Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

"Капитала", подчеркнуть интеллектуальный разрыв, совпадающий с "эпистемологическим разрывом"; 2) разработать структуралистский, т.е. не гуманистический и не историцистский, марксизм; 3) в общих чертах набросать науку об истории, или об общественных формациях, которая гарантировала бы научность и избегала бы опасности идеологии и субъективизма.

Рассмотрим последовательно пути, ведущие к этим целям.

00.htm - glava08

VI. Структуралистская мистификация

1. Нам не обязательно по примеру многих других шаг за шагом проходить интеллектуальный путь Маркса, начиная с письма к отцу и кончая "Манифестом Коммунистической партии" и "Капиталом". Не будем спорить о том, какой философии придерживался Маркс в период своего духовного формирования. Согласимся с Гурвичем и Альтюссером, хотя и с большой долей сомнения, что Маркс был ближе к Канту и Фихте, чем к Гегелю. И все же он принадлежал к кругу младогегельянцев и выбрал в качестве собеседника Гегеля, а не кого-либо другого. Многочисленные документы свидетельствуют, что во время своего пребывания в Берлине он уже сознавал исторический момент: один философ разработал систему, в которой становление мира и духа получает концептуальное выражение. эта система раздражает

310

Маркса, он с ней не соглашается и, может быть, никогда и не соглашался, даже если оставить в стороне невозможность ее реализации. Но он ищет себя, хочет определиться по отношению к ней. Собеседник, труды которого он, строчка за строчкой, комментирует и отвергает,- это Гегель, а не Кант или Фихте.

Из этого столкновения с Гегелем возникли две темы, которые проходят через все творчество Маркса,- праксис и критика. Философы до сих пор лишь объясняли мир, но теперь речь идет о том, чтобы изменить его. Изменяет мир не мышление философа изменяют мир практические действия. Чтобы в самом деле изменить мир, нужно, кроме того, развеять иллюзии ложного сознания, которым заражено каждое общество и даже каждый человек. Вопрос об отношении зрелого Маркса к молодому Марксу сводится в основном к вопросу о том, как соотносятся критика религии, права, государства, которой занимался Маркс с 1843 г., и критика политической экономии, осуществленная в "Капитале". Интерпретация критики различным образом связывается с интерпретацией овнешнения (Entausserung) и отчуждения (Entfremdung). В послевоенные годы (в период господства экзистенциализма) отцы-иезуиты Фессар, Биго и Кальвез, а также экзистенциалисты рассматривали всю марксистскую мысль в целом как нечто вневременное, основываясь на работах 1845 или 1867 г., как будто эта мысль не претерпела никаких изменений, как будто

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С какой легкостью католические мыслители возрождают оптимизм эпохи просвещения оптимизм интеллигенции царства
Приблизительно так марксизм определяет цель истории человек разумной
Арон Р. Мнимый марксизм политологии и философии 3 мышление
Форма извлечения прибавочной стоимости оказывает решающее влияние на практику в обществе
Есть ли более убедительное доказательство величия

сайт копирайтеров Евгений