Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Решение, предложенное Фомой, интересно своей попыткой предложить обоснование для сохранения качеств и действий тела, обладающего определенной субстанциальной формой, в отсутствие самой формы. Эта проблема в средние века занимала умы в связи с задачей рационального объяснения Евхаристии.

Обратим внимание на сходство его решения с решением Авиценны: оба мыслителя полагают, что качества определяют предрасположение материи к той или иной субстанциальной форме, что именно качества простых тел вступают в соединение, и делают это благодаря присущей их субстанциальной форме способности определенным образом действовать: смешиваются они, как говорит Авиценна, "в результате взаимодействия и взаимопретерпевания"; "качество простого тела ... действует благодаря способности субстанциальной формы", утверждает Фома. Отличие состоит, в сущности, только в одном. Согласно Авиценне, субстанциальные формы элементов должны сохраняться в соединении, чтобы сохранялись их качества и специфические действия, Фома же утверждает, что субстанциальные формы элементов актуально не присутствуют в соединении, благодаря чему обеспечивается единственность субстанциальной формы.

Таким образом, характеристическое качество каждого элемента в смеси, выражающееся в его способности к определенному действию, не привязано жестко к его субстанциальной форме. Субстанциальной формы элемента может уже не быть, но действие соответствующего ей качества все еще сохраняется. Актуализация субстанциальной формы смешанного тела как раз и проявляется во взаимодействии наличных способностей исходных элементов и формировании новой (новизна ее состоит в перегруппировке, ином расположении исходных способностей) способности к действию, специфической уже для смешанного тела. При этом известная "автономия" качества простого тела от его субстанциальной формы не распространяется на действие, ибо действие осуществляется "благодаря способности (силой - in virtute) субстанциальной формы". Поэтому проявляющиеся в соединении действия первоначальных качеств позволяют говорить о "виртуальном" присутствии в нем субстанциальных форм элементов. Но это действие не влечет непременно актуального присутствия в смешанном теле этих субстанциальных форм, так как, согласно Фоме, "субстанциальная форма своим действием не переводится в актуальное состояние: ведь ничто не действует так, чтобы его действие выходило за пределы определенного его видом".

Перевод выполнен по изданию: Sancti Thomae Aquinatis Opera Omnia (cum hypertestibus in CD-ROM) ut sunt in Indice Thomistico; additis 61 scriptis ex aliis medii auctoribus; curante Roberto Busa S.J. 7 v. 1980.

Учтен английский перевод трактата: On the Combining of the Elements, trnsl. by V.R.Larkin / A source book in medieval science, ed. by E.Grant. Cambridge, 1974. P. 603-605. Разбиение на параграфы произведено в соответствии с английским переводом.

Примечания

1 Аристотель. О возникновении и уничтожении, I, 10 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1981. С. 413.

2 Там же. С. 414, 415.

3 Там же. С. 416.

4 Там же. С. 414.

5 Опубликованы в издании: Questiones et decisiones physicales insignium virorum: Alberti de Saxonia in octo libros Physicorum; tres libros De celo et mundo; Duos libros De generatione et corruptione; Thimonis in quatuor libros Meteororum... Buridani in librum De senso et sensato... Aristotelis recognitae rursus et emendatae summa accuratione... Magistri Georgii Lokert... (Paris, 1518).

6 Цит. по: A Source Book in Medieval Science, ed. by E.Grant. Cambridge, 1974. P. 607.

7 Там же. С. 608.

8 Там же. С. 607 .

1. Многие сомневаются относительно способа существования элементов в смешанном теле (соединении).

2. Некоторые полагают, что субстанциальные формы элементов сохраняются, тогда как активные и пассивные качества элементов, изменяясь, некоторым образом переходят в промежуточное состояние1 ; ибо если бы формы не продолжали существовать, то, по-видимому, имело бы место уничтожение элементов, а не их смешение (соединение).

3. Напротив, если бы субстанциальная форма смешанного тела была по отношению к материи актом, которому не предпосланы формы простых тел, тогда простые тела утратили бы природу элементов; ибо элемент есть то, из чего нечто составлено прежде всего, что присутствует в нем и является по своему виду неделимым2 ; ведь если удалить субстанциальные формы [элементов], смешанное тело не будет образовано из простых тел таким образом, чтобы они сохранялись в нем.

Но невозможно, [чтобы формы элементов сохранялись при наличии субстанциальной формы смешанного тела]. Ведь одна и та же материя не может усвоить формы различных элементов, и если субстанциальные формы элементов сохраняются в смешанном теле, то они должны быть в разных частях материи. Но материя не может иметь разные части, если в материи не примысливается количество; ведь если устранить количество, субстанция остается неделимой, как это ясно показано в первой книге "Физики"3 .

Физическое тело составлено из материи, которая является носителем количества, и субстанциальной формы, присоединяющейся к ней. Поэтому различные части материи, которые являются носителями форм [различных] элементов, по существу представляют собой несколько тел. Однако невозможно, чтобы [в смешанном теле] одновременно присутствовали многие тела. Тогда в каждой части смеси не будут находиться все четыре элемента, и следовательно, будет не истинная смесь, а только кажущаяся, как в случае, когда тела, не воспринимаемые ввиду своей малости, собраны вместе4 .

4. Далее, всякая субстанциальная форма предполагает особое предрасположение (dispositio) в материи, без которого она не может существовать; поэтому изменение предшествует возникновению и уничтожению. Но предрасположение, требуемое формой огня, и то, которое требуется формой воды, не могут находиться в одной и той же материи, поскольку именно в отношении таких предрасположений огонь и вода противоположны. Действительно, противоположности не могут присутствовать в одном и том же. Поэтому невозможно, чтобы в одной и той же части смешанного тела были субстанциальные формы огня и воды. Если же возникло смешанное тело, а субстанциальные формы элементов при этом сохраняются, то значит, это не истинная смесь (vera mixtio - соединение), а только кажущаяся, как если бы части, неразличимые вследствие своей малости, были помещены вблизи друг друга.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Гайденко П., Петров В. Философия природы в античности и в средние века истории науки и философии 5 чувственно
Гайденко П., Петров В. Философия природы в античности и в средние века истории науки и философии 12 элементы
Приводит
Is bn 12949описание манускрипта pa
Во времени

сайт копирайтеров Евгений