<<< ΛΛΛ >>>
Часть третья
1* Употребляемый здесь П. Рикёром термин modernite обозначает и «современную эпоху», и эпоху модерности (модерна), или Нового времени. Немного далее этот термин приобретет дополнительный оттенок, обозначая уже и «современность» как характеристику, которой каждая данная эпоха наделяет саму себя, и эпоху модерности в ее противопоставлении эпохе постмодерности (постмодерна), или — в соответствующих контекстах — постсовременности. В переводе мы будем учитывать оба этих значения.
2* См.: Арендт X. Ситуация человека. Разделы 24-26 главы V // Вопросы философии, 1998, № 11.
3* См. об этом: Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1, с. 27-33.
4* Очевидно, имеется в виду: «Поэтика», 1461Ь 9-16.
5* См.: Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
6* Имеется в виду работа Вильгельма Шаппа «Впутанный в истории» («In Geschichten verstrickt»). См.: Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1, с. 91-92.
7* См.: Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Собр. соч. В 6 томах. Т. 6. М., 1966, с. 487.
8* Вейцман Хаим (1874—1952) — первый президент государства Израиль, один из лидеров сионистского движения.
9* Французский философ, математик и экономист Антуан Опостен Курно (1801—1877), в концепции которого значительное место занимало понятие случайности, понимал случай как результат совместного действия независимых друг от друга причинных рядов.
10* См.: Аристотель. Поэтика, 1448 а 15-17.
И* Речь идет о разгроме французской армии в 1940 г. См.: Блок М. Странное поражение. М., 1999.
12* См. об этом: Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1, с. 240—250. 13* См. комм. 10* к первой части.
14* См.: Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. соч. В 6 томах. Т. 4, часть 1. М., 1965, с. 269.
15* См.: Аристотель. Никомахова этика, 1094Ь 24-25.
706
Комментарии
16* См.: Кант И. Критика способности суждения, § 9, 39, 40, 48 и др.
17* Французский термин derivation, используемый автором, означает и «выведение», и «отклонение» (от подлинности). Здесь важны оба эти значения.
18* Выражение «первобытие» (etre sauvage) M. Мерло-Понти использует в поздних сочинениях, например в работе «Видимое и невидимое» («Le Visible et l'Invisible». Paris, 1961), для обозначения исходного, первоначального бытия как предельного основания отношений субъективности и мира, источника существующих в мире смыслов.
<<< ΛΛΛ >>>
Перевод с франц Русский перевод см
|