J. Cauvin. Religions neolithiques de Syro-Palestine, p. 43 sq. (раскопки в Иерихоне, Мунхате, Бейдхе, Телль-Рамаде), р. 67 sq. (о раскопках в Рас-Шамре, Библосе и т.д.); см. также: Muller-Karpe. – Handbuch der Vorgeschichte, vol. 2, pp. 335 sq., 349 sq.

Мелларт считает, что докерамическая культура Иерихона (фаза В. 6500-5500 лет до н.э.) развилась из хаджиларской культуры (7000-6000 лет до н.э.); Mellaart. Hacilar: A Neolithic Village Site. – Scientific American, 205 (August, 1961): 90. Но в своей книге "Earliest Civilization of the Near East" (L. and N.Y., 1965), p. 45, он приводит новые радио-углеродные датировки для Иерихона (фаза В): 6968 и 6918 гг. до н.э.); иными словами, обе культуры существовали одновременно.

Чатал Хююк – самый крупный неолитический город на Ближнем Востоке. Хотя и не полностью раскопанный (на одну четверть в 1965 г.), он свидетельствовал об удивительно высоком уровне цивилизации: развитое земледелие (несколько сортов зерновых и овощей), скотоводство, торговля и множество богато украшенных храмов. См.: James Mellaart. Catal Huyuk: A Neolithic Town of Anatolia (N.Y., 1967). См. также: Walter Dostal. Zum Problem der Stadt- und Hochkultur im Vorderen Orient: Ethnologische Marginalien. – Anthropos, 63 (1968): 227-260.

Существенную библиографию о Телль-Халафе см: Muller-Karpe. – Handbuch, vol. 2, pp. 59 sq., 427-28.

Об обейдской культуре: Muller-Karpe, ibid., pp. 61 sq., 339, 351, 423 (библиография раскопок); 425 sq. (Белый храм, зиккурат). Ср.: M.E.L. Mallowan. Early Mesopotamia and Iran (1965), pp. 36 sq.

В этой связи заслуживает упоминания и другое святилище – Храм Глаз, раскопанный Маллоуэном в Браке, в долине Хабура (1000 км к северу от Урука) и датированный им ок. 3000 г. до н.э. Среди находок было несколько тысяч "идолов" из черного и белого алебастра, имеющих пару или несколько пар глаз. Как полагает Маллоуэн, они представляют собой ex-voto, пожертвованные всевидящей богине, покровительнице города; см.: M.E.L. Mallowan. Early Mesopotamia p. 48 sq. и илл. pp. 38-40. Храм был посвящен богине Инанне. О.Дж.С. Крофорд изучил распространение этого иконографического типа вплоть до Англии и Ирландии, но некоторые из его примеров выглядят неубедительными. См.: O.G.S. Crawford. The Eye Goddess (1957).

Религиозный символизм статуэток и других объектов, относящихся к доистории Месопотамии изучен в: B.L. Goff. Symbols of Prehistoric Mesopotamia (New Haven and L., 1963); см. особ.: pp. 10-48 (Халафская и Обейдская культуры) и илл. pp. 58-234. §14

О древнейшей европейской цивилизации: Marija Gimbutas. Old Europe, с. 7000-3000 B.C.: The Earliest European Civilization before the Infiltration of the Indo-European Peoples. – Journal of Indo-European Studies, 1(1973): 1-20.

О религиозных идеях и культах: Marija Gimbutas. The Gods and Goddesses of Old Europe, 7000-3500 B.C.: Myths, Legends and Cult Images. (Berkeley and Los Angeles, 1974); J. Maringer. Priests and Priestesses in historic Europe. – HR, 17 (1977): 101-120.

О святилище в Кэсчьоареле см.: Vladimir Dumitrescu. Edifice destine au culte decouvert dans la couche Boian-Spantov de la Station-tell de la Cascioarele. – Dacia, N.S.14 (1970): 5-24. §15

Об открытии металлов и развитии металлургической техники см.: Т.А. Rickard. Man and Metals: A History of Mining in Relation to the Development of Civilization (N.Y., 1932); R.L Forbes. Metallurgy in Antiquity (Leiden, 1950); Charles Singer, B.J. Holmyard, and A.R. Hall. A History of Technology (Oxford, 1955), vol. 1. См. библиографию в: Eliade. Forgerons et Alchimistes (P., 1956), pp. 186-187; The Forge and the Crucible: A Postscript. – HR, 8, 1968: 74-88, p. 77.

О горняках и кузнецах: Eliade. Forgerons et Alchimistes, pp. 57-88; A Postscript, pp. 78-80. [рус. изд.: M. Элиаде. Азиатская алхимия. M., 1998]. О божественных кузнецах и культурных героях ср.: ibid., pp. 89-112. О началах алхимии: A.M. Leicester. The Historical Background of Chemistry (N.Y., 1956), vol.1; I.R. Partington. History of Chemistry (L., 1961), vol. 1; Alien G. Debus. The Significance of the History of Early Chemistry. – Cahiers d'histoire mondiale, 9 (1965): 39-58; Robert P. Multhauf. Origins of Chemistry (L., 1966). §16

Для общего ознакомления с шумерской историей, культурой и религией см.: A. Parrot. Sumer (P., 1952) и особ. сл. труды: S.N. Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character (Chicago, 1963); From the Tablets of Sumer (Indian Hills, 1956), переизд. под заглавием: History Begins at Sumer (N.Y., 1959); * 113 Mythology of Sumer and Akkad. – S.N. Kramer, ed. Mythologies of Ancient World (N.Y., 1961), pp. 93-137;* 114 Sumerian Mythology (Philadelphia, 1944; rev. ed., 1961). Все эти работы содержат многочисленные и почти полные переводы шумерских текстов. См. также: Adam Falkenstein and W. von Soden. Sumerische und akkadische Hymnen und Gebeten (Zurich, 1953); G.R. Castellino. Mitologia sumero-accadica (Turin, 1967). Монография: Charles F. Jean. La religion sumerienne (P.,1931) все еще полезна. Достойный внимания свод представлен в: Raymond Jestin. La religion sumerienne. – Histoire des religions, ed. Henri-Charles Puech (P., 1970), vol. 1, pp. 154-202. См. также: Thorkild Jacobsen. Formative Tendencies in Sumerian Religion. – Ernest Wright, ed. The Bible and the Ancient Near East (N.Y., 1961), pp. 267-278; T. Jacobsen. Early Mesopotamian Religion: The Central Concerns. – Proc. Amer. Philos. Soc, 107 (1963):473-484.* 115

Анализ шумерской религии вместе с аккадской: Edouard Dhorme. Les religions de Babylonie et d'Assyrie, coll. Mana (P., 1954), pp. 1-330 (богатая критическая библиография). См. также: V. Christian. Die Herkunft der Sumerer. – Sitzungsberichte der Akademie in Wien, 236, nr. 1 (1961); A. Falkenstein. La cite-temple sumerienne. – Cahiers d'histoire mondiale, 1 (1954): 784-814; F.R. Kraus. Le role des temples depuis la troisieme dynastie d'Urjusqu'a la premiere dynastie de Babylone. – ibid., pp. 518-45; A. Sjoberg and E. Bergmann. Sumerian Temple Hymns (1969). См. также: J. van Dijk. Les contacts ethniques dans la Mesopotamie les syncretismes de la religion sumerienne. – Syncretism, ed. Sven S. Hartman (Stockholm, 1969), pp. 171-206.

Еще в 1944 г. Б. Ландсбергер показал, что шумерская терминология культуры (т.е. слова, связанные с земледелием, металлургией, торговлей), как и названия рек и городов, имеют дошумерское происхождение. Ср.: Kramer. The Sumerians, p. 41 sq.

Прежде чем поселиться в нижней Месопотамии, все шумеры почитали одних и тех же богов; среди наиболее значительных были: Ан, Энлиль, Энки, Инанна. Но позднее каждый имел своего покровителя: например, Энлиль был богом Ниппура, Энки правил в Эриду, Инанна – в Уре и т.д.

Миф о Тильмуне был переведен Крамером в: ANET, pp. 34-41 и в: From the Tablets of Sumer, pp. 169-175; Морисом Ламбертом: Maurice Lambert. La naissance du monde a Sumer. – Naissance du Monde: Sources orientales (P., 1959), vol. 1, p. 103 sq.; Кастеллино в: Mitologia sumero-accadica, p. 50 sq.

О боге Ане: Dhorme. Religions, pp. 22-26, 45-48; см. также: D.O. Edzard. Die Mythologie der Sumerer und Akkader. – WdM, vol. 1, pp. 40-41.

О боге Энки: Dhorme. Religions, pp. 31-38, 50-51; J. Bottero. Les divinites semitiques en Mesopotamie ancienne. – Studi Semitici, 1 (Rome, 1958): 17-63, особ. 36-38. §17

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вот ответ пророков на исторический кризис
религиоведения Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том первый от каменного века до 1 культуры
Триптолем был первым посвящен в мистерии
Мы будем их время от времени упоминать
Для описания появления фараона на церемонии интронизации

сайт копирайтеров Евгений