Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

8                          Фрагмент предисловия к "Человеческому, слишком человеческому", 10. Ср. также явление Ариадны в "Воле к власти", I, 2, 226.

142

ЖИЛЬ   ДЕЛЕЗ

ет — чародей ли под маской Ариадны, сама ли Ариадна на ухо Дионису.

Почему Дионис нуждается в Ариадне, в том, чтобы быть любимым? Он распевает песнь одиночества, жаждет невесты9. Все дело в том, что Дионис — бог утверждения; но для того, чтобы утвердить само утверждение, необходимо второе утверждение. Утверждение должно раздвоиться, чтобы удвоиться. Ницше и различает два утверждения, когда говорит: "Вечное утверждение бытия, вечно я твое утверждение"10. Дионис — утверждение Бытия, а Ариадна — утверждение утверждения, второе утверждение или деятельное становление. С этой точки зрения, все символы Ариадны меняют свой смысл, коль скоро они соотносятся с Дионисом, а не искажаются Тесеем. Не только ариаднина песня перестает быть выражением затаенной злобы, становясь деятельным исканием, уже утверждающим вопросом ("Кто ты... Меня ведь, меня ты хочешь? Всю меня?"), но и лабиринт уже не лабиринт познания и морали, лабиринт уже не путь, на который с нитью в руках вступает тот, кому предстоит убить быка. Лабиринт превратился в белого быка, в самого Диониса-быка: "Я твой лабиринт". Точнее, теперь лабиринт является ухом Диониса, лабиринтообразным ухом. Необходимо, чтобы у Ариадны были такие уши, как у Диониса, тогда она в состоянии расслышать дионисическое утверждение, а также ответить утверждению на ухо самого Диониса. Дионис говорит Ариадне: "Малы уши твои, мои уши твои: умное слово вмести!", слово "да". Дионису еще случается в шутку сказать об ушах Ариадны: "Почему они не еще длиннее?"11 Так он напоминает ей о заблуждениях того времени, когда она любила Тесея: тогда ей казалось, что утверждать — значит нести на себе бремя, быть ослом. На самом деле, благодаря Дионису уши Ариадны стали маленькими: круглое ушко, благоприятствующее вечному возвращению.

Лабиринт уже не имеет отношения к архитектуре, он стал звучащим и музыкальным. Не кто иной, как Шопенгауэр, определял архитектуру через отношение двух сил — несущей и несомой, опоры и груза, пусть даже силы эти почти что

9 Заратустра, II, "Ночная песнь".

10                        Дионисовы дифирамбы, "Слава и вечность".

11                              Сумерки идолов, "Набеги несвоевременного", 19.

143

сливаются. Музыка же предстает чем-то противоположным, когда Ницше все больше и больше расходится со старым под-делыциком, чародеем Вагнером: она сама Легкость, чистая невесомость12. Не свидетельствует ли весь этот ариаднин треугольник о какой-то антивагнеровской легкости, характерной скорее для Оффенбаха и Штрауса, чем для Вагнера? Чего не отнять у Диониса-музыканта, так это его способности сделать так, чтобы затанцевали крыши, заходили перекрытия13. Музыка, конечно же, доносится и со стороны Аполлона, а также и со стороны Тесея; но музыка эта поделена по территориям, средам обитания, видам деятельности, этосам: трудовая песнь, походная, танцевальная, песнь отдохновения, застольная, колыбельная... почти что "уличные песенки", у каждой из которых свой вес14. Дабы музыка обрела свободу, надо будет перейти на другую сторону — туда, где сотрясаются территории или низвергаются архитектуры, где перемешиваются этосы, где раздается могучая песнь Земли, великая ритурнель, преобразующая все напевы, которые она захватывает и возвращает15. Дионис не знает иной архитектуры, кроме архитектуры путей и маршрутов. Не было ли свойственно уже песнопению исходить из территории по зову или дуновению Земли? Каждый из высших людей оставляет свое убежище и направляется к пещере Заратустры. Но один только дифирамб простирается по всей Земле и объемлет ее целиком и полностью. У Диониса нет больше территории, ибо он на Земле повсюду16. Звучащий лабиринт — это песнь Земли, Ритурнель, персонифицированное вечное возвращение.

Но к чему противопоставлять две стороны, как противопоставляют истинное и ложное? Не идет ли сила ложного с

12                            Казус Вагнер.

13                          Ср.: Marcel Detienne, Dionysos a ciel ouvert, Hachette, p. 8Q-81 (и "Вакханки" Еврипида).

14                          Даже своим животным Заратустра говорит: вечное возвращение, "вы уже сделали из этого уличную песенку" (III, "Выздоравливающий", §2).

15                          Ср. отдельные строфы "Семи печатей" в третьей части "Заратустры" .

16                          По вопросу о "святилище", то есть территории Бога, ср.: Jean-maire, р. 193 ("Его можно встретить повсюду, и тем не менее он нигде не у себя дома... Он скорее прокрадывается, чем навязывает себя...").

144

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Отжившая свое философия истории философа
Делез Ж. Критика и клиника современной философии 11 болезнь
Характеристики высшего человека пересекаются с определениями высшего человека вообще его серьезность
Образует язык грядущего можно было бы сказать
Делез Ж. Критика и клиника современной философии 4 времени

сайт копирайтеров Евгений