Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1. Физиологи связывают дежа вю с активностью парагиппокампальной извилины. Когда функционирование этой области мозга затруднено, то происходит процесс ложного узнавания (теория не учитывает абсолютную идентичность узнавания, а так же припоминание сна).
2. Замедление в зрительных проводящих путях. Информация, поступающая от глаз, обрабатывается в мозгу двумя путями. Первый путь ведет прямо к специальной  зрительной зоне в затылочной доле. Другой путь ведет через различные области мозга, согласовывая визуальную информацию, с данными друг органов чувств. Когда мы воспринимаем что-то глазами, то оба пути совпадают. Однако иногда процессы на втором пути затормаживаются другими операциями мозга, в итоге, когда данная информация поступает в зрительную зону, то она интерпретируется мозгом как повторение (однако здесь не учитывается тот, факт, что большинство дежа вю происходит в совершенно обыденных ситуациях, в которых мозговая деятельность не может быть перегружена; к тому же дежа вю свидетельствует скорее о хорошей согласованности обоих мозговых путей, ведь в дежа вю включены не только зрительные впечатления, но и восприятия остальных органов чувств переживают нечто уже бывшее с нами).
3. Третье объяснение ведет свое начало с самого момента открытия дежа вю, которое, по его мнению, происходит лишь оттого, что мы просто попадаем в похожую ситуацию бывшую с нами ранее, но не можем вспомнить, когда же мы были в ней, и поэтому наделяем свое состояние мистическим смыслом. Особенно эту теорию любят применять, когда дежа вю случается в повседневности, ее же, в сущности, утверждает и Фрейд.
Сегодня исследуют дежа вю и посредством гипноза. Один из психологов пользующийся этим методом ­– Крис Мулин ­– так объясняет свою позицию: "Самое интересное в дежа вю – это взаимодействие двух противоположных процессов. С одной стороны – это знание, что некое событие не происходило в прошлом, с другой – чувство, что это все-таки уже было. Мы предполагаем, что одна из функций височной доли мозга – производство этих ощущений памяти. Иногда, если данная область мозга чрезмерно активна или "обманута" ощущением сходства, нас охватывает мимолетное чувство узнавания". Соответственно, чтобы узнать происходило действительно нечто подобное с человеком или нет, нужно ввести его в гипноз, а там, подсознание, которое хранит большинство информации, сразу укажет правдиво предположение или нет.
Не слишком отличались от западных теорий и отечественные трактовки дежа вю. В основном этот феномен связывали с патологиями психики и памяти: "Эти психотические симптомы "уже виденного" и "впервые виденного" выступали на общем фоне параноидного бреда. Симптомы "уже виденного", "уже пережитого", "впервые виденного" и другие известны психиатрии еще со второй половины прошлого столетия. Почти каждый автор, наблюдавший эти явления, давал свое собственное название этим феноменам. Одни авторы эти симптомы связывают со сноподобным нарушением ясности сознания ("сновидное состояние Джексона"), другие их считают проявлением своеобразных мнестических расстройств (Крепелин, Пик – редуплицирующая парамнезия), третьи считают эти явления проявлением расстройства мышления шизофренного характера (Берндт-Ларсон). Четвертые относят симптом "уже виденного" к группе нарушений сознания "я" и деперсонализации (Дюга, Жане и другие)". Здесь дежа вю связывается с обратным явлением, когда человек не узнает знакомых людей и вещи. Среди приведенных свидетельств тоже было указание на нечто подобное (№ 33). Возможно, для психиатрии такой подход и является продуктивным, однако прежде чем что-либо утверждать о каком-то явлении, нужно сначала точно определить, как оно происходит, но этого, как мы видели, не делается. Вместо четкого анализа, ученые предпочитали ухватиться за какое-либо отдельное свойство дежа вю, и на основании этого сделать поспешные выводы, не согласующиеся с опытом самого переживания, не говоря уже о его трансцендентальной подоплеке.
В настоящий момент интерес к дежа вю растет день ото дня. Даже физики, по данным СМИ, пытаются объяснить это удивительное явление. Существует экстатическая концепция, согласно которой прошлое, настоящее и будущее происходят одновременно. А наше сознание способно воспринимать лишь то, что мы называем "теперь". Феномен дежа вю физики объясняют небольшим сбоем во времени. По этой теории получается, что в обычном состоянии человек воспринимает время как последовательность "теперь", и лишь через дежа вю ему открывается истинное время, в котором прошлое, настоящее и будущее происходят одновременно.
Таким образом, в основных чертах история изучения переживания дежа вю пришла к следующему определению, которое можно встретить (в несущественных вариациях, которые не меняют сути дела) в любом учебнике по психологии:
Дежа вю (от франц. Deja vu — уже виденное) — общее обозначение специфических субъективных ощущений человека, толкуемых как иллюзии памяти, в силу которых ему кажется, что происходящее ныне уже происходило ранее (наблюдалось, думалось, слышалось и переживалось им когда-то). В качестве модальностей Дежа вю иногда выделяют: Дежа пансэ (иллюзию уже продуманного когда- то) и Дежа антандю (иллюзию уже слышанного когда-то). В той или иной мере Дежа вю характерно для всех людей. Но при этом считается, что частое возникновение сильных Дежа вю симптоматично для некоторых форм нарушений памяти и (или) деятельности мозга.
Конечно, эти определения не могут удовлетворить не только ученого, но и любого пережившего дежа вю. Первого, потому что они мало аргументированы; второго, потому что практически ничего не объясняют и не дают ответа на главный вопрос: почему же дежа вю происходит? И здесь ученым не помогают ссылки на участки мозга, отвечающие за работу памяти и узнавания. Так может дело в самих методах, которыми до сих пор пытались изучать дежа вю? Ведь дежа вю происходит с человеком, а не с животным и не с неодушевленной вещью. К тому же дежа вю обладает принципиальным характером неожиданности и спонтанности, так что его нельзя изучать в лаборатории как вещь и проводить эксперименты. Проводя эксперимент, ученые сводят дежа вю к физическим данным, но сам по себе смысл, не материален. Здесь та же ситуация, когда утверждают, что слезы – это химическая реакция. Да, слезы идут при определенной химической реакции, вызванной такими-то рецепторами. Но то когда слезы идут, разве это может объясняться химией? Слезы идут из-за определенной ситуации, в определенном состоянии, и химическая реакция здесь явно второстепенный момент. Еще больше это замечание касается дежа вю, которое происходит совершенно неожиданно, притом, что ученым не удается точно узнать, какие механизмы в мозге и теле отвечают за его появление. Однако так как дежа вю всегда происходит с конкретным человеком, то, чтобы понять дежа вю, и нужно исходить всегда из конкретного случая дежа вю. Но это не значит, что каждый волен изучать свое дежа вю как ему вздумается. Конечно, существует нечто общее между всеми переживаниями, но это общее касается структуры и формы, а смысл и содержание зависит от индивида. Таким образом, и изучая собственное дежа вю, можно дойти до теоретических обобщений. И этот путь вернее, чем тот, который проповедуют физиологи сегодня: они изучают дежа вю абстрактно и отвлеченно от конкретного человека и его судьбы. Но как может то, что изначально оторвано от человека, затем придать смысл его состоянию? Ведь смысл – это нечто сугубо внутреннее, когнитивное.
Не лучше ли с самого начала отталкиваться от индивидуальных переживаний? Или точнее: брать переживания во всей их личностной полноте и из этой глубины извлекать смысл. Но тогда основным методом такого исследования будет являться рефлексия, т.е. самонаблюдение, самопознание, познание души ею самой, ведь никто не имеет больший доступ к нашим внутренним переживаниям, чем мы сами. Однако и такое самоисследование имеет некоторые законы и им тоже нужно учиться. Философы потратили на такое изучение не одно тысячелетие, и не их вина, что эти достижения оказались по большей части не усвоенными широкой публикой. Может как раз то, что феномен дежа вю до сих пор не получил своего исчерпывающего описания, свидетельствует о том, что философы не принимали его в расчет, а люди изучающие это явление не обладали подходящей методологией? Что ж, тогда пришло время исправить этот недочет, и от описания дежа вю мы переходим к его феноменологическому описанию.

Комсомольская правда, 13 сентября 2005 г.

Дэвид Гленн. Дразнящая загадка памяти. www.russ.ru/perevod/20040830.html

Фрейд З. Толкование сновидений. http://www.neuroleptic.ru/books/freud-son-01.php

Там же.

Там же

Нандор Фодор. Меж двух миров. http://www.abc-people.com/data/fodor/p-6.htm

Юнг К. Г. К вопросу о подсознании. //Человек и его символы. Карл Густав Юнг и последователи. http://www.w3.org/TR/REC-html40

Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизический параллелизм. В кн.: Экпериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 1966, Вып. I, II. С. 185-189.

Там же.

Дэвид Гленн. Дразнящая загадка памяти. www.russ.ru/perevod/20040830.html

Правда.Ру

Меграбян А.А. Деперсонализация. Ереван, Армянское изд-во, 1962.

Дежа вю и сон

В ходе предшествующего исследования настоятельно возник вопрос об отношении дежа вю ко сну, поэтому для начала рассмотрим, как связано дежа вю со сном, ведь большинство свидетельств как раз указывало на такую связь. Действительно, хотя многим переживающим дежа вю это не очевидно, но сон связан с данным феноменом. Для прояснения этой связи приведем собственный опыт. Как только с нами случалось дежа вю, мы сразу вспоминали какие-то фрагменты из нашего прошлого, непосредственно связанные с той ситуацией, что была дана в дежа вю. Припоминаемые фрагменты либо предшествовали по смыслу и образам мгновению дежа вю, либо за ним следовали. Т.е. как только происходит дежа вю, сразу же вспоминаешь тот сон, в котором была такая же ситуация. И эти фрагменты вместе с тем, что было дано в дежа вю, мы видели ранее во сне. Припоминание фрагментов сна было достаточно четким. Вспоминалось даже приблизительно, когда этот сон приснился. Фрагменты вспомненного сна отличались от непосредственной реальности переживания в состоянии бодрствования, поэтому и можно было определить, что вспоминаешь сон, а не реальность. Мгновение дежа вю выступало здесь как общее в действительности и во сне. Но во сне переживаемая ситуация как правило имеет другой смысл, она заключена в другой контекст событий, чем это было наяву, т.е. в дежа вю предшествуют и следуют за ситуацией другие образы, нежели наяву. Дежа вю объединяет здесь, тем самым, сон и реальность. Окружавшие феномен события во сне другие, нежели наяву, только то, что было дано в дежа вю то же, в точности то же.
Тем самым можно предварительно констатировать, что в дежа вю наслаиваются друг на друга абсолютно идентичные состояния: одно – настоящее, другое – переживаемое некогда во сне. Сон вторгся в реальность, и принес в нее с собой не только то, что непосредственно переживалось в дежа вю, но некоторые другие свои фрагменты, отчего и возможно стало, вспомнить его, и определить, что удвоение состояния произошло именно из-за вторжения сна в реальность. То, что те, с кем случается дежа вю, не связывают его со сном, говорит лишь об особенностях памяти, т.к. причина дежа вю именно в наслаивании сна на реальность (реальность здесь употребляется в значении бодрствующего сознания). На первый взгляд это кажется лишь допущением. Ранее мы утверждали, что прошлая ситуация приходит именно из сна, но это положение не было еще раскрыто достоверно и с должной степенью закономерности. Но может ли дежа вю происходить не из сна?
Допустим, что сон здесь не причем, и припоминаемая в дежа вю ситуация случалась просто с нами однажды ранее, но мы об этом забыли. Но ведь в реальности не бывает двух очень похожих ситуаций, а мы ведь ранее выяснили, что в дежа вю как раз повторяется всё состояние целиком. В реальности не может произойти двух абсолютно идентичных ситуаций. Допустим, я определенный человек, нахожусь в определенное время в определенном месте, у меня такое-то состояние, настроение и т.д. Чтобы со мной досконально повторилась такая ситуация в будущем, нужно чтобы совпало все от времени года и суток, до моего возраста и положения всех вещей вокруг относительно меня. Но это невозможно, иначе пришлось бы отменить все законы движения времени, законы старения тел, вещей и т.д. Следовательно, будущая ситуация, которая в дежа вю выглядит как повторение, не могла быть в прошлом реальностью, но она была изначально спроектирована как будущее. Но кто и где мог спроектировать это будущее? Видимо не кто иной, как сам человек, который попал в такую ситуацию, ведь дежа вю случается именно с ним, а не с кем-то иным. Но как может быть такое точное совпадение? Мы, например, знаем, что некое предвидение будущей ситуации возможно, если мы знаем ее предпосылки. Если камень подброшен в воздухе и ничто не мешает ему упасть, то он вскоре упадет на землю. Если мы идем в университетскую аудиторию на занятие, то мы знаем, что занятие, скорее всего, состоится, так как до этого мы ознакомились с расписанием, знаем где находится университет и т.д. Если мы видим, что ребенок не воспитывается родителями, то предполагаем, что, скорее всего, он вырастет дурным человеком. Но это все неточные совпадения. Чтобы совпадение прогнозируемого будущего было точным, мы должны были бы объять весь спектр возможных причин и следствий. Иными словами: мы должны знать всё прошлое положение дел относительно какой-то ситуации, чтобы предвидеть точное будущее этой ситуации. Но в обычном нашем состоянии мы можем вспоминать лишь какой-то фрагмент прошлого, а не весь его багаж. И тут самое время вспомнить о том, что говорил Фрейд про удивительную способность сна – помнить даже самые незначительные моменты из нашего прошлого: "То, что сновидение имеет в своем распоряжения воспоминания, недоступные бодрствованию, представляет собою настолько замечательный и в теоретическом отношении настолько важный факт, что я хотел бы подчеркнуть его сообщением еще и других "гипермнестических" сновидений". Далее он приводит пример такой поразительной способности снов: "Мори сообщает, что у него некоторое время вертелось на языке слово Муссидан. Он знал, что это – название французского города, но подробностей об этом городе не знал никаких. Однажды ночью ему приснился разговор с каким-то человеком, который сказал ему, что он из Муссидана. И на вопрос, где этот город, ответил: "Му ecu-дан – окружной город в департаменте Дордонь". Проснувшись, Мори не придал никакого значения справке, полученной во сне. Учебник географии показал ему, однако, что она была совершенно справедлива. Этот случай доказывает превосходство познаний сновидения, но не выясняет забытого источника их". Выходит, что именно сон имеет доступ ко всему нашему прошлому. И имея доступ к этому совокупному прошлому, мы смогли бы предугадать развитие нашей жизни с наибольшей точностью? Выходит, что сон проектирует наше будущее, которое потом сбывается в дежа вю? Во всяком случае, это наименее противоречивая позиция, из всех, которые были высказаны ранее как в свидетельствах, так и в трудах ученых. Но раскрыть это утверждение более точно и основательно, мы сможем лишь после выявления полной структуры дежа вю и анализа времени. Но связь сна и бодрствования в дежа вю стала для нас теперь более очевидной, чем прежде.

Фрейд З. Толкование сновидений. http://www.neuroleptic.ru/books/freud-son-01.php

Там же.

Структура и виды дежа вю

Структура есть взаиморасположение и связь составных частей чего-либо. В предыдущих главах дежа вю было описано, были выделены его свойства как психического и когнитивного феномена. Теперь пришло время четко и пристально рассмотреть сам процесс дежа вю, из каких частей он состоит, и как они соотносятся, т.е. выявить структуру.
Мгновенное дежа вю
Мы выяснили, что, находясь (или же по горячим следам рефлексируя) в дежа вю, переживающие его понимают, что "уже" не только видели, но слышали, ощущали, переживали и т.д. некое состояние. Поэтому, делая акцент на лишь зрительном ощущении, мы затуманили бы сущность феномена. Описанные в самом начале работы свидетельства феномена позволили выделить его характерные черты. Состояние дежа вю, как правило, длится очень короткий промежуток времени, скорее даже не длится, а лишь моментально вспыхивает и тут же угасает. В это мгновение у человека создается впечатление, что он данную в дежа вю ситуацию уже переживал, а именно он констатирует что всё, происходившее с ним в это мгновение как будто повторилось, т.е. уже когда-то с ним было. Повторилось именно всё: и состояние тела, и состояние психики, и состояние сознания, мысли чувства, – в общем всё. Важны здесь, не сопутствующие обстоятельства, т.е. не то, что конкретно было увидено и услышано, но само внутреннее состояние человека в момент переживания дежа вю, иными словами – вся совокупность его сознания. Еще одной характерной чертой дежа вю является то, что оно, как правило, происходит в повседневной жизни, в самые обыденные и не привлекательные ее моменты. Это обстоятельство обычно не замечается, но оно обладает важным для понимания дежа вю смыслом, что будет показано далее.
Итак, обозначим более рельефно процесс переживается мгновенного дежа вю:

1. дежа вю внезапно появляется;
2. дежа вю исчезает, и мы осознаем, что уже переживали такую ситуацию;
3. уходящее дежа вю показывает нам фрагменты сна, и мы понимаем, что ранее эта ситуация являлась нам во сне (либо сон не вспоминаемся, и мы начинаем судорожно перебирать в памяти моменты, пытаясь вспомнить когда же с нами случалось нечто подобное).

Следует отметить, что все три пункта переживания совершаются за очень незначительный промежуток времени, так что даже трудно понять, где мы вспоминаем сон, а где уже осознаем само дежа вю.
Вот как выглядит дежа вю в основных своих проявлениях. Сейчас для нас важно как раз выделить тождественность переживания данной в дежа вю ситуации, тем самым сразу отринув расхожие представления психологов, о том, что дежа вю является сбоем в памяти. Мы исходим как раз из абсолютной идентичности двух накладывающихся друг на друга состояний, что должно свидетельствовать скорее о феноменальной точности памяти, чем о ее недолжном функционировании. Стоит даже отметить, что память обладает в дежа вю некоей фатальной неуклонностью. Ведь в дежа вю мы не по собственной воле вспоминаем происходящее переживание, но память как будто сама вдруг является и указывает нам, что мы здесь уже были, были в таком состоянии. Мы бы может и рады не вспоминать, что с нами это уже было, но от нас данное обстоятельство не зависит. Эта черта дежа вю еще более роднит его со сном. Вспомните свои сны: происходящее в них мы только наблюдаем и не можем изменить. Есть, конечно, сны, в которые вторгается сознание, и мы способны руководить там собой и выстраивать события по собственному желанию, но это так сказать сны на грани бодрствования. Опыт переживания большинства снов свидетельствует как раз об этой заданности происходящего, где мы претерпеваем что-то, но не можем ничего изменить.
Длящееся дежа вю
Описанный выше в связи со сном феномен дежа вю не единственный. Как мы видели, его существенной характеристикой было то, что он не длился (или воспринимался как не длящийся), его следует поэтому обозначить как мгновенное дежа вю. Но бывает такое дежа вю, которое длится. Его мы опишем из опыта предложенных выше свидетельств.
Такое дежа вю длится как правило около несколько секунд. Но важно здесь вовсе не количество времени, а сам факт того, что дежа вю может длиться. Насколько мы понимаем, о точной продолжительности феномена трудно судить, так как его осознание идет в основном ретроспективно. Это состояние качественно не отличается от мгновенного дежа вю, которое знакомо многим. Но его длительность позволяет более пристально к нему присмотреться.
В этом состоянии видят будущее. Но нужно отдавать себе отчет, что это будущее трудно сформулировать в виде суждений, наподобие предсказаний. Как правило, в дежа вю этого вовсе не требуется. Вы просто в продолжении дежа вю знали, что будет и как будет в мельчайших подробностях. Допустим, если это было в университетской аудитории на лекции, то все слова лектора, все движения окружающих вас студентов и даже свои движения, вы будете знать и предвидеть. Сознание в этот промежуток времени созерцает в единстве прошлое, настоящее и будущее. Настоящее, беременное будущим, буквально на ваших глазах разрешается, и при этом прошлое никуда не уходит, оно существует здесь же на лицо, правда это лишь самое недавнее прошлое. Сознание прошлого, настоящего и еще не наступившего есть для себя сразу. Время течет, но сознание есть в этом потоке и не есть. Ибо какая-то часть его над ним (потоком времени) возвышается и обозревает его весь. Правда, повторяем, длится это не долго, но это обстоятельство не меняет сути происходящего. Человек не принимал до этого наркотиков, совершенно бодрствовал и хорошо себя физически чувствовал. Как будто кто-то взял и поднял вас из времени. Но куда? Можно сказать, что в этот промежуток и времени-то как такового не существует для сознания, оно остается там, с телом и остальным миром. Поражает сейчас еще и то, что для этого совершенно ничего не приходится делать, вы сами никаких усилий (наподобие медитаций) не предпринимаете, чтобы войти в это состояние.
Как мы видели, здесь дежа вю длилось, хотя и не долго, поэтому для отграничения от мгновенного следует назвать его: длящимся дежа вю. Если осознание мгновенного дежа вю происходит ретроспективно, ибо оно застает нас врасплох и тут же исчезает, оставляя впрочем, смутные ощущения, то здесь осознание дежа вю происходило одновременно с самим дежа вю. Здесь на лицо все существенные черты дежа вю: тождественность наслаивающихся состояний, припоминание фрагментов сна (если они есть), незначительность (несудьбоносность) ситуации, плюс протяжение во времени и синхронное осознание. С выявлением данного типа дежа вю, нам теперь надлежит еще раз подвергнуть критике бытующий у психологов предрассудок. А именно: данная группа психологов склонна сопоставлять феномен дежа вю с феноменом потери памяти. Вот как они интерпретируют дежа вю в данной связи: " Симптом "уже виденного" представляет собой обратное выражение "впервые виденного". Дело в том, что чувство чуждости, незнакомости и нереальности настолько стушевывает и нивелирует тонкие познавательные качества, что этим самым облегчает отождествление со сходными образами воспоминания". Такое предположение отвергается существенной характеристикой дежа вю: оно происходит в основном в повседневности, т.е. там, где все знакомо. Психологи, находясь в плену у компенсационной теории подсознательного, пытаются вписать дежа вю в механизмы воспринимающей способности сознания. Но толкование этого феномена на уровне психики нивелирует его существенные черты. Психика человека якобы подстраивается через дежа вю под некоторые внешние условия. Однако внешние, естественные условия, мир (в более широком смысле) подвергается снятию самим переживанием дежа вю. В момент дежа вю само собой происходит то, что Гуссерль называл феноменологической редукцией естественной установки, и высветляется само переживание, cogito. Однако не сам человек ретроспективно осуществляет эту редукцию, но само состояние в дежа вю вынуждает откинуть данность мира "за скобки".
Рассмотрим этот вид детально:

1. дежа вю внезапно является;
2. мы начинаем осознавать, что уже переживали данную ситуацию, но дежа вю продолжает происходить;
3. дежа вю уходит (тождественная ситуация заканчивается) и мы возможно припоминаем сон.

Данный вид дежа вю является более проблематичным, чем первый, благодаря тому, что здесь к самой ситуации добавляется еще и ее осознание. В некоторых свидетельствах отмечалось, что, когда в длящемся дежа вю видишь будущее, то можно попытаться его изменить. Однако изменить это ближайшее будущее, как правило, не удается. И здесь может быть несколько причин. Во-первых, само наше осознание в течение данной ситуации может быть так же захвачено дежа вю, как и все происходящее вокруг. Т.е. если мы сознательно пытаемся совершить действие, которое бы не согласовывалось с тем, что мы осознаем как повторяющееся, то наше желание изменить, так же включено в повторение, и мы лишь делаем то, что и ранее делали в припоминаемой ситуации. Но такая структура переживания, не только свидетельствовала бы о том, что у человека нет никакой свободы воли, но и повлекла бы за собой непреодолимые трудности для ее адекватного прояснения, которое требует особого понимания времени.
Описанные два вида дежа вю разнятся относительно временного аспекта своей протяженности. Теперь, чтобы расширить нашу экспликацию дежа вю мы должны описать еще один его вид.
Мнемоническое дежа вю
По структуре это состояние немного сложнее, однако, качественно идентично с ранее описанным, что и позволяет нам включить его в исследование. Оно происходит так: когда-то происходило в реальности некое незначительное событие, которое было быстро забыто. Но, когда мы начинаем его вспоминать, то происходит тоже ощущение, что и в моментальном дежа вю и при этом вспоминается сон. Это не значит, что просто мы так ярко его вспоминаем, и от этого нам кажется, что оно как дежа вю. Некоторые события мы вспоминаем досконально, во всей их красочности и полноте, однако такого эффекта не происходит. Можно подумать, что мнемоническое дежа вю свидетельствует о правоте теории Фрейда, что две реальности (прошлая и настоящая) опосредствуются сном. Но здесь сон не находится между двумя реальностями, он находится позади как прошлой реальной ситуации, так и настоящей. Таким образом, получается, что когда это событие происходило реально (в прошлом), оно не подверглось дежа вю, но впоследствии, в воспоминании о нем его как бы нагоняет дежа вю и уже тогда отсылает ко сну, в котором она (ситуация) первоначально нам являлась, потому что, как мы уже выяснили, переживая дежа вю, мы тут же вспоминаем какие-то другие фрагменты сна, сопровождавшие данную в дежа вю ситуацию. Для большей ясности мы теперь разобьем этот вид дежа вю на структурные составляющие, но следует помнить, что эти структуры в своем бытии в дежа вю были одновременны:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Представить себя в этом состоянии
Курган А. Тайна феномена дежа вю опыт феноменологического анализа философии 4 времени
Насчет состояния
В последний раз у меня было такое ощущение

сайт копирайтеров Евгений