<<< ΛΛΛ >>>
Поэтому первые должно считать действительными, самодовлеющими и совершенными,
а несовершенные - позднейшие - происходящими от них и получающими совершенство от породивших (то есть как бы от родителей, которые совершенствуют кого родили изначально несовершенными);
поэтому поначалу они суть материя по отношению к создавшему, а затем она приобретает совершенство оформленности.
Далее, ежели душа аффицируема, и должно быть нечто неаффицируемое (в противном случае всё со временем погибнет),
значит должно быть нечто прежде души.
И если душа внутри мира, и должно быть нечто вне мира, - значит и с этой точки зрения должно быть нечто прежде души.
В самом деле, если то, что внутри мира, - во плоти и в материи, ничто не остается тождественным; следовательно, человек и все прочие понятия - будут не вечны и не тождественны.
Таким образом, что прежде души должен быть ум, можно усмотреть на основании этого и многого другого.
Но ум - если использовать это имя в истинном смысле - следует брать не в возможности и не пришедший в ум от неразумия
(потому что в противном случае нам опять придется искать тот, что предшествует этому),
а ум в действительности и всегда сущий как ум.
И ежели он обладает разумением не благопривнесенным, то мыслит ли он что, - мыслит от самого себя, и обладает ли чем, - обладает от самого себя.
А ежели он мыслит от самого себя и на основании самого себя, значит он сам и есть то, что он мыслит.
В самом деле, будь его сущность отлична от него, а то, что он мыслит, - иным, нежели он, - сама его сущность будет лишена мысли, и он соответственно будет не действительным, а в возможности.
Поэтому нельзя отделять одно от другого.
А мы привыкли по образцу нашего здешнего мысленно разделять и тамошнее.
- Но на что в таком случае направлено его действие и что он мыслит, чтобы мы могли полагать его тем, что он мыслит?
- Я думаю, ясно, что подлинно будучи умом, он мыслит сущие и их осуществляет.
<<< ΛΛΛ >>>
Плотин говорит о природе блага Смешение в отличие от возникновения компонентов состоит Природа есть некое понятие Гайденко П., Петров В. Философия природы в античности и в средние века истории науки и философии 6 природе Природой элементов является само качество
|