Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

5 Из книги Человек против государства (1884): «Бедность можно временно смягчить государственным вмешательством только за счет темпа общественного прогресса. Вмешательство бесплодно именно потому, что само протекание процесса, в котором участвует необозримый конгломерат индивидуальных воль, субъектных выборов и решений, проб и ошибок, не может предопределить ничьи действия и знания... Государство предоставляет каждому гражданину самому устраивать для себя добро, какое он может, и самому разделываться со злом, какое он себе наносит» (см.: История теоретической социологии. В 3 т. М.: Канон, 1997. Т. 1. С. 277—278).

6 Мур Джордж — английский философ. Получил известность после опубликования своей статьи Reputation of idealism (1903). Выступив в ней против идеализма, фактически положил начало неореалистическому направлению в науке. Его влияние на английскую философию было весьма значительным, особенно на становление аналитической философии. Мур исследовал сознание, ощущение и чувственные качества, опираясь при этом на скептицизм и эмпиризм Юма.

7 Или «натурализация сознания», по Гуссерлю. Например, как указывает Мур, затруднительно дать определение термину «добро», поскольку само понятие добра элементарно, не разлагаемо на составные части. Нельзя вывести добро из любых других категорий. Вопрос о возможности определить добро (вопрос «натуралистической ошибки») — это аспект проблемы отношений между сущим и должным, фактами и оценками, между Правдой и Добром.

Следует вспомнить «гильотину Юма», отсекающую факты от ценностей: «Я заметил, что в каждой

91

этической теории, с которой мне приходилось встречаться, автор в течение некоторого времени рассуждает обычным способом, устанавливает существование Бога или излагает свои наблюдения относительно дел человеческих; и вдруг я, к своему удивлению, нахожу, что вместо обычной связки, употребляемой в предложениях, а именно есть и не есть, не встречаю ни одного предложения, в котором бы не было в качестве связ-

242

ки должно или не должно. Подмена эта происходит незаметно, тем не менее она в высшей степени важна. Раз это должно или не должно выражает некоторое новое отношение или утверждение, последнее обязательно следует принять во внимание и объяснить, и в то же время должно быть указано основание того, что кажется совсем непонятным, а именно того, каким образом это новое отношение может быть дедукцией из других, совершенно отличных от него» {Трактат о человеческой природе // Юм Д. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1996. Т. 1.С. 510—511).

Постижение природы мироздания всегда составляло основу поисков и науки, и философии. Как мы видели в главе 1, развитие науки, избравшей методами познания вещей наблюдения, эксперименты и математику, способствовало формированию нового подхода к астрологии. В трудах Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона и других мы обнаруживаем желание не только постичь строение Вселенной, но и открыть законы, которые объяснили бы движение как небесных, так и земных тел. Это постепенно привело к возникновению космологии — физического учения о Вселенной как целом, основанного на результатах исследования наиболее общих свойств той ее части, которая доступна для наблюдений.

В космологии рассматриваются две группы взаимосвязанных вопросов.

Первая группа вопросов

Как устроена Вселенная? Как она возникла? Каково ее будущее? За счет чего она приобрела свой нынешний вид? Какие законы объясняют происходящие в ней процессы?

Эти вопросы касаются порядка, построения и развития Вселенной. Они привели нас от птолемеевой геоцентричес-

244

кой картины мира (через Коперника и Ньютона) к теории о пространственно-временной сингулярности и Большом взрыве, породившем Вселенную 15 миллиардов лет назад.

Вторая группа вопросов

Что является наиболее простым, изначальным и общим в реальности? Что кроется за множественностью видимого нами?

Вопросы такого рода пытаются решать со времен Фалеса, который думал, что мир состоит из воды, и атомистов, пытавшихся отыскать частицы, из которых состоит все, что нас окружает. Стремясь открыть фундаментальные законы природы, они не выходили за пределы ньютоновой физики. Ныне поиски ведутся вокруг единой теории поля, которая могла бы показать, как силы природы (электромагнитное, гравитационное, сильное и слабое взаимодействия) связаны друг с другом.

В современной космологии эти две группы вопросов стыкуются. Строение Вселенной определяется действующими внутри ее силами. Если мы постигнем первое, то познаем и остальное.

Личный взгляд

Философию науки постоянно тревожит одно обстоятельство: необходимость учитывать, что наблюдаемое нами подвержено влиянию наших собственных способностей к наблюдению. Ведь на понимании мира сказывается то, как мы его изучаем и какие вопросы ставим перед собой.

Это особенно заметно проявляется в космологии. Во времена Птолемея считалось, что на земные события воздействуют небесные тела, находящиеся в своих стеклянных сферах. Сегодня грандиозность и объективность природы

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Многих иных факторов эта вероятность возрастает
Определяемыми сторонним наблюдением
Диспозициональное утверждение может быть выражено в форме laquo
Этим прорывом наука обязана теории эволюции человека естественного
Вторая представляет особый интерес для философии науки

сайт копирайтеров Евгений