Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пытаясь понять отдельные необычные факты или неожиданные результаты эксперимента, ученый может прийти к новой, объясняющей эти явления теории. И тогда возникают вопросы: как новая теория согласуется со всеми остальными, которые я считаю верными? что придется изменить в остальных теориях для их согласования с новой? Образно говоря, тезис Дюэма—Куайна говорит о том, что мы не можем сделать ход в шахматной партии, не учитывая хода всей игры. Теории должны согласовываться друг с другом, иначе они лишены смысла.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бюхнер Людвиг — немецкий врач, философ. Книга Сила и материя (1907) сделала его одним из наиболее известных представителей материализма того времени. Находился под сильным влиянием философии Фейербаха, Кабаниса. Защищал идеи социального дарвинизма, основой социального развития считал борьбу за существование (конкуренцию).

131

2 Геккель Эрнст — немецкий зоолог; профессор университета в Йене (1865—1909). Его сочинение Мировые загадки. Общедоступные лекции о философии биологии (1899) получило в то время широчайшее распространение и оказало большое влияние на натурфилософию. Априорных знаний, по Геккелю, не существует, есть только почерпнутые из опыта знания более ранних поколений, которые узакониваются путем наследования. Философия также должна основываться на принципе развития. «Первое начало» материи и ее формы движения столь же мало можно осмыслить, как и ее конец. Нужно отклонить допущение существования Бога, направляющего ход мировых событий. Геккель назвал свое учение монизмом. Основные произведения: Чудеса жизни (1904), Монизм (1892), Бог в природе (1906), Естественная история миротворения (1868).

3 Гельмгольц Герман — немецкий физик и психолог. С 1871 г. — профессор в Берлине. Находился под влиянием философии Канта. Основатель психологии чувств. По Гельмгольцу, наши ощущения суть действия, вызываемые внешними причинами в наших органах чувств; они зависят как от возбуждающего их объекта, так и от воспринимающего аппарата органов чувств. Поэтому ощущение есть не отражение объекта, а своего рода символ. Закономерность действительного мира отражается в мире символов, посредством познания которого мы можем направлять нашу деятельность так, чтобы она приносила желаемый успех, то есть чтобы появлялись ожидаемые новые ощущения. Исходя из этого, Гельмгольц дал теоретико-познавательное обоснование геометрии и естественнонаучного исследования. Основные сочинения: О зрении (1855), Учение о слуховых ощущениях (1863), Факты в восприятии (1879).

4 Кассирер Эрнст — немецкий философ. В 1919—1933 гг. — профессор в Гамбурге, с 1934 г. — в Нью-Йорке. Принадлежал к Марбургской школе, занимался исследованием истории философских проблем. Рядом с миром чистых знаний научного мышления, в котором предметное растворяется в отношениях, Кассирер поместил мир языкового мистически-религиозного мышления и художественного созерцания. Он выступал в защиту теории относительности Эйнштейна и считал, что в истории науки и в истории философии имеет место переход от наглядного предметного мышления к отвлеченному, в котором на первый план выступают функция и отношение.

5 Мах Эрнст — немецкий физик и философ. В 1897—1901 гг. — профессор в Вене. Причину

возникновения и цель науки видел в удовлетворении необходимых жизненных потребностей. Поэтому наука должна строго ограничиваться минимально возможными затратами

мыслительной энергии (то есть стремиться к экономии мысли) на исследование действительно фактического —• в частности, отказаться от всех метафизически-религиозных спекуляций. Реальны, по Маху, только ощущения (звуки, цвета, тяжесть, теплота, запахи, пространство, время и др.) и их функциональные, непричинные зависимости и связи. Вещи — это комплексы ощущений, «Я» — тоже лишь замкнутая в себе группа ощущений, которая с другими группами ощущений, образующими внешний мир, связана слабее. Следовательно, существенного различия между психическим и физическим, «Я» и миром, представлением и объектом, внутренним и внешним не существует. Различие вытекает лишь из различия точек зрения на научное исследование материала ощущений, который должен обрабатываться строго математически. Мах оказал влияние на теорию относительности и неопозитивизм, его положения оспаривались Лениным. Основные сочинения: Механика в ее развитии (1883), Анализ ощущений и отношение физического к психическому (1886), Познание и заблуждение (1905).

6 Шлик Мориц — австрийский философ, физик и логик. Профессор в Ростоке, Киле, Вене, в 1931—1932 гг. — в Беркли (Калифорнийский университет); основатель Венского кружка; представитель эмпирического реализма. Испытав влияние Р. Карнапа и Л. Витгенштейна, разрабатывал главным образом проблему истины, теорию познания, вопрос об априорном характере логики и математики. Он полагал, что существует возможность априорного синтетического суждения, и пытался физически разрешить психофизическую проблему. Задача философии — логическое разъяснение понятий. Кроме того, Шлик исследовал понятия пространства, времени, материи, причинности, вероятности, органического, ценности, гедонизма, свободы воли, этического мотива. Основные произведения: Lehensweisheit (1908); Raum und Zeit in der gegenwartigen Physik (1917); Gesammelte Aufsätze (1938); Fragen der Ethik (1930); Les enonces scientifiques et la realite du monde, exterieur (1934); Natur und Kultur (1952).

7 Карнап Рудольф — немецко-американский философ и логик; с 1936 г. — профессор Чикагского университета, ведущий представитель логического позитивизма. Считал важным уточнение основных понятий философии и науки с помощью аппарата математической логики. Развил формализованную теорию индуктивных выводов, теорию семантической информации и квантификации модальной логики. Основные работы: Der logische Aufbau der Welt, Versuch einer Konstitutionstheorie der Begriffe (1928); Scheinprobleme in der Philosophie (1928); Abriy der Logistik (1929); Logische Syntax der Sprache (1934); Formalization of logic (1943); Meaning and necessity

(1947; рус. пер. Значение и необходимость. М., 1959); Introduction to semantics (1948); Logical foundations of probability (1950; рус. пер. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 1971); The continuum of inclusive methods (1952).

8 Поппер Карл — философ, логик и социолог. Родился в Австрии. Примыкал к Венскому кружку. С 1945 г. работал в Великобритании. Свою философскую концепцию — критический рационализм, теорию роста научного знания — построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости (опровержимости), служащий критерием демаркации между наукой и метафизикой. Теория «трех миров» Поппера утверждает существование физического и ментального миров, а также мира объективного знания. Работы по теории сознания, вероятностной логике и теории выводимости. Выступил с критикой марксизма и принципа историзма. В противовес иррационализму и релятивизму защищает рационализм. Основные сочинения: The Open Society and It's Enemies (1945; рус. пер. Открытое общество и его враги. Т. 1—2. М.: Феникс, 1992), The Poverty of Historicism (1957), Objective Knowledge. An Evolutionary Approach (1979), Postscript to the Logic of Scientific Discovery (1981—82; рус. пер. Логика и рост научного знания. М., 1983).

9 Кун Томас — американский физик, философ и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм — исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования, господствующих в науке определенного исторического периода. Дал критику неопозитивистского понимания науки. Основные сочинения: The Copernican Revolution: Planetary Astronomy in the Development of Western Thought (1957); The Structure of Scientific Revolutions (1962; рус. пер. Структура научных революций. М., 1975; 2001 — в книгу изд-ва ACT также входят статьи Куна: Логика открытия или психология исследования, Замечание на статью Лакатоса), Sources for history of Quantum Physics (1967), The Essential Tension: selected Studies in Scientific Tradition and Change (1977) и специальное исследование Black-Body Theory and the Quantum Discontinuity (1978).

10 Фейерабенд Пауль — американский философ науки. Родился в Австрии. В концепции «эпистемологического анархизма» обосновывает плюрализм в методологии научного познания и тезис о несоизмеримости теорий (ученый может выдвигать свои собственные теории, игнорируя критику). Наука, по Фейерабенду, иррациональна, не отличается от мифа и религии и является одной из форм идеологии. Опираясь на разработанное Поппером и Лакатосом положение о том, что при столкновении научной теории с

134

некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства), он выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий: ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Фейерабенд резко критиковал позитивистскую методологию. Основные сочинения: Realism, Rationalism and Scientific Method: Philosophical Papers (v. 1—2, 1981—85), Against Method: Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge (1975), Science in a Free Society (1978); в рус. пер.: Ответ на критику. М., 1978; Избранные труды по методологии науки. М., 1986; Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания. М., 1998.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Самый очевидный пример содействия собственной генетической программе мы обнаруживаем в сфере половой жизни потребность общества
В своем сочинении о движении
До xix века велась полемика о природе
Опубликовал свой главный философский труд опыт о человеческом разуме
Пример102 комментарий могущества примечание

сайт копирайтеров Евгений