Пиши и продавай! |
Все восхваляют прекрасный Золотой Век, когда я, Досуг, давал душам покой, мир и свободу от этой вашей добродетельной богини Работы: приправа голода одна могла делать сладкой и приятной для тела пищу из желудей, яблок, каштанов, персиков и кореньев, что доставляла благожелательная природа. И такая пища питала лучше, больше нравилась, дольше поддерживала жизнь, чем все прочие когда-либо изобретенные искусственные кушания - плод деятельности и занятия, чьи служители обманывают и усыпляют вкус: приготовляя яд, как сладость, производя то, что более нравится вкусу, чем потребно желудку, и тем самым, в угоду прожорливости, вредя здоровью и жизни. Все превозносят Золотой Век, а затем уважают и чтят, как добродетель, того самого палача, который задушил его, кто изобрел твое и мое; кто разделил и сделал собственностью одного иль другого не только землю (данную всем живущим на ней), но даже и море, того гляди, и воздух. Не он ли положил предел чужой радости и сделал так, что то, чего было вдоволь для всех, стало в избытке у одних и в нехватке у других: отчего одни против своей воли стали жиреть, а другие - умирать с голоду. Он переплыл моря и, нарушив законы природы, смешал народы, которые разделяла благосклонная мать-природа, и разнес пороки одного народа прочим. Ибо не так заразительны добродетели - конечно, если мы не станем величать добродетелями и благом тех, что из-за каких-то заблуждений и привычек называются и чтятся нами, как таковые, хотя всякий осуждает следствия и плоды их своим природным чутьем и разумом. Таковы суть открытый разбой и глупость, и злодеяния захватных и собственнических законов моего и твоего, по которым тот справедливее, кто более сильный собственник; тот достойнее, кто ревностнее и предприимчивее, кто был первым захватчиком тех даров и участков земли, какими природа и, следовательно, божество безраздельно одарили всех. Неужели я, Досуг, буду в меньшем почете, нежели он, Недосуг, я, что своим кротким, исходящим из уст природы голосом, наставлял жить тихо, спокойно и, довольствуясь настоящею и ясною жизнью, брать благодарным чувством и руками то сладостное, что дает нам природа, а не, как неблагодарные и непризнательные, отказываться от того, что она нам подает и на что нам указывает, ибо то же самое нам подает повелевает Бог, творец природы, кому мы также становимся неблагодарными. Неужели, повторяю, в большем почете будет тот, что столь мятежный и глухой к советам, придирчивый и презрительный к дарам природы, отдает свои мысли и руки искусственным делам и махинациям, из-за коих мир подвергся порче и извратились законы нашей матери. Разве вы не слышите, как теперь мир, поздно заметив свои злосчастия, оплакивает тот век, когда я своим господством поддерживал веселье и довольство в человеческом роде, и как громко жалуясь проклинает настоящий век, в котором Рвение и предприимчивый Труд, приводя все в замешательство, хвалятся, что уладят все шпорами тщеславной почести? О, век златой прекрасный, Не потому, что млеко Текло в реках, и лес сочился медом; Не потому, что жатву Сохой нетронута земля сама давала, А змеи были кротки и без яду; Не потому, что облак хмурый Не развернул еще тогда покров свой, - И вечною весною, Что ныне спустится и быстро улетает, Смеялось небо светом и лазурью; Что корабли на берега чужие ни торговца, Ни странника, ни воина с собой не привозили: Но только потому, что это Пустое и бессмысленное имя, Что этот идол заблужденья и ошибок, Тот, кто толпой безумной Впоследствии почетом назван был И кто природы нашей сделался тираном, - Сколько их ни было |
|
|
|