Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Из его ранней работы (1938) можно понять, что все три группы глосс - анонимного автора, пс.-Бирхтферта, и Vetus Commentarius - были напечатаны уже Новиомагом26 (годом позже (1939), Джонс пишет, что incerti auctoris glossae были впервые опубликованы Эрвагием в 156327 ). Что касается манускриптов, "источник глосс incerti auctoris неизвестен, хотя они, вероятно, содержались в манускрипте из Кельна, поскольку там жил издатель [Новиомаг] и там он добыл тексты работ Беды"28 .

В 1976 Джонс повторил, что "происхождение Brideferti Glossae и Incerti Auctoris Glossae неизвестно; но третий - Vetus Commentarius - скопирован Иоанном Новиомагом (Бронхорстом), кельнским профессором философии... из Cologne Bischofsbibliothek MS. 102, написанного в Кельне ок. 1000"29 .

В критическом издании De temporum ratione Беды (1977), Джонс30 определенно заявил, что "глоссы incerti auctoris Новиомага были скопированы из MS Cologne 102, с добавлениями из 83". Быть может, это описка: имелся в виду Vetus Commentarius.

В критическом издании De natura rerum31 , которое осуществлялось под общей редакцией Джонса, издатель32 - Фрэнсис Липп - сопроводила текст другими глоссами33 , которые свободны от влияния Эриугены, хотя и были составлены в его близком окружении - в Лане до 878 г. Этот манускрипт исследовал Дж.Контрени.

Согласно Контрени, скрипторий Лана был в 870-х годах одним из основных центров по распространению глосс к работам Беды. Изданный Липп манускрипт работ Беды34 содержит глоссы, составленные в Лане Мартином Ирландским (819-875) и его коллегами35 . Контрени считает, что кто бы ни являлся составителем известных глосс "пс.-Бирхтферта" к работам Беды, он использовал глоссы из Phillipps 1832 (это наиболее подробно откомментированный манускрипт в собрании Мартина Ирландского). Глоссы на De natura rerum в Phillipps 1832, ff. 1r-9r написаны той же рукой, что скопировала текст, и не рукой, встречаемой в прочих ланских манускриптах. На полях De temporibus - работы, что следует сразу за De natura rerum (ff. 9v-14v) - в гл. 14 (f. 12r) - еще одним ланским (третьим) почерком отмечен текущий год - 878 г. Именно эта рука отметила смерть Мартина в Анналах Лана36 . О "глоссах неизвестного автора" Контрени совсем не упоминает.

Ясно одно, необходимо заново исследовать манускрипты, содержащие De natura rerum и глоссы, отправляясь от списка манускриптов, приводимого Джонсом в критическом издании. Ему манускрипты с интересующими нас глоссами были неизвестны и, возможно, они совсем утрачены. Глоссы из Лана, к которым, возможно, имел отношение коллега Иоанна Скотта - Мартин Ирландский, являются независимой группой, а потому не помогут в поисках манускриптов.

Глоссы к Decem categoriae

Если происхождение анонимных глосс к De natura rerum невозможно установить через анализ их манускриптов, следует обратиться к самому их тексту. Но прежде, рассмотрим другие группы глосс/ другие школьные тексты, которые обнаруживают родство с нашим материалом, а именно, имеют идентичные пассажи, темы, идеи и т.д. Это поможет очертить бульший круг текстов, а значит, расширит возможности их идентификации.

Существует целая группа манускриптов с глоссами, которые содержат определения "природы" из Перифюсеон и обнаруживают текстуальное тождество с глоссами к De natura rerum. Речь идет о хорошо известном семействе глосс к анонимному логическому трактату Decem categoriae - столь же обязательному в каролингской школе учебнику, как De natura rerum Беды. Эти глоссы, имеющиеся в различных манускриптах (см. Приложение III сн. 31), были изданы Джоном Маренбоном37 . Глоссы, тождественные глоссам к De natura rerum, относятся к слову NATURA из сочиненного Алкуином стихотворного введения к Десяти категориям. Следующая их часть относится уже к § 19 Десяти категорий (ed. Minio-Paluello 137, 17-18).

Происхождение и характер глосс к Десяти категориям и их манускрипты неоднократно обсуждались (см. Приложение V). Шелдон-Уильямс и Маренбон приписывали их Гейрику из Осерра, Жено и д'Онофрио сомневались в такой атрибуции. Курсель и Контрени полагали, что их автором (среди прочих) мог быть Ремигий из Осерра.

Наиболее часто упоминаемый манускрипт этого семейства - известное собрание логических работ - Paris BN 12949 (далее - P). Он содержит разнообразный, имеющий отношение к Эриугене, материал - большей частью по логике. В одной из глосс Израиля из Сен-Максимина (X в.) к Эйсагогу Порфирия упоминается Перифюсеон. Как отметил Ван де Вивер, в IX веке только великие наставники - Алкуин и Иоанн Скотт - широко использовали Эйсагог и Perihermeneias Аристотеля. Гейрик и Ремигий держались Decem categoriae, De nuptiis Марциана Капеллы, De consolatione philosophiae и Opuscula sacra Боэция38 .

Характерно, что разделы по компутистике в P скопированы из MS Valenciennes 174 (s. IX), (далее - V), который содержит три главные вычислительные работы Беды и глоссы к ним39 . В свою очередь, глоссы к De natura rerum в V связаны с глоссами из MS Melk, s. IX2 и его дериватов40 .

Здесь я хочу указать на одну примечательную деталь, связывающую этот кодекс с кругом Эриугены и до сих пор никем не отмеченную. Список греческих слов из f. 81r, опубликованный Э.Жено41 , дает свидетельство знакомства глоссатора с трактатом К Кандиду Арианину (Ad Candidum) Мария Викторина. Эти слова - Фn, tХ mѕ Фn, mѕ Фnta, Фnta, toа Фntoj, Ыlh, lТgoj (за исключением k"rukhn oЩs...a и њnfasin) -взяты из десяти начальных глав трактата Викторина42 . И если можно спорить относительно отнесения этих расхожих слов философского вокабуляра именно к Ad Candidum, то редкое словосочетание noаj patrikХj ("отчий ум")43 из того же списка встречается только в первой главе Ad Candidum44 и ясно указывает на этот источник. Из каролингских авторов только Алкуин и Иоанн Скотт использовали работы Мария Викторина (Гинкмар Реймсский их только упоминает).

Как бы то ни было, вместе с глоссами на Десять категорий в поле зрения исследователей, ищущих "эриугеновские" глоссы и их манускрипты-прототипы, появляется еще одно семейство манускриптов.

De natura quid sit

Определения природы из рассматриваемых анонимных глосс к De natura rerum Беды составляют часть небольшой подборки определений "природы", которая называется De natura quid sit (О том, что такое природа) (Приложение IV). Этот короткий текст находится среди других отрывков по логике в MS Brussels 10. 661-10.665, f. 62vb l.31-50 (Приложение V). Он издан Де Рийком45 , который полагает, что эти логические работы использовались в девятом веке в школах Санкт-Галлена. Работы, которые непосредственно окружают De natura quid sit, как кажется, восходят к кругу Иоанна Скотта.

Так, несколько листов кодекса подряд содержат отрывок по риторике, написанный, согласно Де Рийку, Ноткером Заикой (Notker Balbulus, ок. 840-912); трактат Quomodo VII circumstantiae (Каким образом [должно располагать в речи] семь обстоятельств); отрывок De natura quid sit; философское письмо, возможно, от ученика Иоанна Скотта, Лиутберта, архиепископа Майнца (863-889) к Изону (†871), учителю в Санкт-Галлене46 (некоторые выражения письма заставили Де Рийка считать, что оно также происходит из круга Иоанна Скотта47 ).

De natura quid sit [f. 62vb l.31-50] состоит из двух частей: первая инспирирована чтением Перифюсеон, во второй цитируются определения из Против Евтихия (Contra Eutychen) Боэция. Эриугеновская часть текста соотносится с элементами Ib и IIc изданных Маренбоном глосс к Decem categoriae (см. Приложения III и VI). Как и в глоссах на Decem categoriae, излагаются и другие теории Иоанна Скотта. Говорится, что зло не есть усия, но представляет собой не имеющее субстанции "ничто"; что Бога называют "ничто", поскольку Он не существует propter excellentiam - по-превосходству своей природы. Характерно, что порядок акциденций изменен в сравнении с таковым в глоссах на Decem categoriae. "Количество" следует сразу после "усии", являясь первой акциденцией, как в Перифюсеон (P I, 463A).

Такой порядок категорий дают Кассиодор (Institutiones II, 10) и Десять категорий (144, 17-19). Как ни странно, глоссы на Decem categoriae принадлежат другой традиции и следуют скорее Марциану Капелле (De nuptiis IV, ed. A.Dick. P. 168-170), первому комментарию Боэция на Эйсагог и Калкидию (in Tim., ed. Waszink, § 305, 307, 3-6). Сам Иоанн Скотт колебался относительно того, какая из акциденций - качество или количество - должна идти первой, что было вызвано расхождением авторитетных для него источников (ср. его Annotationes 84, 6 и 89, 16).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Прежде вековых времен
Обладающей всеми потенциями природы
В существующем по природе
Обычно связанных с учением о смешении
Вневременном акте творит в бесформенной материи первоэлементы

сайт копирайтеров Евгений