Пиши и продавай! |
Слово "убедил", встречающееся довольно часто, говорит о многом с точки зрения способов самоуправления. Эллины вместе выбирают дорогу, и потому Эллада не может идти по пути одного человека, не может разделить его судьбу. Та же концепция прослеживается у Эсхила ("Персы"). Весь стиль геродотовского труда говорит о его упоении игрой. Видимо, в его родном Галикарнассе, да и в тех странах, которые он посетил, жизнь была отнюдь не такой бурной, как в послевоенных Афинах, где создавался его труд. * * * Несколько замечаний, поясняющих логику изложения. Возможно, читатель уже потерял нить наших рассуждений. Здесь самое время напомнить ее, попутно набросав схему ментального взаимодействия уровней. В общем, то, что будет изложено здесь, - только адаптация статьи А.С. Шанцера и К.А. Косоглазенко к историческим исследованиям <см. Приложение>, и здесь будет сделана первая предварительная попытка упаковать использованный на предыдущих страницах инструментарий. Итак, мы зафиксировали три типа деятельности (предметная, игровая, игротехнологическая), каждая из которых (по определению (3)) имеет одну и ту же структуру. Однако, точки, дискретно характеризующие деятельность: - анализ (=рефлексия) - постановка цели (=мотивация) - действие - могут служить как характеристиками процесса, так и характеристиками состояния субъектов, осуществляющих деятельность. (8) При этом в качестве процессуальных характеристик они, очевидно, утрачивают дискретность и каждая из них, в свою очередь, раскрывается как изоморфная последовательность тех же самых процессуальных характеристик (принцип фрактальности), и этот процесс может быть бесконечным, а в качестве характеристик состояния они, напротив, дискретны на каждом из выбранных для рассмотрения фрактальных этажей. Целеполагание (M) - действие (D) - рефлексия (R),- это схема весьма обобщенная. На самом деле каждая стадия деятельности может быть рассмотрена как бы под увеличительным стеклом, и тогда станет очевидно, что целеполагание, рассмотренное как процесс, представляет собою: 1) стремление структурировать цель (мотивация на мотивацию, mM), 2) структурирование цели (действие по целеполаганию, dM) и 3) рефлексию целеполагания (проверку того, соответствует ли поставленная цель тому, чего хотелось изначально, rM). Каждая из этих трех "вновьоткрытых" точек тоже может быть раскрыта как процесс: например, вторая предстает как следующая тройка точек: 1) мотивация на действие по целеполаганию (mdM), 2) делание действия по целеполаганию (ddM), 3) рефлексия действия по целеполаганию (rdM). Философия до Сократа представляет собою проявление в ментальном мире тех людей, кто достиг точки R первого этажа второго уровня и раскрыл ее для себя как процесс. Здесь, собственно говоря, зарождаются естественные науки, объясняющие устройство мира. Если раньше (в период архаики) оказавшиеся в этой точке создавали мифы и эпические поэмы, то теперь пришедшие сюда начинают создавать новые концепции возникновения и существования объектного мира. Эти концепции зачастую строятся на материале мифов, но всегда с помощью логики, созданной повседневностью. Это происходит потому, что рефлексия R-2 так или иначе является рефлексией игрового действия, а поскольку игровая и предметная деятельности всегда слиты для человека в повседневную деятельность, логика осмысления мира естественным образом лепится повседневностью. "Он лепит из опыта лепет, И опыт из лепета пьет" О.Мандельштамм В свете сказанного представляется весьма малополезным занятием разделение интеллектуального продукта, появившегося в точке R-2, на науку, философию и остатки мифологии. Там все находится в первоначальной слитности: игровое действие многолико, а люди, оказавшиеся в состоянии рефлексировать его, ищут в этой многоликости нечто единое, поэтому в содержании этого рефлексивного процесса невозможно указать: вот отсюда пошла физика, а отсюда логика: все мешается со всем, все разное происходит от единого. До нас дошли изречения семи мудрецов (Клеобула, Солона, Хилона, Фалеса, Питтака, Бианта и Периандра), представляющие собой своеобразные упаковки логики повседневности. Они касаются поведения человека и, видимо, их авторы были уверены в том, что следование их советам обеспечит адекватное тогдашней повседневности поведение. Приведу только некоторые из них: "1.КЛЕОБУЛ, сын Эвагра из Линда, изрек: 1.Мера лучше всего. 2.Отца надо уважать. 3.Будь здоров и телом и душой. 4.Будь любослух, а не многослов. ...9.Согражданам советуй наилучшее. ...12.Детей воспитывай. 13. Удаче молись. 14.Ссоры замиряй. ...19.Насмешкам остряка не смейся, не то будешь ненавистен тем, на кого они направлены. 2. СОЛОН ... 12.Согражданам советуй не самое приятное, а самое полезное. 13.Не будь дерзким. 14.Не якшайся с дурными. 15.Почитай богов. 16.Уважай друзей. 17.Чего <не> видел, того не говори. 18.Знаешь - так молчи. 19.К своим будь кроток. 20.О тайном догадывайся по явному. 3. ХИЛОН ... 1.Знай себя. 4.Не хули ближних, а не то услышишь такое, от чего огорчишься. 5.На обеды друзей ходи медленно, на беды - быстро. 6.Свадьбу устраивай дешевую. 7.Покойного величай. 8.Старшего уважай. 9.К тому, кто суется в чужие дела, питай ненависть... 4. ФАЛЕС... 1.Где порука, там беда. ...7.Не перенимай от отца дурного. ...14.Учи и учись лучшему. ...18.Блюди меру. 19.Не верь всем подряд. 20.Нажодясь у власти, управляй самим собой. ..."<12, с.92-93> философии Шохов А. Структура ментального мира классической Греции 13 энергия |
|
|
|